3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

LotuS Cars ("Лотус Карз")

Колин Чепмен (Colin Chapman) начал свою карьеру в компании British Aluminium ("Бритиш Элюминьем"). Однако его всегда привлекали автомобили. Он не только зарабатывал их продажей. В 1947 г. создал весьма удачные спортивные варианты легкового Austin Seven ("Остин Севен"), а в 1952 г. основал фирму Lotus.

Первой серийной машиной Lotus стала в 1953 г. модель Six ("Сикс") с трубчатой рамой, поставляемая в виде сборочного комплекта. Автомобили были любительскими и изготавливались вечерами и по выходным в заброшенном помещении в Хорнси, близ Лондона. В 50-е гг. Чепмен создавал легкие спортивно-гоночные автомобили, затем переключился на одноместные и в конце концов приобрел новое здание в предместье Лондона, где освоил выпуск купе Elite ("Элит").

Варианты Elan: на переднем плане Sprint 1973 г., сзади и справа налево: "S1" 1964 г., "S3" 1966 г. и заводская гоночная машина "26R" 1966 г.

Первое время Чепмену помогали Майк Костин (Mike Costin), позже создавший вместе с Кейтом Даквортом (Keith Duckworth) компанию Cosworth ("Косуорт"), Фред Бушел (Fred Bushell) и Питер Кируон-Тэй-лор (Peter Kirwan-Taylor). Но только технический талант Чепмена вдохновлял конструкции всех гоночных и дорожных автомобилей компании до конца 60-х гг. Тогда фирма стала настолько велика, что ее создателя уже не хватало.

С I960 по 1980 г. компания бурно развивалась. Она выпустила ряд прекрасных дорожных машин и двигателей для них, представила великолепные конструкции гоночных автомобилей формулы 1. Уделяла компания Lotus внимание и другим гоночным формулам.

Первую модель Lotus Seven начали выпускать в 1957 г. в виде сборочного комплекта

Связи с Ford были установлены еще в 1962 г., поэтому Lotus собирала в 1963-66 гг. машины Lotus Cortina ("Кортина"), а также поставляла свой двигатель с двумя распредвалами для Ford Escort Twin-Cam ("Эскорт Твин-Кэм"). Рост фирмы заставил перевести производство в 1966 г. на новый завод в Хител, графство Норфолк. А через два года Lotus стала акционерной компанией.

Новое поколение дорожных автомобилей - Elite, Eclat ("Эклат") и Esprit ("Эсприт") - было представлено в середине 70-х гг., причем все машины получили одинаковый 1б-клапанный двигатель. Затем компания начала предоставлять консультационные услуги: одним из первых шагов в этом направлении стала полная переработка нового DeLorean DMC12 ("ДеЛориан").

Компактный Elan 1989 г. был переднеприводным автомобилем с 16-клапанным двигателем Isuzu (1588 см3)

В конце 1982 г. Колин Чепмен скоропостижно скончался в возрасте 54 лет, и компания некоторое время оставалась без руководства. Вскоре после смерти основателя Lotus была втянута в расследование мошенничества, связанного со сделками Чепмена с ДеЛорианом, продолжавшееся даже в начале 90-х гг.

До середины 80-х гг. существовала опасность, что Lotus может прекратить свое существование: финансирование выпуска автомобилей шло за счет консультационного подразделения. И лишь после перехода компании под контроль General Motors ("Дженерал Моторс") появилось новое поколение машин Elan. В 90-е гг. Lotus приобрел Романо Артиоли (Romano Artioli), под чьим руководством началось производство Elise ("Элиз"). В 1996 г. фирму купил малайзийский изготовитель автомобилей Proton ("Протон"). Ныне все усилия Lotus направлены на подготовку к производству новой модели "М250" и модернизацию выпускаемой техники.

Lotus Seven ("Лотус Севен") 1957-1973

Организовав в 50-х гг. компанию Lotus, выпускавшую спортивно-гоночные автомобили с трубчатым пространственным каркасом, Колин Чепмен со временем расширил ее рамки, чтобы обеспечить финансовую поддержку своим спортивным начинаниям. С одной стороны, он задумал передовую в техническом отношении модель Elite, а с другой, создал небольшую и простую Seven. Последняя внешне оказалась схожей с самой первой моделью Six ("Сикс"). В техническом отношении это были разные автомобили. На трубчатом каркасе Seven крепились алюминиевые кузовные панели и отдельные передние крылья. Дверей не было - их заменяли боковые проемы. Мысль о необходимости защиты от непогоды пришла позже.

Seven - идеальная машина для гонок. Здесь показан автомобиль Series 1, участвовавший в 1961 г. в подъеме на гору Уискомб Парк

Мощности компании для производства своих агрегатов не хватало, поэтому она пользовалась покупными двигателями - от устаревшего нижнеклапанного Ford до алюминиевого гоночного Coventry Climax ("Ковентри Клаймэкс"), коробками передач и мостами. Передняя подвеска - независимая, задний мост на винтовых пружинах имел направляющие рычаги и тягу Панара (Panhard).

Машину выпускали в виде сборочного комплекта. Компания поставляла кузов с рамой и набор агрегатов, чтобы заказчик мог сам собрать автомобиль у себя дома. Это было выгодно, поскольку по британскому налоговому законодательству такой вид продажи не облагался налогом.

В гонке в Силверстоуне (1961 г.). Обратите внимание на то, что автомобиль зарегистрирован как дорожный

Модель Seven не предоставляла никаких удобств ни водителю, ни пассажиру, негде было разместить и багаж. С другой стороны, по меркам 50-60-х гг. она обладала прекрасной управляемостью, хорошо держала дорогу и могла использоваться как спортивный или дорожный автомобиль. Даже с менее мощными двигателями машины имели очень привлекательный характер.

Колин Чепмен и его коллеги быстро утратили интерес к Seven, хотя ежегодно ее продавали сотнями штук. Тем не менее, модернизацией автомобиля занимался специальный персонал. Например, в 1970 г. была представлена кардинально модернизированная "S4", которая не только изменила внешность, но и получила новую ходовую часть и стеклопластиковый кузов. И все же Чепмен продал в 1973 г. права на ее производство компании Caterham Cars ("Катерхэм Карз"). Последняя переименовала ее в Caterham Super Seven. Модель пользовалась успехом и в 90-е гг.

С годами внешний вид Seven изменился

 

Характеристика (S1, 1957 г.)
Двигатель: Р4
Коробка передач: 3- или 4-ступенчатая механическая
Шасси: на трубчатом пространственном каркасе
Подвеска: на винтовых пружинах, спереди независимая, сзади ведущий мост
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный открытый
Максимальная скорость: 167 км/ч (с 1,1-литровым двигателем Coventry Climax)

Варианты Lotus Seven

Lotus Seven Series 2 ("Серия 2")

Выпускалась в 1960-68 гг. Имела широкий выбор двигателей мощностью 40-95 л.с. В 1962 г. получила передние дисковые тормоза. Максимальная скорость с двигателем Ford-Cosworth (1,3 л, 90 л.с.) составляла 164 км/ч.

Lotus Seven Series 3 ("Серия 3")

Выпускалась в 1968-70 гг. с двигателями рабочим объемом 1,3-1,6 л мощностью 84-125 л.с. Все машины имели передние дисковые тормоза. Максимальная скорость с мотором мощностью 120 л.с. составляла 172 км/ч. Эта модель в 70-е гг. возродилась как Caterham Super Seven.

Lotus Seven Series 4 ("Серия 4")

Развитие серии 3. Выпускалась в 1970-73 гг. на новой ходовой части при сохранении трубчатого пространственного каркаса. Внешний вид изменен, а кузов выполнен из стеклопластика.

Lotus Elite ("Лотус Элит") 1958-1963

Это первая модель компании Lotus, созданная в качестве дорожного автомобиля. Тем не менее, она была пригодна и для создания на ее базе спортивных модификаций. Как и следовало ожидать от Колина Чеп-мена, устройство Elite оказалось необычным, а форма кузова заметно опередила свое время.

Кузов автомобиля Elite практически полностью изготовили из стеклопластика, в нем было лишь несколько усилителей из стали. На прежних же машинах стекло-пластиковый кузов имел пространственный каркас из труб. И все же стеклопластиковый кузов полностью не поглощал внешних шумов и вибрацию, да и сам автомобиль обладал некоторыми существенными недостатками.

Дорожный автомобиль Elite мог также участвовать в соревнованиях. Здесь он изображен в гонке в Силверстоуне (1961 г.)

Использовавшийся на модели двигатель фирмы Coventry Climax имел несколько исполнений. Самым популярным оказался 1,2-литровый мотор мощностью 83 л.с. Подвеска - полностью независимая, все тормоза - дисковые. Автомобиль Elite был легким, скоростным и экономичным, обладал точным рулевым управлением и хорошо держал дорогу. Но для лучшего сбыта он должен был стать более надежным и менее дорогим.

Прекрасный 2-местный кузов купе создал Питер Кируон-Тэйлор (Peter Kirwan-Taylor), финансист по профессии. Поперечный разрез кузова был таким, что стекла дверей не могли быть опущены вниз и пассажиры мучились от жары, которую создавал работающий двигатель. Стекла можно было лишь демонтировать.

Lotus Elite на "Турист Трофи" 1961 г.

Первый прототип компания показала в 1957 г., а производство модели началось в начале 1959 г. В 1962 г. появился автомобиль Elan ("Элан"), подписавший Elite приговор. Всего компания выпустила 988 экземпляров этой модели. Хотя всем нравился внешний вид, характеристики и управляемость машины, она быстро приобрела сомнительную репутацию из-за качества сборки и надежности.

Вкупе с высокой ценой даже сборочного комплекта, это отрицательно сказалось на продажах. Предложение строить машину с новым двигателем Lotus с двумя распредвалами было отвергнуто после изготовления единственного экземпляра. Позже компания заявляла, что эта модель никогда не приносила прибыль.

У этого интересного кузова стекла дверей не опускаются

 

Характеристика (1959 г.)
Двигатель: Р4, верхний распредвал
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76,2x66,6 мм
Рабочий объем: 1216 см3
Максимальная мощность: 83 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стеклопластиковом несущем кузове
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади на стойках Чепмена
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 190 км/ч

LotuS Elan ("Лотус Элан") 1962-1973

Для замены причинявшей беспокойство модели Elite компания Lotus решила разработать совершенно иной спортивный автомобиль. Новая машина Elan получила отдельную раму и двигатель собственной конструкции. Главной особенностью машины стала отдельная простая рама из стали: ее несложно разработать, просто изготовить, обслуживать и ремонтировать. Компания предпочла хребтовую раму, на переднем конце которой монтировались двигатель и коробка передач, а главная передача и задняя подвеска устанавливались на заднем ее конце. Такая схема позволяла разместить сиденья ниже обычного, поскольку основной несущий элемент рамы проходил вдоль оси симметрии автомобиля.

Elan производил хорошее впечатление и не имел недостатков Elite. На фото - "S3" 1966 г.

Стойки задней подвески (вариант передних стоек МакФерсона) пришлось крепить к высоким кронштейнам рамы, которые казались слабыми, но на самом деле не причинили беспокойства. Другой особенностью стали резиновые шарниры в карданной передаче, из-за которых машина как бы подпрыгивала при резком увеличении оборотов двигателя.

Настоящим конструкторским прорывом стал новый двигатель Lotus, разработанный бывшим сотрудником Coventry Climax Гарри Манди (Harry Mundy). Основу этого мотора составил пятиопорный картер двигателя Ford Cortina. Алюминиевая головка блока с двумя распредвалами имела полусферические камеры сгорания и по два клапана на цилиндр. Этот мотор стал для компании основным на ближайшие 10 лет, а также использовался на трех моделях Ford - Lotus Cortina Mk 1, Lotus Cortina Mk 2 и Escort Twin-Cam.

Elan 1962 г. намного опередили свое время

С самого начала Elan, продаваемый и как сборочный комплект, и как готовый автомобиль, добился большого успеха. Эта небольшая, легкая, скоростная и экономичная модель сочетала в себе прекрасную управляемость, отличную курсовую устойчивость и плавный ход.

Несмотря на постепенную модернизацию и улучшение качества, автомобиль изначально прославился невысокой надежностью, главным образом электрических систем и приборов, а также регулярными отказами механизма подъема фар.

По общему мнению. Sprint считается самой удачной машиной серии Elan

 

Характеристика (S1, 1964 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82,55x72,75 мм
Рабочий объем: 1558 см3
Максимальная мощность: 105 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади на стойках Чепмена
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 185 км/ч

Варианты Lotus Elan

Lotus Elan S2

Выпускаемый в 1964-65 гг., вариант "S2" отличался от "S1" улучшенными передними тормозами, полностью отделанной деревом передней панелью и заказными колесами с центральным креплением.

Lotus Elan S3

Выпускаемый в 1965-68 гг., вариант "S3" имел исполнение с кузовом купе с жестким верхом, заказной двигатель мощностью 115 л.с. (SE) и рамки для стекол дверей открытой спортивной модели.

Lotus Elan S4

Выпускаемый в 1968-71 гг., вариант имел стилистические отличия, включая колесные арки с отбортовкой, выступ на капоте и измененную в деталях переднюю панель.

Lotus Elan Sprint

Изготавливался в 1971-73 гг. с двигателем мощностью 126 л.с. и усиленной трансмиссией. Максимальная скорость, тем не менее, составляла всего лишь 190 км/ч.

Lotus Elan Plus 2 ("Лотус Элам Плюс 2") 1967-1974

Этот автомобиль представили после переезда компании Lotus в Хител. Он полностью соответствовал своему названию (Elan - "Стремительность"), вобрал в себя лучшие качества 2-местного Elan и получил увеличенную колесную базу и более просторный сте-клопластиковый кузов с числом мест 2+2.

Длина Elan Plus 2 на 30 см превышала длину прежнего Elan. Машина имела намного более привлекательный кузов и просторный салон. Здесь показан собранный на заводе Lotus автомобиль Elan Plus 2S выпуска 1971 г.

С двигателем, коробкой передач и основными элементами подвески от прежнего Elan, новинка получила новую хребтовую раму и кузов. Колесная база увеличилась на 30 см, шире стала и колея. Все автомобили Elan Plus 2 имели кузов купе с жестким верхом. Лишь на отдельных экземплярах сторонние кузовные фирмы заменили жесткий верх на складывающийся.

Высокие скоростные качества Elan Plus 2 сочетались с высокой экономичностью и хорошей курсовой устойчивостью. Просторный салон сделал машину более практичной.

Двигатель Big Valve мощностью 126 п.с. устанавливали на Elan Plus 2 с 1971 г. и до завершения производства

И все же этот потяжелевший автомобиль уступал в динамике прежнему Elan. С 1971 г. на него устанавливали двигатели Big Valve ("Биг Вэлв"), а последние два года и новую 5-ступенчатую коробку передач. К этому времени компания прекратила выпуск модели в виде сборочных комплектов. Большинство автомобилей Elan Plus 2 были полностью собраны на заводе Lotus.

В 1974 г. эти автомобили уступили место большим по размерам и дорогим машинам Elan второго поколения. Всего компания изготовила 4798 штук Elan Plus 2 всех типов.

Elan Plus 2 великолепно выглядит с любой точки. Широкие двери обеспечивают удобный вход-выход

 

Характеристика (1968 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82,55x72,75 мм
Рабочий объем: 1558 см3
Максимальная мощность: 118 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади на стойках Чепмена
Тормоза: дисковые
Кузов: купе 2+2
Максимальная скорость: 190 км/ч

Варианты Lotus Elan 2

Lotus Elan Plus 2S

Эту машину выпускали в 1969-71 гг. в более полной комплектации и продавали в собранном виде - сборочных комплектов не предусматривалось.

Lotus Elan Plus 2S 130

Вариант "25 130" (1971-74 гг.) оборудовали двигателем Big Valve мощностью 126 л.с.

Lotus Elan Plus 2S 130/5

Выпускался в 1972-74 гг., имел вместе с двигателем мощностью 126 л.с. новую 5-ступенчатую коробку передач. Максимальная скорость - 193 км/ч.

Lotus Еuroра ("Лотус Европа") 1967-1975

Несмотря на то, что компании Lotus понадобилось немного времени, чтобы поднять технический уровень своих гоночных машин с двигателем в пределах базы на новую высоту, прошло несколько лет, прежде чем Колин Чепмен решился применить ту же компоновку для дорожного автомобиля. Главная причина заключалась в отсутствии подходящего к нужному двигателю узла "коробка передач - задний мост".

В середине 60-х гг., компания начала сотрудничать с французской Renault ("Рено"). Первым результатом совместных усилий стал 2-местный автомобиль Europa. Название было связано с решением продавать его только в Старом Свете. Основой конструкции стали двигатель и коробка передач в блоке с задним мостом производства Renault, причем мотором новой машины оказался форсированный агрегат переднеприводного Renault 16, располагавшийся у него в переднем свесе.

Спортивным вариантом модели Europa стал Lotus 47. В 70-е гг. эта машина успешно выступала в клубных гонках. Здесь она показана на трассе в Брэнде Хэтч (1968 г.)

Подобно моделям Elan, на Europa использовали хребтовую раму. Кузов по традиции Lotus был стеклопластиковый. При сборке первых автомобилей кузов действительно приклеивали к раме, но в 1968 г. с появлением второй серии Europa от этого отказались. Летом 1969 г. машина наконец поступила в продажу в Великобритании, причем ее можно было купить в готовом виде или как сборочный комплект.

Первое время Europa имела довольно привлекательную цену. По сравнению с другими машинами с двигателем в пределах базы она отличалась простотой агрегатов, но обладала скромными показателями. Через четыре года руководство компании почувствовало появление спроса на более скоростной вариант. Поэтому, несмотря на повышение цены, Lotus отказалась от сотрудничества с Renault и начала устанавливать собственный двигатель с двумя распредвалами, изменив одновременно форму задней части кузова.

Двухместная Europa 1970 г. стала первой серийной машиной Lotus с двигателем в пределах базы

Всего через год после этого компания сделала еще один шаг вперед, предложив вариант Special ("Спешиэл") с двигателем Big Valve и заказной 5-ступенчатой коробкой передач. В 1973 г. все автомобили продавались полностью собранными. До конца производства модели в 1975 г. сборочных комплектов компания не предлагала.

В целом Europa была хорошо сбалансированной моделью, вождение которой доставляло большое удовольствие. К сожалению, большинство этих машин страдало от мелких раздражающих проблем, приводивших при отсутствии должного ухода к быстрому выходу из строя.

Изменение формы задней части кузова модели 1971 г. вызвало волну критических высказываний специалистов

 

Характеристика (1968 г.)
Двигатель: Р4, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 77x84 мм
Рабочий объем: 1565 см3
Максимальная мощность: 82 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая
Тормоза: дисковые/барабанные
Кузов: купе 2+2
Максимальная скорость: 175 км/ч

Варианты Lotus Europa

Lotus Europa Twin-Cam

В 1971 г. Europa, получив двигатель Lotus с двумя распредвалами и размерностью 82,55x72,75 мм (1558 см3, 105 л.с.), стала называться Europa Twin-Cam. В 1972 г., получив 126-сильный мотор Big Valve и заказную 5-ступенчатую коробку, ее название изменилось на Europa Special. Максимальная скорость - 195 км/ч.

Lotus Elite ("Лотус Элит") 1974-1982

В начале 70-х гг. компания Lotus начала разработку нового поколения дорожных автомобилей. В 1974-76 гг. она представила две совершенно разные модели - Elite/Eclat и Esprit. Обе машины имели один и тот же тип двигателя, но у Elite/Eclat он находился впереди, а у 2-местного Esprit в пределах базы. Их стеклопластиковые кузова устанавливались на хребтовые рамы. Для Elite компания впервые подготовила кузов хэтчбек с наклонной задней стенкой, обеспечившей большой багажный отсек, и салоном для четырех человек.

Стеклопластиковый кузов автомобиля изготавливался из двух половин, соединенных по поясной линии

Обе модели появились в самый тяжелый период экономического спада, поэтому из ворот завода в Хителе выходило всего по шесть машин в месяц, и чаще всего лишь одна из них оказывалась моделью Elite. Lotus Elite был очень скоростным и послушным в управлении не только из-за полностью независимой подвески, хорошей курсовой устойчивости и точного рулевого управления, но и из-за нового 16-клапанного 2-литрового двигателя с двумя распредвалами. По сравнению с Elan Plus 2 новый Elite был более динамичен, комфортабелен и более дорог - фактически он относился к другому сектору рынка.

От "наклеенного" бампера модели Elite отказались при создании автомобиля Excel ("Икселъ")

Менее чем через два года после начала выпуска Elite появилась модель Eclat - модернизированная и менее дорогая версия Elite с кузовом купе-фастбек вместо хэтчбека у базовой модели. Затем Lotus запутала всех, предложив несколько различных вариантов каждого автомобиля. Теоретически каждый потенциальный покупатель мог "сконструировать" свой собственный автомобиль. Впервые в практике Lotus на эти машины по заказу устанавливали автоматические коробки передач, но популярностью они не пользовались.

Стараясь улучшить и без того прекрасный автомобиль, компания Lotus в 1980 г. предложила модификацию "2.2", отличавшуюся в основном двигателем большего рабочего объема с возросшим крутящим моментом. Сняли с производства эту так и не принятую полностью любителями спортивных автомобилей модель в конце 1982 г. Всего было выпущено 2398 машин "S1" и 132 - "S2.2".

Lotus Elite - практичный автомобиль. Однако во время экономического спада 70-х гг. объемы его продаж были невелики

 

Характеристика (1974 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,28x69,24 мм
Рабочий объем: 1973 см3
Максимальная мощность: 160 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: независимая - спереди на винтовых пружинах, сзади на стойках Чепмена
Тормоза: дисковые
Кузов: купе 2+2
Максимальная скорость: 200 км/ч

Варианты Lotus Elite

Lotus Elite S2.2

Появилась в 1980 г. как вариант базовой машины с новыми мотором, у которого диаметр цилиндра больше хода поршня (2174 см3, 160 л.с.), и 5-ступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость - 204 км/ч.

Lotus Eclat

Eclat SI 1975 г. имела ту же ходовую часть, что и Elite SI, хотя на ряде автомобилей применяли 4-ступенчатую коробку передач. Автоматическую коробку не предлагали. Кузов - купе-фастбек (не хэтчбек) с салоном 2+2. Eclat S2.2 1980-82 гг. имел ходовую часть Elite S2.2 и кузов Eclat.

Lotus Esprit ("Лотус Эсприт") 1976-1987

Одной из своих главных задач в 70-е гг. компания Lotus считала замену модели Еигора на автомобиль с новым 16-клапанным двигателем "907" в пределах колесной базы. Его назвали Esprit, кузов заказали известному итальянскому дизайнеру Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro).

Прототип этой машины представили в 1972 г., но завершение разработки было отложено до начала продаж нового поколения машин Elite и Eclat с передним двигателем. При появлении первого серийного образца Esprit в октябре 1975 г. он не был готов к продажам - поставки нового автомобиля начались летом 1976 г.

Esprit Turbo 1983 г. получил 4-цилиндровый мотор (2,2 л, 210 л.с., 271 Н*м) с турбонагнетателем Garrett T3 ("Гаррет"). Максимальная скорость - 241 км/ч

В машине использовались все конструктивные особенности, характерные для Lotus: хребтовая рама, полностью независимая подвеска и легко узнаваемый стеклопластико-вый кузов. Первые образцы получили безнаддувные двигатели мощностью 160 л.с., в результате дальнейших модернизаций мощность мотора возросла на 55 л.с.

За годы производства модели Esprit компания создала много вариантов - с турбонаддувом и без него, ряд специальных исполнений, в том числе для американского рынка, но базовая компоновка и дизайн автомобилей оставались прежними. Серьезной можно считать лишь модернизацию 1980 г., когда рабочий объем двигателя возрос до 2,2 л, появился вариант с турбонаддувом и усовершенствованные рама и подвеска.

Это Esprit Essex Turbo 1982 г. в оформлении фирмы Essex Petroleum, которая финансировала команду Lotus формулы 1

Не коснулись изменения и 2-местного салона. Он оставался несколько тесноватым, с близкой к головам водителя и пассажира верхней частью рамки ветрового стекла, с малым пространством для ног. Маловат был и багажник, но покупатели Esprit обычно не жалели об этом. Главный козырь машины заключался в том, что она обладала характеристиками и управляемостью на уровне итальянских суперавтомобилей при значительно меньшей цене.

Перед появлением более современной и обтекаемой машины второго поколения компания предлагала последний вариант "НС" (High-Compression - "высокая степень сжатия"). За годы производства Lotus выпустила более 4000 экземпляров Esprit первого поколения, причем иногда в год она собирала более 500 машин. Это сделало Esprit самой успешной моделью того периода.

Esprit Turbo НС с двигателем рабочим объемом 2,17 л мощностью 215 л.с. и карбюраторами Delli Orto ("Цель Орто")

 

Характеристика (1976 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,28x69,24 мм
Рабочий объем: 1973 см3
Максимальная мощность: 160 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 217 км/ч

Варианты Lotus Esprit

Lotus Esprit S2 и S2.2

"S2" - это развитие машин первого поколения с незначительными внешними изменениями, другими панелью приборов, сиденьями и более широкими шинами. На смену пришел вариант "S2.2" с двигателем размерностью 95,28x76,2 мм (2174см3, 160л.с.).

Lotus Esprit S3

Менее чем через год после "S2" компания представила "S3" с рамой и подвеской Esprit Turbo (смотри ниже) и заказными 15-дюймовыми колесами и шинами.

Lotus Esprit НС

Последняя машина без турбонаддува (1987 г.) со 180-сильной версией 2-литрового двигателя.

Lotus Esprit Turbo

Первый вариант Esprit с турбонаддувом (1980 г.). Он имел мотор рабочим объемом 2174 см3 с увеличенной до 210 л.с. мощностью и развивал максимальную скорость 238 км/ч. Машина получила также модернизированные раму и подвеску, 15-дюймовые колеса, увеличенных размеров тормоза, новые передний и задний спойлеры и боковые отверстия для забора воздуха в моторный отсек.

Lotus Esprit НС

В последний год выпуска вариант Turbo получил двигатель в исполнении High Compression и название Esprit Turbo НС.

Lotus Excel ("Лотус Иксель") 1982-1992

В начале 80-х гг. компания Lotus вела поиск стратегического партнера, которым в итоге стала японская Toyota ("Тойота"). В связи с этим появились среднесрочные планы по выпуску нового Elan с двигателем этой фирмы, осуществиться которым не было суждено. Тем не менее, первым результатом сотрудничества стала модернизация Eclat с использованием комплектующих Toyota. Обновленный автомобиль получил название Excel.

Excel 1989 г., созданная на основе предыдущей модели Eclat

По сравнению с Eclat S2.2 он имел измененные раму и подвеску, коробку передач, задний мост и другие агрегаты Toyota, но прежний двигатель. Формы кузова автомобиля Eclat слегка закруглили, изменили его заднюю часть и профиль боковых стекол.

По меркам Lotus машина, выпускаемая в количестве 250-300 штук в год, пользовалась скромным успехом. Тем не менее, ее выпускали 10 лет, постепенно и непреклонно усовершенствуя. Это касалось и кузова, хотя разницу между новым и старым вариантами уловить было довольно сложно.

Excel SE 1985 г. с измененным интерьером и более мощным двигателем

В 1985 г. компания начала устанавливать новую переднюю панель, а через год - регулируемую по углу наклона рулевую колонку. Тогда же появилась модель Excel SE с двигателем мощностью 180 л.с., другими спойлерами и облицованной ореховым деревом передней панелью. С конца 1986 г. машины оборудовали по заказу автоматической коробкой передач (модель "SA") и начали установку двигателя "НС" (High Compression). В 1989 г. кроме дальнейших косметических изменений были улучшены характеристики подвески. И все же даже перед завершением производства Excel было хорошо заметно, что она является развитием модели Eclat 1975 г.

Распределение нагрузки на передние и задние колеса автомобиля Excel составляет 50/50, а задний спойлер уменьшает подъемную силу

 

Характеристика (1989 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,28x76,2 мм
Рабочий объем: 2174 см3
Максимальная мощность: 160 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади на амортизаторных стойках
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 209 км/ч

Варианты Lotus Excel

Lotus Excel SE и SA

В 1985 г. с установкой 180-сильного мотора и большого заднего спойлера автомобиль получил индекс "SE" (максимальная скорость - 211 км/ч). Через год появился вариант "SA" с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF (ЦФ).

Lotus Esprit ("Лотус Эсприт") с 1987 г.

Первый Esprit 70-х гг., созданный Джорджетто Джуджаро, значительно обновили в середине 80-х гг. Поскольку для создания новой модели не было ни финансов, ни специалистов, прежний автомобиль коренным образом переработали. Все грани его угловатого кузова скруглили при сохранении общей формы основных панелей. При изготовлении стеклопластикового кузова стали использовать волокна Kevlai ("Кевлар"), увеличили внутренние размеры салона.

Esprit Turbo SE 1989 г. отличался более обтекаемым кузовом, двигателем увеличенной мощности и модернизированными тормозами и рулевым управлением

Как и прежде, на выбор предлагалось два 2,2-литровых двигателя: без наддува и с турбонаддувом. Коробку старого образца фирмы Citroen ("Ситроен") заменили на современную 5-ступенчатую от заднемоторного купе Renault GTA. Новый автомобиль оказался намного дороже (на 3 тыс. ф.ст. для варианта Turbo), но продажи его оживились, вероятно, из-за более привлекательного внешнего вида.

На этом фото - двигатель Esprit Turbo испытывается на стенде

В мае 1989 г. началось производство Esprit Turbo SE (Special Equipment - "Специальное оборудование"). На этой машине в ответ на критику за недостаточную поворачиваемость была изменена геометрия передней подвески, что улучшило и обратную связь на рулевом колесе. Увеличили и размер шин. Для снижения аэродинамического сопротивления уменьшили высоту передней части кузова и установили задний спойлер. Тогда же двигатель Lotus был приспособлен для работы на неэтилированном бензине и получил радиатор промежуточного охлаждения наддувочного воздуха типа "вода-воздух", что помогло увеличить мощность до 264 л.с. при 6500 об/мин. В дополнение к этому стали использовать турбонагнетатель Garrett TB03 с жидкостным охлаждением и систему впрыска топлива с увеличенными подачей и давлением. Это позволило довести величину удельной мощности двигателя до 120 л.с./л. и обеспечить максимальный крутящий момент 353 Н*м при всего 3900 об/мин.

В кратковременном режиме двигатель мог развивать даже 280 л.с., что означало повышение максимальной скорости до 257 км/ч и возможность конкурировать с автомобилями Porsche или Ferrari. Последний вариант Esprit дебютировал в 1999 г. Его 3,5-литровый двигатель V8 позволил составить конкуренцию таким моделям, как Ferrari 355 и Porsche 911.

Изменение внешнего вида Esprit заключалось в скруглении острых граней его кузова

 

Характеристика (Turbo SE, 1992 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,3x76,2 мм
Рабочий объем: 2174 см3
Максимальная мощность: 264 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади на амортизаторных стойках
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 256 км/ч

Lotus Elan ("Лотус Элан") 1989-1992

Новый компактный Lotus ожидался на протяжении всех 80-х гг. Его появление под названием Elan надолго задержалось. В конце 80-х гг. казалось, что компания так никогда и не представит новую модель, более компактную, чем все выпускаемые ею автомобили с 2,2-литровым двигателем. Финансовое положение фирмы было плачевно. После смерти Колина Чепмена она едва не обанкротилась, а в 1986 г. аналогичная ситуация подвела ее к переходу под контроль концерна General Motors.

Испытатели отметили, что Elan установил новые стандарты на управляемость переднеприводных автомобилей

Первым прототипом Elan стал заднеприводный автомобиль "М90" с двигателем Toyota (1982 г.), но его отвергли в пользу новой заднепри-водной машины "Х100" (1985 г.) с мотором той же фирмы. Однако переход Lotus под крыло GM означал отказ и от этого прототипа. Вместо него в 1986 г. началась разработка полностью новой "М100". Слова "полностью новая" впервые в истории Lotus соответствовали переходу на передний привод с поперечным 1,6-литровым 16-клапанным двигателем Isuzu ("Исудзу") и 5-ступенчатой коробкой передач. Такой выбор объяснялся просто: GM был акционером этой японской компании.

На том отличия от традиционной конструкции не закончились. У новой модели передняя подвеска монтировалась на отдельном подрамнике, крепящемся на виброизолирующих опорах к основной хребтовой раме. Сама же передняя подвеска имела традиционные двойные треугольные рычаги. Задняя же подвеска представляла собой развитие конструкции, использованной на модели Excel и обеспечившей дополнительное пространство для планировавшейся, но так и не появившейся полноприводной трансмиссии.

Дизайн Elan скорее функциональный. Коэффициент аэродинамического сопротивления Q составляет 0,34

Этот 2-местный автомобиль был коротким, широким и приземистым с огромным ветровым стеклом, тесноватым салоном и мягким верхом, в сложенном виде хранящемся в специальном отсеке за сиденьями. Автомобиль выпускали с безнаддувным двигателем (130 л.с.) или мотором с наддувом (вариант "SE") мощностью 165 л.с. Ожидания компании Lotus о преимущественном спросе на машины с наддувом оправдались. С началом продаж в 1990 г. Elan стоил 20325 ф.ст., за Excel просили 26400 ф.ст.

Новая модель Lotus мгновенно получила признание, тем более, что она разгонялась с места до 96 км/ч за 6,5 с, а до 161 км/ч - всего за 17,5 с. Надежды компании на помощь Elan в расширении производства не оправдались, хотя первое время и казалось, что этот автомобиль сохранится и в 90-е гг. Однако объем продаж машин в США оказался намного ниже предполагаемого, и концерн GM в 1992 г. принял решение о снятии Elan с производства.

После продажи производственной оснастки корейской компании Kia ("Kua") модель возродилась в 1998 г. как Kia Sport

 

Характеристика (1992 г.)
Двигатель: Р4, два верхних распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80x79 мм
Рабочий объем: 1588 см3
Максимальная мощность: 130 или 165 л.с. (с наддувом
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на хребтовой раме
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 219 км/ч (165 л.с.)

Lotus Elise ("Лотус Элиз") с 1996 г.

Этот автомобиль появился в непростое для компании Lotus время, когда концерн GM продал ее Романе Артиоли, итальянскому предпринимателю и владельцу марки Bugatti ("Бугатти"), а тот в свою очередь малайзийской фирме Proton. Благодаря Elise компания смогла реализовать ряд передовых конструкторских идей. По общему замыслу, это был возврат к основной предпосылке Колина Чепмена, считавшего, что спортивно-гоночный автомобиль можно изготовить по цене дорожного серийного за счет снижения его собственной массы и простоты устройства.

Создавая конструкцию спортивного автомобиля Elise, компания Lotus впервые применила ряд высоких технологий

Конструкторы Джулиан Томсон (Julian Thomson) и Ричард Рэкхэм (Richard Rackham) обратились за идеями в мир спортивных мотоциклов. В результате было решено изготовить несущий каркас кузова из экструдированных алюминиевых элементов, склеенных друг с другом и зафиксированных особым крепежом. Производством каркасов занималась датская компания Hydro-Raufoss ("Гидро-Рауфосс") и отправляла их для сборки автомобилей в Хитель, где изготавливали и стеклопластиковые панели кузова. Особенностью последнего были две главные - передняя и задняя - панели в виде больших раковин, стыкуемые в центральной части и закрывающие салон и поперечный 1,8-литровый двигатель Rover ("Ровер") серии "К". Дизайн же сверкающего стеклопластикового кузова во многом напоминал спортивно-гоночные машины 60-х гг. Сведенное к минимуму украшательство кузова и салона прямо указывало на предназначение машины. Итальянская фирма Brembo ("Брембо") выпускала для Elise тормозные диски из композитного материала с металлической матрицей, впервые созданные американской фирмой Lanxide Corporation ("Ланксайд Корпорэйшн").

Машина без специальных доводок могла участвовать в спортивных соревнованиях, тем более, что она обладала прекрасной управляемостью и с высокой точностью проходила любые повороты. Подвеска на двойных треугольных рычагах и винтовых пружинах дополнялась однотрубными амортизаторами и передним стабилизатором поперечной устойчивости. Последний служил также средством увеличения нагрузки на передние колеса, настолько легкой была машина. Главным же для подвески считалась настройка амортизаторов, поэтому данной работой занималось сразу несколько специалистов Lotus: Джон Майлз (John Miles), Дэйв Минтер (Dave Minter) и Стив Свифт (Steve Swift) под руководством Тони Шьюта (Tony Shute).

Elise - это удовольствие для водителя. Рулевое управление позволяет с высокой точностью проходить повороты

 

Характеристика (1989 г.)
Двигатель: Р4
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80x89,3 мм
Рабочий объем: 1796 см3
Шасси: на пространственном алюминиевом каркасе
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: стеклопластиковый

Варианты Lotus Elise

Sport Elise

Гоночный вариант базовой модели. Для снижения его собственной массы использовали углеродное волокно для главных панелей кузова, магниевые колеса, облегченные аккумуляторную батарею, глушитель и заднее стекло. Таким образом массу удалось уменьшить до 650 кг. По заказу устанавливали одобренный ФИА каркас безопасности, спортивные пружины, амортизаторы и стабилизатор в подвеске, коробку передач с уменьшенным диапазоном передаточных чисел и специальный глушитель.

GT1

Создан в 1997 г. для участия в гонках на выносливость. Представили два исполнения этого автомобиля: дорожный, пригодный для омологации в спортивных целях, и гоночный с новым 6-литровым безнаддувным двигателем, который компания Lotus создала на базе мотора Chevrolet Corvette ("Шевроле Корветт"). Но введенные буквально в последний момент изменения правил соревнований отняли у машины реальные шансы на успех.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru