Небольшая компания точного машиностроения D. Napier & Son Ltd. ("Д. Непир и сын") была основана в 1808 г. в Лондоне. В конце века ее положение пошатнулось, и Монтегю (Montague) Непир решил переключиться на автомобильную продукцию. Его первым изделием стал 2-цилиндровый двигатель, который потребовался для ремонта автомобиля Panhard ("Панар") 1896 г., принадлежавшего гонщику С.Ф. Эджу (S.F. Edge). В 1900 г. Napier выпустила первый автомобиль собственного изготовления с 2-цилиндровым мотором рабочим объемом 2,47 л, а в конце того же года представила модель "16НР" с 4-цилиндровым двигателем. В итоге Эдж организовал предприятие по торговле автомобилями, остававшееся до 1912 г. единственным распространителем изделий Napier.
Первые машины Napier были большими, тяжелыми и скоростными. Эдж был не только сильным публицистом, но и хорошим гонщиком. Вскоре он завоевал Кубок ГЬрдона Беннета. К 1903 г. компания выпускала по 250 автомобилей в год и переехала из Ламбета на новый завод в Эктон, западный Лондон. В 1904 г. Napier начала производство первого в мире серийного 6-цилиндрового автомобиля, а затем двигателей с верхними впускными клапанами. К тому времени Napier превратилась в самую престижную британскую фирму. Ее авторитет первое время после своего появления не смогла поколебать даже компания Rolls-Royce ("Роллс-Ройс").
Несколько лет Napier выпускала 4- и 6-цилиндровые модели, а спортивная команда Эджа на 4-цилиндровых автомобилях выиграла гонку "Турист Трофи" (Tourist Trophy) 1908 г. Продажи быстро росли. В программе появились простое такси с 2-цилиндровым двигателем и новые 4- и 6-цилиндровые машины. Максимума в 811 штук довоенные продажи достигли в 1911 г.
К 20-м гг. Napier занималась значительно более прибыльным делом - военными поставками, причем самым известным изделием был авиадвигатель W12 Lion ("Лайон"). На основе этого производства компания расширялась так быстро и так успешно, что Монтегю Непир решил отказаться от выпуска автомобилей. Тем не менее, в 20-е гг. Napier собирала автомобили в незначительных количествах. Представители этого периода были по настоящему прекрасными, особенно модель "40/50НР", выпускавшаяся в 1919-24 гг. Ее предлагали с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 6,1 л.
Машины 20-х гг. изготавливались вручную, были очень дорогими и продавались с трудом. За пять лет удалось реализовать только 187 автомобилей. После этого их производство окончательно прекратилось, а общее количество выпущенных компанией машин составило всего 4258 штук.
Но история Napier могла бы иметь и другой конец. В 1931 г. знаменитая компания Bentley ("Бентли") потерпела банкротство, и Napier предприняла попытку ее приобретения. Уолтер (Walter) Бентли был настолько уверен в успехе этого начинания, что уже приступил к работе над конструкцией нового автомобиля Napier-Bentley. Однако компания Rolls-Royce предложила агентству по банкротствам более выгодные условия и стала владельцем Bentley.
Нерешительная попытка Napier приступить к выпуску модели "40/50НР", соответствующей Rolls-Royce, должна была привести к неудаче. При такой же хорошо проработанной конструкции и высочайшем уровне качества лондонская компания занималась продажей этих автомобилей без энтузиазма. Вероятной причиной тому, кузовная компания Cunard ("Кьюнэрд"), находившаяся во владении Napier. Лучшие кузовостроители Британии, которым покровительствовала Rolls-Royce, очень редко позволяли себе сотрудничество с Napier.
Прототип был представлен в ноябре 1919 г. на автосалоне "Олимпия" (Olympia), но из-за конфликта с рабочими поставки первых автомобилей начались лишь в конце 1920 г. В итоге, выпустив лишь 187 машин, от их производства отказались. Из этого количества 17 автомобилей представляли собой варианты Colonial ("Колониэл") для заморских территорий с увеличенным дорожным просветом, а еще пять штук - спортивные версии. Интересно, что первоначально компания Napier планировала изготовить 500 экземпляров "40/50НР".
Модель "40/50НР" была великолепным возвратом в прошлое. Создавал ее конструкцию Э.У. Роулидж (A.W. Rowledge), автор двигателя для самолета Lion ("Лайон" - "Лев"). Это он разработал передовой мотор с верхним распредвалом и алюминиевыми блоком и головкой цилиндров. Шасси же представляло собой довоенную конструкцию с незначительными доработками. Кузова, как правило, поставляла фирма Cunard. Они были очень высокими, величественными и дорогими.
Подобно многим другим автомобилям того периода, "40/50НР" выглядела более скоростной, чем была на самом деле. Так, лимузин при собственной массе 2,3 т и плохой обтекаемости развивал скорость до 112 км/ч при соответствующей динамике и расходе топлива. Интересно, что для обеспечения плавной работы двигателя на малых оборотах в шестом цилиндре был установлен специальный поршень, обеспечивавший меньшую степень сжатия! Сохранилось таких автомобилей очень мало.
Характеристика (1919 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 102x127 мм |
Рабочий объем: | 6177 см3 |
Максимальная мощность: | 82 л.с. |
Трансмиссия: | 4-ступенчатая механическая коробка передач, задние ведущие колеса |
Шасси: | на стальной раме лестничного типа |
Подвеска: | спереди зависимая на полуэллиптических рессорах, сзади зависимая на консольных листовых рессорах |
Тормоза: | барабанные сзади |
Кузов: | разных типов |
Максимальная скорость: | 112 км/ч |
3W.SU ©® 2015