3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

Pontiac ("Понтиак")

Фирма по производству конных колясок Pontiac Buggy ("Понтиак Багги") была основана в 1893 г. в городе Понтиак, штат Мичиган. С 1907 г. она выпускала автомобили Oakland ("Окленд"). Первые машины Pontiac появились только в 1926 г. (недорогие Pontiac Six ("Понтиак Сикс"). Концерн General Motors ("Дженерал Моторс"), купивший эту фирму, долгое время не занимался ее развитием.

Авторитет изготовителя автомобилей спортивного характера отделение Pontiac завоевало в 60-е гг., выпустив серию "ОТО". Здесь показан экземпляр 1968 г.

К 50-м гг. Pontiac по своему корпоративному статусу в концерне GM находилась между Chevrolet ("Шевроле") и Oldsmobile ("Олдсмобил"). По объему продаж Pontiac занимала обычно шестое место, удачно конкурируя с такими отделениями, как Mercury ("Меркьюри") концерна Ford ("Форд") и Dodge ("Додж") концерна Chrysler ("Крайслер").

Такие эмблемы украшали в 70-е гг. автомобили Pontiac Firebird

Не имея претензий по выпуску автомобилей с выдающимися характеристиками, компания, тем не менее, переместилась в 60-е гг. на третье место вслед за Chevrolet и Ford. Лишь после этого она представила скоростную модель Tempest GTO ("Темпест"). Tempest GTO и дебютировавшая следом модель Firebird ("Файрбёрд"), аналогичная Chevrolet Camaro ("Шевроле Камаро"), изменили репутацию Pontiac. В зависимости от года выпуска первое поколение Firebird оборудовали 6-цилиндровыми моторами с верхним распредвалом (3769 см3 и 115-235 л.с. или 4093 см3 и 175-215 л.с.) или двигателями V8 (5340 см3 и 253-285 л.с., 5799 см3 и 265-325 л.с. или 6558 см3 и 330-345 л.с.).

Pontiac Chieftain ("Чифтен") предлагали в вариантах с кузовами седан, кабриолет и универсал. Это модель 1953 г. с нижнеклапанным двигателем V8 мощностью 118 л.с.

В этот период руководителем Pontiac стал Джон Захария ДеЛориан (John Zachary DeLorean), оставивший особый след в истории компании. К 70-м гг. ее автомобили приобрели более спортивный облик. В 80-е гг. Pontiac позволила себе разработать модель Fiero ("Фиеро") с двигателем в пределах колесной базы.

2-местный Pontiac Fiero с двигателем в пределах колесной базы

И в начале 90-х гг. важной для компании, выпускающей в основном близкие к Chevrolet и Oldsmobile ("Олдсмобил") семейные автомобили, оставалась модель Firebird. По объему продаж Pontiac занимала третье место в США, даже в трудный для страны 1991 г. выпустив более полумиллиона автомобилей. В начале XXI века в ее программе появились очень модные в США универсалы типа "спорт-ютилити" Aztec ("Ацтек") и Vibe ("Вайб"). Своих покупателей находит минивэн Montana ("Монтана"). В 2002 г. один из его вариантов получит полноприводное шасси, унифицированное с Aztec.

В 1970 г. модель "СТО" получила симпатичный 2-дверный кузов, укороченную базу и название The Judge ("Джадж")

Pontiaс Tempest GTO ("Понтиак Темпест GТО") 1964-1967

Как только концерн Ford изумил американцев своей компактной 2-дверной моделью Mustang ("Мустанг"), отделение Pontiac представило собственную версию подобных машин. Открыла серию Tempest GTO. Этот легкий по американским меркам автомобиль обладал огромной мощностью.

В 1967 г. "GTO" предлагали с 6,5-литровым двигателем Ram-Air V8 (360 л.с.)

Американский автомобильный историк Ричард Лэнгуорт (Richard Langworth) дал ему очень точную характеристику: "Соответственно укомплектованный, "GTO" мог обеспечить беспрецедентные для 6-цилиндровой машины характеристики. Конечно, можно было заказать его сравнительно умеренный вариант с мотором мощностью 335 л.с., автоматической коробкой и так далее. Знатоки же изучали перечень возможных вариантов значительно внимательнее. Базовым было купе Tempest Le Mans ("Темпест Ле-Ман") за 2500 долларов. Комплектация "GTO" требовала еще 300 долларов: механическая коробка передач, двигатель рабочим объемом 6375 см3, более живое рулевое управление, амортизаторы пожестче, двойная выпускная система и другие шины. За 4-ступенчатую коробку требовалось доплатить 188 долларов, за комплект из металлических тормозных накладок, большего радиатора и дифференциала повышенного трения - еще 75 долларов. Плюс 115 долларов за двигатель мощностью 360 л.с. В последнем случае вам требовалась тяжелая нога и масса бензина... ".

На всех "ОТО" использовались большие чугунные двигатели V8 с верхними клапанами и 4-ка-мерными карбюраторами

Журнал Car & Driver ("Кар энд Драйвер") писал: "Даже за самый лучший вариант "GTO" вы отдадите не больше 3800 долларов. Это предел". Критики были против присвоения этой машине индекса "GTO", считая его принадлежностью только Ferrari ("Феррари"). По европейским понятиям у "GTO" была масса недостатков: плохая курсовая устойчивость, сложные тормоза, ужасная обтекаемость. К тому же при номинальной мощности 360 л.с. он развивал всего 193 км/ч. Но при этом отличался завидной динамикой. Испытания журналом Autocar ("Отокар") модели 1965 г. показали: разгон с места до 161 км/ч занял всего 18,6 с. А ведь автомобиль весил не менее 1,65 т.

Кузов "GTO" без средних стоек выглядел элегантно

В 60-е гг. "GTO" вместе со своими близнецами из других отделений GM постепенно менял свою внешность, сохранив при этом неизменной конструкцию агрегатов. Первый "GTO" являлся версией основной серии Tempest, выпускавшейся с кузовами седан, универсал, купе и кабриолет. Стиль кузова меняли в 1968 и 1970 гг. Колесная база автомобиля уменьшилась в 1968 г. с 2,92 до 2,84 м, а у следующего поколения "СТО" с кузовом с более плавными линиями ее величина стала еще меньше, поскольку он получил новую платформу. Второе поколение выпускали в 1967-71 гг. Затем "GTO" стал всего лишь вариантом автомобиля Le Mans. На нем использовались те же двигатели V8, больший из которых имел размерность 104,65x106,9 мм (7356 см3). В 1970 г. максимальная мощность двигателей достигала 370 л.с. Ее понизили сначала в 1971 г., затем в 1972 г.

Позже появился короткобазный вариант "GTO" под названием The Judge с двигателем Ram-Air V8 ("Рэм-Эйр") мощностью 366 л.с., 3-ступенчатой механической коробкой и задним спойлером. С 1969 по 1971 г. было выпущено всего 11004 таких автомобиля, причиной тому, спад моды на подобные машины и ввод жестких норм на токсичность. В то же время продажи машин с колесной базой 2,92 м за конкретный модельный год говорят о своем. За неполный 1964 модельный год было построено 32450 "GTO", в 1965 г. - 75352, в 1966 г. - 96946 и в 1967 г. - 81722. Всего - 286470 штук менее чем за четыре года. Но к 1970 г. уровень продаж упал до 40149 штук, а в 1971 г. составил 10532 единиц. Сумасшествие по автомобилям такого типа закончилось, однако память о первых "GTO" сохранится надолго.

Характеристика (1964 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 103,1x95,25 мм
Рабочий объем: 6362 см3
Максимальная мощность: 325-360 л.с.
Коробка передач: 3- или 4-ступенчатая механическая или 2-ступенчатая автоматическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: на винтовых пружинах, спереди независимая, сзади зависимая, ведущий мост
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местное купе или кабриолет
Максимальная скорость: 193 км/ч

PontiaC Firebird ("Понтиак Файрбёрд") 1970-1981

Появление нового поколения Ford Mustang привело к ответу General Motors. Концерн GM подготовил во многом схожие автомобили Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Ведущим в этом проекте было отделение Chevrolet. Конструкторам Pontiac позволили создать собственную переднюю часть кузова и установить свои двигатели. Firebird появился на несколько месяцев позже Camaro.

В 1972 г. Firebird предлагали с двигателями рабочим объемом от 4,1 до 7,45 л

Первое поколение Firebird продержалось на производстве всего три года. Второе поколение модели ждал огромный успех: за первые 10 лет было продано более миллиона автомобилей этой марки. Самую скоростную машину Firebird назвали Trans Am ("Транс Ам") в честь американских автомобильных гонок тех лет. Устанавливали 4-местный кузов купе, как и у всех прочих машин Firebird, простую подвеску заднего ведущего моста. Однако Trans Am обладала самыми мощными двигателями V8, жесткой подвеской и выразительным дизайном.

Недолго просуществовавший Trans Am Turbo с мотором V8 мощностью 210 л.с. был менее удачен, чем вариант без наддува. На фото - автомобиль 1980 г.

Автомобиль по всем показателям соответствовал Ford Mustang. После того, как размеры последнего уменьшились, а двигатели Chevrolet Corvette ("Шевроле Корветт") потеряли былую мощь. Firebird середины 70-х гг. стал одним из самых скоростных на североамериканском рынке. На базе Firebird второго поколения было создано много вариантов с рядными "шестерками", V6 и V8, разными коробками передач, отделкой, кузовами купе и кабриолет. Все они имели общий дизайн и колесную базу 2,74 м. Мощность и рабочий объем двигателей значительно уменьшились из-за введения жестких норм на токсичность.

В 1974 г. Firebird получил более длинную и заостренную переднюю часть кузова. На фото -модель 1978 г. с двигателем мощностью 180 л.с.

Наименее мощный из Firebird имел 4,1-литровый мотор (100 л.с.), а самым мощным был Trans Am с двигателем V8. По американским стандартам Trans Am обладал небывалыми характеристиками при движении по прямой. Если Ferrari или Jaguar ("Ягуар") для обеспечения мощности требовались сложные высокооборотные двигатели, то Pontiac просто устанавливал моторы большого рабочего объема с четырехка-мерными карбюраторами. Автомобили, подобные этому, были сравнительно невелики, чтобы привлечь зарубежных заказчиков, поэтому некоторое их количество попало в Европу.

За годы производства внешний вид автомобилей несколько изменился, особенно это касается передней части кузова, но салон и его интерьер оставались прежними. Объем выпуска Firebird был значительным. Так, в начале 70-х гг. компания изготавливала по 53 тыс. этих автомобилей, причем 2 тыс. приходилось на Trans Am. Но к 1976 г. соотношение полностью изменилось: из 90 тыс. Firebird на Trans Am пришлось 47 тыс.

Заднеприеодные Trans Am были одними из самых привлекательных американских автомобилей первой половины 70-х гг.

 

Характеристика (Trans Am, 1970 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 104,65x106,93 мм
Рабочий объем: 7356 см3
Максимальная мощность: 300-345 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади ведущий мост на полуэллиптических рессорах
Тормоза: дисковые/барабанные
Кузов: 4-местное купе
Максимальная скорость: 225 км/ч (300 л.с.)

Pontlac Firebird ("Понтиак Файрбёрд") 1982-1992

Замена успешного долгожителя Pontiac Firebird, как и его близнеца Chevrolet Camaro 70-х гг., далась с трудом, что и явилось основной причиной задержки появления преемников. Новые спортивные автомобили отделений Chevrolet и Pontiac с укороченной на 18 см базой и облегченные на 68 кг представили в 1982 г.

Вариант Trans Am - самый мощный из серии Firebird 1985 г. Его мотор V8 развивал 205 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 208 км/ч

Концерн General Motors вновь угадал настроения американской публики, сделав новые автомобили более экономичными и менее яркими по сравнению с прежними. И хотя базовый вариант получил старый 4-цилиндровый двигатель мощностью всего лишь 88 л.с., предлагались и более мощные моторы V6 и V8.

По традиции и новый Firebird заказчик мог "конструировать" сам, придя к дилеру и изучив каталоги стандартного и заказного оборудования. Уже в первый год выпуска для машины предлагали рядную "четверку" и моторы V6 и V8, причем все они имели варианты по мощности. Кроме того, имелись разные варианты коробок передач, тормозов, приборов, аудиоаппаратуры и т.д. Перечень предлагаемого фирмой оказался огромен.

Очередное поколение Firebird появилось в 1982 г. Здесь показан вариант Trans Am

Типичная для GM платформа автомобилей была до крайности проста и отличалась задним ведущим мостом на винтовых пружинах с направляющими штангами. В то же время созданный Чаком Джорданом (Chuck Jordan) кузов был изумителен: длинный, низкий хэтчбек с огромным задним гнутым стеклом.

Самым же восхитительным снова оказался Trans Am, в первом исполнении получивший двигатель V8 с впрыском топлива (165 л.с.). Мощность его, как видите, намного уступала Firebird образца 70-х гг.

Старания GM избежать отрицательного влияния американских требований по токсичности отработавших газов привели к появлению в 1987 г. нового 5-литрового мотора V8 с центральным впрыском (Trans Am СТА). Сначала его мощность составляла 210 л.с., но в 1990 г. она возросла до 235 л.с. И все же, несмотря на все положительные качества нового Pontiac Firebird, его продажи в США не превышали 10 тыс. в год.

В 1991 г. Trans Am СТА получил удлиненную переднюю часть кузова и двигатель мощностью 243 л.с.

 

Характеристика (Trans Am, 1987 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 94,89x88,39 мм
Рабочий объем: 5001 см3
Максимальная мощность: 210 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: на винтовых пружинах, спереди независимая, сзади ведущий мост
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-дверное купе
Максимальная скорость: 220 км/ч

Варианты Pontiac Firebird

При одном и том же типе кузова - хэтчбек-купе - автомобили предлагали с различными двигателями, коробками передач, вариантами отделки и оборудования. В 1985,1988 и 1991 гг. улучшали внешний вид кузова при сохранении его конструкции и величины колесной базы. Ряд моторов начинался с 4-цилиндрового агрегата размерностью 101,6x76,2 мм (2471 см3, 88 л.с.), за ним следовали V6 размерностью 88,9x76,2 мм (2838 см3, 135 л.с.) и, с 1990 г., V6 рабочим объемом 3128 см3 мощностью 142 л.с. Группу двигателей V8 открывал мотор размерностью 94,89x88,39 мм (5001 см3, 155-208 л.с.), а с 1986 г. компания предложила двигатель размерностью 101,6x88,39 мм (5733 см3, 210-243 л.с.).

Pontiac Fiero ("Понтиак Фиеро") 1983-1988

Это небольшое 2-местное купе компания Pontiac создала после второго энергетического кризиса. В нем узнавалось спортивное купе на основе компоновки FIAT Х1/9 (ФИАТ) с поперечным двигателем в пределах базы. Сама компания и высшее руководство GM уверяли, что это экономичный автомобиль для повседневных поездок.

Преимуществом необычной конструкции кузова Fiero была легкость обновления внешнего вида путем замены наружных пластиковых панелей. На фото представлен "GT" 1985 г.

Конечно, многие действительно пользовались Fiero для поездок на работу и домой, но значительно больше покупателей рассматривали его как американизированный итальянский спортивный автомобиль. На машинах первого выпуска применялся 2,5-литровый 4-цилиндровыи двигатель уменьшенной мощности. Поскольку салон машины был не столь просторным (это не нравилось американцам), через три года после начала производства объем продаж упал. К тому же данную модель в отличие от других автомобилей GM выпускало только отделение Pontiac. Поэтому к концу 1988 модельного года его выпуск прекратили.

Такая эмблема использовалась только на автомобиле Fiero

Конструктивно Fiero, названный своими создателями "2М4" (два места, двигатель посередине, четыре цилиндра), был очень передовым, учитывая свое американское происхожденние. К стальному каркасу его кузова болтами крепились наружные пластиковые (не стеклопластиковые!) панели, поперечный двигатель размещался за двухместным салоном, подвеска всех колес была независимой, а тормоза дисковыми.

С заменой 4-цилиндрового мотора на этот V6 характеристики автомобиля существенно улучшились

И все же первые машины с 4-цилиндровым двигателем оказались сравнительно тяжелыми и недостаточно мощными. Положение улучшилось с появлением общего для всех отделений GM двигателя V6, который устанавливали на Fiero по заказу. Первые машины с мотором V6 обозначали "SE". В середине 1985 г. появился Fiero GT с более агрессивной передней частью кузова.

Изменение внешнего вида Fiero GT произошло в ответ на низкий уровень продаж

Однако ни одна из этих мер не обеспечила сбыт на приемлемом для концерна уровне. Странно, но возможность экспорта не рассматривалась, а за границей Fiero мог ждать успех. Тем не менее, даже после того, как выпуск прекратился, те, кто водил Fiero, очень хорошо отзывались о поведении машины на дороге, прекрасных характеристиках двигателя и ее характере, полностью отличном от остальных автомобилей производства GM тех лет. Даже выпустив 190 тыс. Fiero, компании не удалось добиться прибыльности проекта. Второе поколение данной модели так и не появилось.

2,5-литровый Fiero появился в 1983 г. после долгого периода подготовки

 

Характеристика (GT, 1985 г.)
Двигатель: V6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 88,9x76,2 мм
Рабочий объем: 2838 см3
Максимальная мощность: 135 л.с.
Коробка передач: 4- или 5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая, на винтовых пружинах спереди, на стойках МакФерсона сзади
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 190 км/ч

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru