Компания Matra прославилась в 50-60-е гг. Она стала одним из ведущих изготовителей авиационно-космического оборудования и вооружения. Тем не менее, фирма решила заняться выпуском небольших партий спортивных автомобилей и участвовать в соревнованиях. Приобретя в 1964 г. фирму Rene Bonnet ("Ренэ Боннэ"), Matra уже вскоре представила одноместные гоночные машины, добившиеся успеха главным образом в гонках формулы 1 под управлением Джеки Стюарта (Jackie Stewart). Позже компания разработала свой собственный двигатель VI2 для спортивных машин и несколько, получивших признание, гоночных моделей.
Первые годы компания Matra использовала мощности фирмы Bonnet в Шампиньи-сюр-Марн, но затем построила новый завод в Роморантэне, центральная Франция, и начала производство нового спортивного купе "М530А" с мотором Ford. Самое лучшее, что можно сказать о нем, - мгновенная узнаваемость. Уже скоро компания осознала необходимость разработки более скоростного и оригинального автомобиля и установления хороших и прочных связей с крупными изготовителями во имя снижения производственных издержек.
В начале 70-х гг. компания Matra заключила союз с Chrysler-SIMCA, который приобрел большую часть ее акций. Первым результатом сотрудничества стала модель Bagheera ("Багира") с поперечным двигателем в пределах колесной базы. Для этого 3-местного купе использовали узлы и агрегаты легкового автомобиля SIMCA 1100. Продавали машину, и успешно, под эмблемой Matra-Simca, пока компания не переключилась на разработку модели Rancho ("Ранчо") с кузовом универсал. Автомобиль выглядел как полноприводный, однако на самом деле он имел привод лишь на передние колеса.
В 1978 г., когда Chrysler продал все свои европейские отделения французской фирме Peugeot ("Пежо"), Matra-SIMCA сменила партнера. Вскоре с кузовов моделей SIMCA исчезла эмблема американского концерна, чтобы уступить место возрожденной марке Talbot ("Тальбо").
Тем не менее, еще несколько лет Peugeot позволяла SIMCA продолжать разработку своих собственных моделей. Так появился новый семейный автомобиль Talbot Tagora ("Тагора"). У него, как и у Talbot (ранее Chrysler-SIMCA) Alpine, и были заимствованы узлы и агрегаты для четвертого поколения спортивной машины Matra, названной Murena ("Мурена") и появившейся в конце 1980 г.
В начале 80-х гг. ситуация в автомобильной промышленности Франции изменилась, и Matra заключила союз с Renault ("Рено"), в результате которого был создан 7-местный Espace ("Эспас"). Изготовление спортивных машин Matra прекратилось.
Спортивный автомобиль Bonnet был создан Ренэ Боннэ в 1961 г. Для его изготовления использовалось множество комплектующих от серийных автомобилей Renault, включая двигатель. Но из-за неустойчивого финансового положения эту компанию в 1964 г. приобрела Matra и переименовала машину в Matra Bonnet Djet.
Внешне автомобиль был похож на Alpine-Renault, использовались узлы той же компании, да и конкурировали они в одном классе. Тем не менее, компоновка машин отличалось полностью. В отличие от Alpine-Renault тот же двигатель Renault R8 на модели Bonnet находился в пределах колесной базы и вместе с коробкой передач был повернут на 180°, что существенно улучшало распределение нагрузки.
На хребтовой раме крепилась полностью независимая подвеска, что давало, по крайней мере теоретически, преимущество перед конкурентами. Легко узнаваемый стеклопластиковый 2-местный кузов отличался большим выпуклым задним стеклом. Несмотря на свои скоростные качества, хорошую управляемость и экономичность, автомобиль имел ряд существенных недостатков, в том числе высокий уровень внутреннего шума.
Заказчики имели возможность выбора из нескольких моторов на базе двигателей Renault. Решение зависело от того, где должна была использоваться машина - на обычных дорогах или в гонках. Компания предлагала как обычные двигатели (со штанговым приводом верхних клапанов), так и варианты Gordini ("Гордини") с полусферическими камерами сгорания. Ближе к окончанию выпуска машины появились специальный вариант мотора размерностью 74,5x72 мм (1,25 л, 103 л.с.) и 5-ступенчатая коробка передач.
Долго устраивать компанию Matra этот автомобиль с невысокой репутацией не мог. С одной стороны, она хотела расширить свое участие в гонках сначала формулы 2, а затем и формулы 1, а с другой, создать просторный и совершенный дорожный автомобиль. В итоге завод бывшей фирмы Bonnet закрыли и построили новый в Роморантэ-не. Вместо снятого с производства Djet появился "М530А" с двигателем Ford.
Характеристика (1964 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 70x72 мм |
Рабочий объем: | 1108 см3 |
Максимальная мощность: | 72/95 л.с. |
Коробка передач: | 4-ступенчатая механическая |
Шасси: | на хребтовой раме |
Подвеска: | независимая на винтовых пружинах |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 159 км/ч (72 л.с.) |
Свою первую собственную конструкцию компания Matra представила на Женевском автосалоне 1967 г. Это было угловатое купе 2+2, практичное, сравнительно недорогое в производстве и даже притягивающее внешне. Названный "М530А", автомобиль оставался на производстве в течение 6 лет, пока ему на смену не пришла модель Bagheera. Всего было изготовлено не менее 9690 экземпляров "М530А".
Новинка полностью отличалась от Matra Bonnet Djet, хотя и сохранила прежнюю компоновку. Отличия заключались в двигателе и коробке передач, улучшенной подвеске и несущем кузове с салоном 2+2. Кузов образовывали практически плоские, а не выпуклые панели, в его силовой каркас встроили дугу безопасности, фары сделали убирающимися, а панель крыши съемной.
Основой кузова были сварная платформа из листовой стали и пространственный каркас, на который монтировали наружные стеклопластиковые панели. Двигатель V4 (1,7 л) и коробку передач вместе с главной передачей полностью заимствовали у немецкого переднеприводного Ford Taunus 12М ("Таунус"). Компактность силового агрегата позволила конструкторам выделить кроме переднего багажника еще и дополнительный отсек в заднем свесе над коробкой передач.
Появление такого автомобиля означало для компании значительный шаг вперед, но скоростных качеств и привлекательности ему не хватало, а потому связанные с ним амбиции не были удовлетворены. Даже с устанавливаемым с 1969 г. 90-сильным двигателем максимальная скорость не превышала 175 км/ч.
Внешний вид "М530А" лучше всего характеризует французское выражение "привлекательно некрасивый". После того, как в 1969 г. Matra установила связи с Chrysler-Europe ("Крайслер-Европа"), ранее SIMCA, использование двигателя Ford стало политически некорректным и пришлось разрабатывать новую модель с ходовой частью SIMCA.
Характеристика (1967 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V4, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 90x66,8 мм |
Рабочий объем: | 1699 см3 |
Максимальная мощность: | 73 л.с. |
Коробка передач: | 4-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на винтовых пружинах |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | купе 2+2 |
Максимальная скорость: | 175 км/ч (90 л.с.) |
После установления связей с Chrysler-Europe компании Matra пришлось не только перейти на новую марку, но и использовать новые комплектующие. Уже вскоре название Matra-SIMCA появилось на ее гоночных машинах, а в 1973 г. его присвоили и новому дорожному автомобилю. Машина заменила нескладную модель "М530А" и была названа Bagheera в честь знаменитой черной пантеры, героини "Книги Джунглей" ("Jungle Book"), с надеждой на преемственность характера.
Эта небольшая машина отличалась необычным расположением сидений: их было три и все они располагались впереди в ряд. При ее создании было решено максимально использовать узлы и агрегаты переднеприводной SIMCA 1100. Как и на предыдущей своей модели "М530А", Matra воспользовалась компоновкой с двигателем в пределах колесной базы, просто переместив мотор и трансмиссию переднеприводной SIMCA назад и сделав ведущими задние колеса.
Каркас кузова представлял собой пространственную трубчатую конструкцию с усилителями в наиболее нагруженных местах по итальянскому образцу. Форму кузова создали своими силами, а для изготовления наружных панелей снова применили стеклопластик.
В салоне, несмотря на трехместную компоновку, с удобствами мог разместиться лишь водитель, для которого имелось отдельное сиденье. Для двух пассажиров (не очень крупных людей) справа от водителя предусматривалось общее и небольшое сиденье-диван.
Из-за такого салона на Matra не предусмотрели вариант этого автомобиля с правосторонним управлением, хотя британские предприниматели обнаружили, что это возможно. И все же переделка представляла значительные трудности и стоила дорого, поэтому в Великобритании было продано лишь несколько таких машин.
Как и все подобного рода автомобили, Bagheera могла иметь и более мощный двигатель и значительно лучшие характеристики. Поэтому при оценке машины всегда оставалось ощущение недостаточной мощности. Не изменилось оно и с появлением в 1979 г. 1,4-литрового мотора (по заказу его устанавливали с 1977 г.). Тем не менее, спрос на модель был очень высок. В 80-е гг. Matra запланировала производство нового автомобиля Murena ("Мурена") с более мощным двигателем. Всего она изготовила 47802 Bagheera. Несколько последних ее экземпляров получили эмблему Talbot-Matra.
Характеристика (1973 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 76,7x70 мм |
Рабочий объем: | 1294 см3 |
Максимальная мощность: | 84 л.с. |
Коробка передач: | 4-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая торсионная |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 3-местное купе |
Максимальная скорость: | 163 км/ч |
Очень хороший спрос в 70-е гг. на модель Bagheera заставил компанию Matra при создании новой машины сохранить прежнюю компоновку и ряд агрегатов ходовой части. Murena также была заднеприводным трехместным купе с двигателем в пределах колесной базы, но отличалась новым модным кузовом и лучшими характеристиками. Собирали новинку на том же заводе в Роморантэне, но из-за смены хозяина компании (Chrysler продал ее французской Peugeot и напоминаний о SIMCA не осталось) автомобиль получил эмблему Talbot, хотя большинство людей называло его просто Matra.
Для Murena компания предлагала на выбор два двигателя - старого образца верхнеклапанный SIMCA размерностью 80,6x78 мм (1,6 л, 92 л.с.) или более современный 2,2-литровый от Talbot Tagora ("Тагора") с 4 цилиндрами. Передняя торсионная подвеска сохранилась от Bagheera, а сзади установили независимую со стойками МакФерсона.
Кузов в стиле фастбек был простым и приятным, а сам автомобиль, как и другие машины такой компоновки, обладал прекрасной курсовой устойчивостью. Во многих отношениях Murena можно назвать увеличенным вариантом FIAT X1/9 или более тщательно проработанной версией Lancia Monte Carlo ("Лянча Монте-Карло") с той же проблемой ограниченного пространства для багажа. Автомобиль собирали лишь с левосторонним расположением руля. Известно очень мало более поздних переделок модели с правым рулем.
Рационализация группы Peugeot-Talbot в начале 80-х гг. привела к тому, что компания Matra была вынуждена свернуть выпуск Murena из-за прекращения производства ее двигателя. Но сохранившиеся связи с Renault позволили загрузить освободившиеся мощности для изготовления универсала повышенной вместимости Espace.
За три года фирма Matra успела собрать 10613 Murena. Эта модель стала последним дорожным автомобилем с ее эмблемой. По всем признакам Murena должна была стать более популярной, чем Bagheera, поскольку проблема коррозии несущей части кузова была устранена благодаря внедрению процесса цинкования.
Характеристика (1980 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 91,7x81,6 мм |
Рабочий объем: | 2156 см3 |
Максимальная мощность: | 118 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая; спереди торсионная, сзади на стойках МакФерсона |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 3-местное купе |
Максимальная скорость: | 182 км/ч |
3W.SU ©® 2015