3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

Jaguar ("Ягуар")

Хотя первые автомобили с эмблемой Jaguar появились лишь в 1945 г., корни компании уходят в 20-е гг. к небольшой фирме из Блэкпула, выпускавшей коляски для мотоциклов. Ее владельцы Уильям Лайонс (William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) изготавливали коляски Swallow ("Суоллоу"). Затем они приступили к производству особых кузовов для легковых автомобилей. В то же время компания переехала в Ковентри. Первый автомобиль "SS" появился в 1931 г., а новую серию машин, названных SS-Jaguar, начали выпускать в 1935 г. Все они были созданы Лайонсом.

Знаменитая фигурка застывшего в прыжке ягуара была такой же элегантной, как и автомобили Уильяма Лайонса 50-60-х гг.

В 1935 г. Уолмсли покинул компанию. Тогда же фирма превратилась в SS Cars ("Эс-Эс Карз") с Уильямом Лайонсом в качестве главного акционера, который ушел на покой лишь в 1972 г. Буквы "SS" были удалены из названия в 1945 г. Все автомобили стали называть просто Jaguar. Развивающейся компании стало тесно в районе Фоулшилл города Ковентри. В 1951-52 гг. она заняла находящийся на консервации государственный военный завод на Брауне Лэйн в Эллесли, ставший штаб-квартирой компании.

До второй мировой войны компания Jaguar была известна как SS Cars. Самая популярная довоенная модель - "SS100"

Авторитет компании Jaguar после войны заметно вырос благодаря дизайну автомобилей, современному двигателю "ХК" и прекрасным спортивным моделям типа "ХК120". В середине 50-х гг. она выпускала также гоночно-спортивные автомобили "С" и "D", которые за семь лет выиграли 24-часовые гонки в Ле-Мане пять раз.

В 60-е гг. компания расширилась, приобретая другие фирмы и обновляя производственную программу. В 1960 г. она поглотила Daimler ("Дэймлер"), а в 1963 г. - Coventry Штах ("Ковентри Клаймэкс") вместе с Henry Meadows ("Генри Мидоус") и Guy Motors ("Гай Моторс").

Вероятно синая знаменитая из всех Jaguar модель "Е", развивавшая максимальную скорость 240 км/ч

Первые 2,4-литровые седаны с несущим кузовом превратились в модели "Mk II", "S" и "420". Кроме того, Jaguar выпустила и поразительный спортивный автомобиль "Е" и гигантский седан "Mk X". Выпуск увеличился с 10 тыс. машин в 1955 г. до 25 тыс. в середине 60-х гг.

Сэр Уильям Лайонс, посвященный в рыцари в середине 50-х гг., продал свою компанию концерну ВМС (Би-Эм-Си) в 1966 г. В 1968 г. Jaguar вошла в состав концерна British Leyland ("Бритиш Лейланд"). В том же году появилась модель "XJ6", за ней в 1971 г. пришла очередь двигателя V12. Годовой выпуск подскочил до 32,5 тыс. машин в середине 70-х гг., но затем качество ее продукции и конкурентоспособность упали до опасного уровня.

В 1975 г. Jaguar стала частью государственной компании, и ее будущее некоторое время казалось мрачным. С приходом нового председателя совета директоров сэра Майкла Эдвардса (Michael Edwardes) подход к решению проблем стал более реалистичным.

Jaguar XJ220 поступил в ограниченную продажу в 1992 г. Так компания вышла на рынок суперавтомобилей. "XJ220" была самой скоростной серийной машиной в мире. Всего изготовлено 350 автомобилей

Дела улучшились в 80-е гг. благодаря председателю сэру Джону Игэну (John Egan), 6-цилиндровому двигателю "AJ6" (1973 г.) и приватизации Jaguar в 1984 г. Через два года после этого был представлен седан "XJ6" нового поколения, но появились финансовые трудности. Компания перешла в 1989 г. под контроль концерна Ford ("Форд"). Получив мощную поддержку, Jaguar представила в конце 90-х гг. серию "XJ" с двигателем V8, спортивные автомобили "ХК8" и седаны "S".

Jaguar Mk V ("Ягуар Mk V") 1949-1951

Если бы компания Pressed Steel ("Прессид Стил") не оценивала так долго подготовку оснастки для изготовления кузова новой модели "Mk VII", скорее всего модель "Mk V" никогда бы не появилась. Это был промежуточный автомобиль в довоенном стиле и первая послевоенная разработка Jaguar, выпущенная в большой спешке.

На "Mk V" использовали новую раму и независимую торсионную подвеску при колесной базе 3,05 м, которые предназначались для "Mk VII". Но вместо нового мотора автомобили снабдили вариантами 2,5- и 3,5-литровых 6-цилиндровых двигателей со штанговым приводом клапанов разработки конца 30-х гг. Уильям Лайонс создал для новинки два кузова - 4-дверный седан и 2-дверное купе с убирающимся верхом в стиле прежних моделей SS-Jaguar со всеми их традиционными особенностями, включая ниспадающие линии крыльев и узкое заднее стекло. Машина стала шире, просторнее по сравнению с довоенными моделями.

"Mk V" была промежуточной разработкой, сочетавшей в себе довоенную элегантность с современной плавностью хода и управляемостью, поскольку ее шасси во многом напоминало шасси сенсационного спортивного "ХК120". С одной стороны, автомобиль мог двигаться с крейсерской скоростью 129 км/ч, а с другой, оказался очень уравновешенным представителем среднего класса с интерьером в клубном стиле. Выпускали "Mk V" всего лишь 26 месяцев, но за это время было собрано 9492 седана и 1001 купе, причем более 80% из них имели 3,5-литровый двигатель.

Первая послевоенная модель "Mk V" (3,5 л, 125 л.с.) компании Jaguar. Она сочетала в себе довоенную элегантность и современную плавность хода и управляемость

 

Характеристика (1949 г.)
Двигатель: Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82x110 мм
Рабочий объем: 3485 см3
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местный 4-дверный седан или 2-дверное купе
Максимальная скорость: 146 км/ч

Jaguar SS100 ("Zгуар SS100") 1936-1939

Покупатели не оценили до конца недолго выпускавшуюся модель "SS90" (1935 г.) с короткобазным вариантом шасси "SS1" и нижнеклапанным двигателем. Последовавший за ней "SS100" пользовался большей популярностью. "SS100" получил новую ходовую часть, которая представляла собой укороченный вариант шасси для новой серии SS-Jaguar с зависимой подвеской всех колес, жесткими рессорами и тяжелым рулевым управлением.

Это один из последних "SS100" 1939 г. с 3,5-литровым двигателем. К этому времени модель продемонстрировала свои возможности в гонках и ралли

По сравнению с любой другой британской спортивной машиной того периода "SS100" отличался выдающимися качествами по отношению к запрашиваемой за него цене. В базовом исполнении с верхнеклапанным двигателем (2,7 л, 102 л.с.) новый автомобиль мог превысить скорость 145 км/ч - и это при цене всего 395 ф.ст.

"SS100" имел эффектный кузов с длинными низкими крыльями и небольшим, если не сказать узким, салоном. Машину восприняли по-разному. Наиболее громко высказывалось мнение, инспирированное конкурентами, которые понесли из-за "SS100" значительные потери, о том, что этот автомобиль вульгарен и создан компанией, не имеющей ни опыта, ни традиций производства спортивных машин. Но уже вскоре его характеристики и успехи в соревнованиях заставили противников замолчать. На "SS100" Иан Эплъярд (Ian Appleyard) выиграл даже первое послевоенное Альпийское ралли.

Высокая удельная мощность и низкий центр тяжести обеспечили машине прекрасные характеристики

Другая реакция - восприятие "SS100" в качестве настоящей спортивной машины с прекрасными данными и невысокой ценой. А с появлением 3,5-литрового варианта за 445 ф.ст. с двигателем мощностью 125 л.с., развивающего скорость 161 км/ч, исчезли самые последние сомнения.

До этого компании пришлось бороться с незаслуженным прозвищем "SS100" "Еврейский Бентли", поскольку уровень продаж модели не соответствовал ожидаемым, при таких великолепных ее показателях. Тем не менее, сохранившиеся до наших дней экземпляры стали в последние годы баснословно дорогими.

Производство "SS100" закончилось вскоре после начала второй мировой войны в 1939 г. К этому моменту компания выпустила 198 2,5-литровых машин и 116 - 3,5-литровых. На экспорт ушло всего 49 автомобилей, и все с правосторонним управлением.

Пространства для водителя и пассажира маловато, но у покупателей "SS100" другие приоритеты. Слева: Обратите внимание на устанавливаемые по заказу защитные экраны, которые незначительно повысили максимальную скорость

 

Характеристика (1936 г.)
Двигатель: Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 73x106 мм
Рабочий объем: 2664 см3
Максимальная мощность: 102 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный открытый спортивный
Максимальная скорость: 148 км/ч

Jaguar XK120 ("Ягуар XK120") 1949-1954

Поразительно, но факт: проект "ХК120" был краткосрочным. Однако благодаря ему создали великолепный автомобиль, который вместе со своими потомками просуществовал на производстве 12 лет и прославился во всем мире. Первый экземпляр "ХК120" изготовили в 1948 г. на базе укороченной ходовой части "Mk V". Это был выставочный образец и основа для испытаний новых двигателей "ХК". Сначала компания предполагала выпускать два варианта автомобиля, но 2-литровый 4-цилиндровый мотор для модели "ХК100" в производство не пошел.

Дизайн "ХК120" навеян моделью BMW 328

По меркам тех лет модель "ХК120" оказалась передовой благодаря прекрасному кузову, первому в мире серийному двигателю с двумя распредвалами. Да и цена автомобиля была вполне приемлемой. Конечно, сегодня можно иронизировать над тяжелым рулевым управлением и хитроумными тормозами, но в конце 40-х гг. это была совершенная машина.

Успехи "ХК120" в автоспорте начались в 1950 г. с побед в Tourist Trophy ("Турист Трофи") в Северной Ирландии и в 24-часовой гонке в Ле-Мане. На следующий год автомобиль победил в ралли Королевского автомобильного клуба. Этот успех он повторил в 1953 г.

"ХК120" был создан как открытый автомобиль, но посмотрите насколько удачно подошла ему крыша для варианта Fixed Head Coupe

Первые 240 серийных автомобилей имели алюминиевые кузова на деревянном каркасе. Поставки машин начались в середине 1949 г., а полностью алюминиевые кузова появились на следующий год. Объем производства автомобилей быстро увеличился. Благодаря своим замечательным характеристикам и кузову "ХК120" пользовался большим спросом в США, хотя уже скоро возникли проблемы с перегревом двигателя в жарком климате и при интенсивном дорожном движении.

За пять лет было собрано 12078 автомобилей. Из них около 8000 составляли открытые 2-местные Roadster ("Родстер").

Roadster был первым и самым популярным автомобилем серии "ХК120". Не было и малейшего намека на превращение его в кабриолет

 

Характеристика (1949 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Максимальная мощность: 160 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный родстер или купе
Максимальная скорость: 193 км/ч

Варианты laguar XK120

Jaguar XK120 Fixed Head Coupe ("Ягуар ХК120 Фиксед Хэд Купе")

Выпускавшаяся в 1951-54 гг. машина получила очень удачно вписавшийся в стиль кузова жесткий неубирающийся верх. С правосторонним управлением она стала самым редким вариантом "ХК120". Всего изготовлено около 200 экземпляров.

Jaguar XK120 Drophead Coupe ("Ягуар ХК120 Дропхэд Купе")

В дополнение к открытому варианту Roadster компания представила вариант Drophead (1953-54 гг.) с убирающимся верхом.

Jaguar XK120 SE

Индекс "SE" означает Special Equipment ("Специальное оборудование"). Главной особенностью стал более мощный (180 вместо 160 л.с.) двигатель с клапанами с увеличенным подъемом и облегченным маховиком.

Jaguar XK140 ("Ягуар XK140") 1954-1957

Эта модель была развитием последнего варианта "ХК120" со стальным кузовом. На заводе первое время она носила индекс "ХК120 Mk 4". Самым значительным отличием стало перемещение двигателя вперед на 7,5 см - на фирме пренебрегли отрицательным влиянием переноса на развесовку ради увеличения пространства для ног в салоне автомобиля. Была укорочена крышка багажника, увеличены передний и задний бамперы, что стало следствием поставок большинства машин на американский рынок, а также использованы задние фонари и облицовка радиатора больших размеров. Компания пошла на модернизацию конструкции. У новой машины вместо прежнего рулевого механизма появился реечный, рычажные амортизаторы были заменены на телескопические, а увеличение нагрузки на передние колеса повлекло за собой установку более мощных передних торсионов от варианта Special Equipment модели "ХК120". Также с этого варианта перекочевал форсированный до 180 л.с. 6-цилиндровый двигатель с двумя распредвалами.

Двигатель у "ХК140" был сдвинут вперед по сравнению с моделью "ХК120". На виде сбоку этого не заметно

 

Бамперы увеличенной высоты - главное внешнее отличие модели Jaguar ХК140 от "ХК120"

 

В период производства "ХК140" структура спроса в стране заставила компанию выпускать большей частью Fixed Head Coupe

 

Характеристика (1954 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Максимальная мощность: 180 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: родстер, закрытое купе и купе с убирающейся крышей
Максимальная скорость: 193 км/ч

Варианты laguar XK140

Jaguar XK140 Fixed Head Coupe

("Ягуар ХК140 Фиксед Хэд Купе") В отличие от серии "ХК120", это был закрытый вариант, который предлагали в течение всего времени производства "ХК140". Основной привлекательной особенностью по сравнению с "ХК120" был более просторный салон.

Jaguar XK140 Drophead Coupe ("Ягуар ХК140 Дропхэд Купе")

Этот вариант отличался от обычного Roadster, который имел лишь тент типа тонно, лучшей отделкой, убирающейся крышей и подъемными стеклами.

Jaguar XK150 ("ЯгуарХК140") 1957-1961

Модель "ХК150" остается в тени по двум причинам: на ней закончилась серия "ХК" и она долгое время считалась "искажением" конструкции этой серии. К тому же ее заменила самая знаменитая из всех спортивных машин - модель "Е".

"ХК150" был тяжелее своих предшественников, но получил дисковые тормоза, которые компания совершенствовала на своих машинах "С" и "D", побеждавших в Ле-Мане

Действительно, к моменту своего появления "ХК150" уже выглядела устаревшей, но ряд интересных улучшений сделали ее конкурентоспособной. Главным стало появление на машине дисковых тормозов на всех колесах, а позже и 3,8-литрового варианта двигателя "ХК". Кроме технических были и внешние изменения. От низкой линии дверей на "ХК120" и "ХК140" отказались ради более высокой поясной линии, которая делала облик автомобиля более тяжелым и неуклюжим. Значительно шире стала и облицовка радиатора.

"ХК150" стал последним и самым роскошным автомобилем в этой серии. Версия "XK150S" оказалась и очень быстрой, развивая скорость 217 км/ч

Для Fixed Head Coupe компания применила кабину большего размера. Это сделало машину похожей на седаны 60-х гг. К тому же в то время модели "ХК" получили современное панорамное ветровое стекло вместо прежнего V-образно-го. Последний вариант продавался хуже, чем Drophead Coupe. 75% выпущенных машин ушло на экспорт. Поэтому сейчас Fixed Head в Великобритании можно встретить крайне редко.

Широкая облицовка радиатора, гнутое ветровое стекло и более высокая линия дверей отличала "ХК150" от предшествующих моделей "ХК140" и "ХК120"

 

Характеристика (XK150S, 1958 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87x106 мм
Рабочий объем: 3781 см3
Максимальная мощность: 265 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на листовых рессорах
Тормоза: дисковые
Кузов: родстер, закрытое купе и купе с убирающейся крышей
Максимальная скорость: 217 км/ч

Варианты laguar XK150

Jaguar XK150S

Самым последним в ряду автомобилей "ХК" стал "XK150S", представленный в 1958 г. Его предлагали либо с 3, 4- либо с 3,8-литровым двигателем. В обоих случаях мощность моторов была увеличена соответственно до 250 и 265 л.с.

Jaguar Mk VII ("Ягуар Mk VII")

"Mk VII" стал первым полностью новым седаном Jaguar, поскольку состоял из новых шасси "Mk V", двигателя "ХК" от модели "ХК120" и массивного кузова седан, поставляемого фирмой Pressed Steel из Коули. Если бы эта фирма завершила подготовку производства кузова раньше, то "Mk VII" мог бы никогда и не появиться. Но так получилось, что "Mk VII" стал непосредственной заменой промежуточной модели "Mk V", и в разных вариантах его выпускали более 10 лет.

"МК VII" был одним из самых величественных автомобилей Jaguar и последним с кузовом на отдельной раме. При своих больших размерах он сохранил элементы стиля "ХК120" (форма передних и задних крыльев). В конструкции машины применены отдельные агрегаты от серии "ХК"

Несмотря на большие размеры и собственную массу - его длина составляла 5 м, а весил он около 1,8 т - автомобиль был скоростным. Благодаря такой же в целом ходовой части, как и у "ХК120", он обладал хорошей управляемостью, а более обтекаемый кузов позволил развивать максимальную скорость свыше 161 км/ч. Очень немногие седаны британского производства тех лет могли достичь такой скорости. К тому же, как и прочие модели Jaguar тех лет, "Mk VII" стоил сравнительно недорого - 1693 ф.ст.

Автомобиль привлекал не только своими характеристиками и внешним видом. В салоне установили сиденья с обивкой из натуральной кожи, переднюю панель с отделкой из дерева, а двери имели обивку на внутренней стороне. С годами комплектация машины улучшалась: с 1953 г. по заказу начали устанавливать автоматическую коробку Borg Warner ("Борг Уорнер"), с 1954 г. - ускоряющую передачу, через год - более мощный двигатель (вариант "Mk VIIM"), а в конце 50-х гг. появились еще богаче оборудованные "Mk VIII" и "Mk IX". Следует отметить, что "Mk VII" был последним автомобилем Jaguar рамной конструкции. Общий объем производства этих машин за 10 с лишним лет составил 46537 штук, из которых 20939 пришлось на "Mk VII".

С 3,4-литровой рядной "шестеркой" мощностью 160 л.с. "МК VII" мог развить скорость 164 км/ч

 

Характеристика (1951 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Максимальная мощность: 160 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 4-дверньтй 5-местный седан
Максимальная скорость: 164 км/ч

Варианты laguar MK VII

Jaguar MK VIIM

Находился на производстве с 1954 по 1957 г. Мощность двигателя - 190 л.с. Внешние изменения включали иное расположение противотуманных фар и более мощные, заходящие на боковины, бамперы. Изготовлен 9261 автомобиль.

Jaguar MK VIII

Дальнейшее развитие "Mk VII" (1956-59 гг.), в итоге заменившее "MK VIIM". Мощность мотора возросла до 210 л.с. Вместо составного ветрового стекла использовано цельное. По заказу машины окрашивали в два цвета. Собрано 6332 автомобиля.

Jaguar MK IX

Последний вариант "Mk VII" (1958-61 гг.). Машину оборудовали двигателем размерностью 87x106 мм (3781 см3, 220 л.с.), дисковыми тормозами на всех колесах и усилителем рулевого управления. Максимальная скорость - 183 км/ч, объем производства - 10005 штук.

Jaguar С ("Ягуар С") 1952-1953

Специальную гоночную 2-местную машину для 24-часовых соревнований в Ле-Мане создали в 1951 г. Поскольку двигатель и трансмиссию для нее взяли у "ХК120", то ее назвали "ХК120С" ("С" - гоночная). Но знатоки вскоре начали называть ее просто "С" ("Си"), и этот индекс стал общеупотребительным.

Автомобиль "С" был гоночной версией "ХК120", на котором использовались ее узлы, новые трубчатая рама и обтекаемый кузов из алюминия

Новая машина имела трубчатую раму и обтекаемый кузов, который считался 2-местным, хотя место пассажиру отводилось лишь формально в соответствии с нормативами соревнований. В 1951 г. построили три экземпляра, которые поразили всех, сразу победив в Ле-Мане (средняя скорость - 150,52 км/ч).

В итоге компания отказалась от выпуска ограниченной партии и в 1952 г. пустила "С" в серию. Большинство машин частные владельцы использовали в соревнованиях, на некоторых ездили и по общей сети дорог, несмотря на их спартанское оснащение. В те времена гоночно-спортивные автомобили еще не были настолько специализированы. Передвижение на них требовало должной экипировки, поскольку защита от непогоды отсутствовала: не было даже полноценного ветрового стекла, не говоря уже о багажнике!

Модель "С" cpазу же стили лидером на гоночных трассах, развивая максимальную скорость более 225 км/ч

Дорожный вариант "С" имел 200-сильный мотор, мягкую подвеску и отличался практически полным отсутствием отделки и дополнительного оборудования. Тем не менее, он легко набирал огромную по тем временам скорость более 225 км/ч. Последние из выпущенных машин получили двигатель мощностью 220 л.с. и дисковые тормоза.

Впервые машина победила в Ле-Мане в 1951 г., когда Уайтхэд (Whitehead) и Уокер (Walker) опередили на ней Talbot Lago ("Тальбо Лаго") и Aston Martin DB2 ("Астон Мартин"). Повторный успех пришел в 1953 г., когда экипажи Ролт (Rolt)-Xaмильтон (Hamilton) и Мосс (Moss)-YoKep заняли первое и второе места. Всего, включая гоночные машины, компания выпустила 54 экземпляра "С", из которых последним стал автомобиль с иным кузовом. На нем Норман Дьюис (Norman Dewis) развил в Бельгии в 1953 г. скорость 290 км/ч.

Задние колеса автомобиля "С" не наклонены, что говорит об использовании заднего ведущего моста, как и на "ХК120"

 

Характеристика (серийный образец 1952 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Максимальная мощность: 200 или 210 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной трубчатой раме
Подвеска: торсионная - спереди независимая, сзади ведущий мост
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный открытый спортивный
Максимальная скорость: 230 км/ч

Jaguar D ("Ягуар D") 1952-1957

Спортивно-гоночной заменой модели "С" оказался автомобиль "D", ставший впоследствии образцом для подражания при создании модели "Е". Новая машина также получила многократно модернизированный двигатель "ХК" и переднюю подвеску. Все остальное, включая полностью синхронизированную коробку передач, было разработано заново.

Кузов отличался не только обтекаемыми формами. Он представлял собой несущую конструкцию из легкого сплава со сложным передним трубчатым подрамником. Так называемый 2-местный кокпит (кабина водителя) представлял собой отдельную ячейку, отделенную кузовной панелью.

Дорожный вариант автомобиля "О" назывался "XKSS"

Новая "D" с незначительным отставанием проиграла в 1954 г. в Ле-Мане, но затем преуспела там же в 1955-57 гг. Вслед за спортивными последовали и серийные модели "D", некоторые из которых использовались и на общей сети дорог. По сравнению с предшественниками, это были более скоростные, но менее практичные автомобили, использовавшиеся в гонках по всему миру.

Когда в конце 1956 г. продажи машин "D" существенно сократились, компания подготовила модель "XKSS", которая была явным ее дорожным вариантом при сохранении той же ходовой части. Она получила полноценное ветровое стекло, вторую дверь для пассажира, багажник и складывающийся мягкий верх.

Форму кузова модели "D" создал Малкольм Сэйер (Malcolm Sayer). При должном передаточном отношении машина развивала скорость 290 км/ч

Заводские автомобили "D" для гонок выпускали с двигателями рабочим объемом 3,4- или 3,8 л, различными головками блока цилиндров и задней подвеской de Dion. В 1955 и 1956 гг. они получили удлиненную переднюю и измененную заднюю части кузова. Всего построено 20 гоночных автомобилей "D", а также 43 "дорожные" машины этой серии и 16 "XKSS".

Задний "плавник" придавал машине устойчивость при движении на скоростных трассах, подобных кольцу в Ле-Мане

 

Характеристика (серийный образец 1955 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см
Максимальная мощность: 250 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: несущая центральная часть кузова с передним подрамником
Подвеска: торсионная - спереди независимая, сзади ведущий мост
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местный открытый спортивный
Максимальная скорость: 222 км/ч

Jaguar XKSS

Дорожная версия модели "D" со второй дверью, полноценным ветровым стеклом, мягким верхом и небольшими бамперами. Из-за пожара на заводе удалось изготовить всего 16 таких машин.

Jaguar 2.4-litre ("Ягуар 2,4-литра") и Jaguar Mk II ("Ягуар Мk II") 1955-1969

Седан 1955 г. с 2,4-литровым двигателем открыл новую нишу для компании Jaguar. Это была первая "небольшая" послевоенная модель, получившая уменьшенный вариант двигателя "ХК" и несущий кузов. Она должна была дополнить модели "Mk VIIM" и "ХК140" и выступить в качестве более дешевого автомобиля меньших размеров. Хотя ее кузов создал Уильям Лайонс, репутация машины была не очень хорошей ... из-за небольшого ветрового стекла, стоек дверей и зауженной задней части.

Jaguar 1955 г. с 2,4-литровым двигателем определил стиль седанов компании до конца 60-х гг.

Мощность двигателя составляла всего 112 л.с., а максимальная скорость - 161 км/ч. Вариант же 1957 г. с 3,4-литровым двигателем развивал 193 км/ч и отличался прекрасной динамикой. Тем не менее, до появления дисковых тормозов в качестве заказного оборудования автомобиль не был по-настоящему пригоден для скоростного движения. Критиковали его и за тенденцию к заносу задней части.

Варианты Jaguar Mk II появились в 1959 г. с двигателями рабочим объемом 2,4, 3,4 и 3,8 л

Учтя все это, компания выпустила знаменитые варианты "Mk II", которые пользовались заметно большей популярностью. У машин увеличили площадь остекления и колею задних колес, дисковые тормоза стали стандартными. Значительно улучшилась управляемость, повысилась безопасность, а дизайн кузова и салона представлял собой несомненный шаг вперед. Модель стала самой популярной в программе Jaguar 60-х гг., особенно в вариантах с двигателями рабочим объемом 3,4 и 3,8 л.

В эксплуатации автомобиль проявил себя как склонный к коррозии, что, впрочем, не было новостью для британских машин 60-х гг. Конструкция автомобиля оказалась настолько удачной, что стала основой для более поздних моделей "S" и "420".

В свое время Jaguar Mk II имел все: прекрасный внешний вид и великолепные характеристики. Его мотор (3,8 л, 220 л.с.) обеспечивал максимальную скорость 200 км/ч

 

Характеристика (3.8-litre Mk II)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87x106 мм
Рабочий объем: 3781 см3
Максимальная мощность: 220 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади ведущий мост на консольных рессорах
Тормоза: дисковые
Кузов: 4-местный 4-дверный седан
Максимальная скорость: 201 км/ч

Варианты laguar 2.4-litre

Jaguar 3.4-litre

Модель 1957-59 гг. с увеличенным рабочим объемом двигателя (3442 см3, 210 л.с.). Мотор был заимствован у "Mk VIII/XK150". Отличалась более широкой облицовкой радиатора. Максимальная скорость - 193 км/ч.

Варианты laguar Mk II

Jaguar 2.4-litre Mk II

Машина с двигателем размерностью 83x76,5 мм (2483 см3, 120 л.с.). Максимальная скорость - около 160 км/ч. До 1967 г., когда на смену "Mk II" пришел автомобиль "240" с тем же шасси и упрощенной отделкой, было выпущено 25713 машин. Модель "240" собрали в количестве 4446 штук.

Jaguar S ("Ягуар S")

В 1963 г. компания Jaguar представила модель "S" - следующий шаг в развитии конструкции своих седанов с несущим кузовом. Ее компоновка стала развитием известного "Mk II" с удлиненной задней частью кузова (ради увеличения объема багажника) и независимой задней подвеской наподобие современной ей модели "Е". Конструкция этой подвески в то время была самой передовой: она монтировалась на отдельном штампованном подрамнике вместе с главной передачей и закрепленными на ее картере тормозными механизмами задних колес. Крутящий момент на ступицы колес, закрепленные на длинных продольных рычагах, передавали полуоси. Сами же полуоси выполняли роль верхних поперечных рычагов, а нижние представляли собой большие трубы. В результате работала такая подвеска подобно независимой на двойных треугольных рычагах. Подрамник крепился к кузову через специальные виброизолирующие опоры. Такая же подвеска использовалась и на моделях Jaguar XJ6 и "XJ12" 80-х гг.

Модель Jaguar S с несущим кузовом седан предлагали с задней независимой подвеской

Отдельные стилистические решения, вроде фар с небольшими "козырьками", можно было критиковать, но придраться к управляемости и привлекательности нового автомобиля было невозможно. Сзади машина напоминала "Mk X". В дальнейшем мало что из стиля "S" перекочевало на новое поколение автомобилей Jaguar, которое открыла модель "XJ6" (1968 г.).

Автомобиль Jaguar S дебютировал в 1963 г. и стал развитием популярной модели "Mk II"

По своим характеристикам и размеру салона машины "S" оказались близки к "Mk II". Внешне это были совершенно разные автомобили. Поскольку "S" весили больше и были выше классом "Mk II", компания не оборудовала их 2,4-литровым двигателем. В 1968 г. модель "S" уступила место "XJ6". Всего выпустили 10036 машин с 3,4-литровым мотором и 15135 - с двигателем 3,8 л.

Модель "420" - это фактически автомобиль Jaguar S с новой передней частью кузова и 4,2-литровой рядной "шестеркой"

 

Характеристика (3.4-litre 1963 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Максимальная мощность: 210 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 4-местный 4-дверный седан
Максимальная скорость: 193 км/ч

Варианты Jaguar S

Jaguar 420

Машина появилась в 1966 г. и фактически была моделью "S" с двигателем рабочим объемом 4235 см3 мощностью 245 л.с. и передней частью, аналогичной более поздней "XJ6". Изменение передней части кузова автомобиля "420" сказалось на его длине (4,82 м) и массе. Вместо прежней коробки передач появилась полностью синхронизированная. Модернизированная система охлаждения работала при повышенном давлении и получила вентилятор с вязкостной муфтой включения. В итоге получился седан высокого класса, о котором журнал Road and Track ("Роуд энд Трэк") после испытаний отозвался следующим образом: "На крейсерской скорости 161 км/ч при движении на повышающей передаче через пустыню самым громким был шум работающего кондиционера". Компания изготовила 9801 автомобиль модели "420".

Jaguar Е ("Ягуар Е") 1961-1975

В 60-е годы Jaguar E был одним из самых известных спортивных автомобилей в мире. Этому способствовала его явная связь с ранними гоночными моделями Jaguar. Родстеры 1961 модельного года стоили всего 2098 ф.ст. Сначала предполагалось, что этот автомобиль станет "гоночной заменой" модели "D", но после ухода компании Jaguar из автоспорта его полностью переработали. В 1961 г. представили дорожный вариант. Тем не менее, при компоновке новой модели сохранили прежнюю схему со стальным центральным отсеком, закрепленным болтами на трубчатой раме, на которую монтировали двигатель и переднюю подвеску.

Первые автомобили Jaguar E выпускали с кузовами родстер и купе и 3,8-литровым вариантом знаменитого двигателя "ХК". Машина развивала максимальную скорость 241 км/ч, но ее тормозные качества и управляемость оставляли желать лучшего

Первые автомобили были предложены в исполнении открытый родстер и купе/фастбек с полностью независимой подвеской и 3,8-литровым вариантом двигателя "ХК". При минимальной доводке двигатель обеспечивал машине максимальную скорость 241 км/ч и соответствующую динамику. При всех достоинствах автомобиль "Е" обладал и заметными недостатками, а именно: тесный салон, уязвимость кузова при незначительных дорожных столкновениях, работа системы охлаждения двигателя на предельном режиме и несоответствие тормозных качеств и управляемости со скоростными показателями.

Jaguar E выглядел очень скоростным автомобилем. Изначально предполагали, что он заменит модель "D" в спортивных соревнованиях. В 1961 г. представили дорожный вариант

Машина постепенно совершенствовалась. В 1964 г. появился 4,2-литровый двигатель и полностью синхронизированная коробка передач. В 1966 г. начался выпуск длиннобазного купе 2+2. В 1968 г. после значительной модернизации модель получила обозначение Series II ("Серия II").

Для рядного 6-цилиндрового двигателя с двумя распредва-лами была предназначена 4-ступенчатая механическая коробка передач

От прежнего двигателя "ХК" отказались в 1971 г. в связи с появлением нового 5,3-литрового мотора V12 (Series III). С того же года все машины выпускали только с длинной колесной базой. В результате были восстановлены характеристики, утраченные в 60-е гг., но в целом автомобиль оказался "слабее" первых вариантов.

Легкие гоночные машины "Е" компания начала собирать в 1963 г. Хотя они и не добились значительных успехов за свою спортивную карьеру, их динамика поражала: разгон с места до 161 км/ч занимал 10,8 с

Сборка модели "Е" завершилась в 1974 г. Объявили об этом только в 1975 г. Всего компания изготовила 15496 автомобилей с двигателем рабочим объемом 3,8 л, 41724 машины с двигателем в 4,2 л и 15287 экземпляров с мотором V12.

Модель серии II с 4,2-литровым мотором выпускали с кузовом родстер или купе. Ее отличали по большой облицовке радиатора, заходящему на боковины бамперу и увеличенным световым приборам

 

Вариант "Е" с двигателем V12 получил передние тормоза с вентилируемыми дисками и шины увеличенного размера. Последний автомобиль "Е" сошел с конвейера в 1974 г. после 14 пет производства

 

Серия III с алюминиевым двигателем V12 появилась в 1971 г.

 

Характеристика (3.8-litre, 1961 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87x106 мм
Рабочий объем: 3781 см3
Максимальная мощность: 265 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове с передним трубчатым подрамником
Подвеска: независимая - спереди торсионная, сзади на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местный открытый родстер или купе
Максимальная скорость: 241 км/ч

Варианты laguar E

Jaguar Е 4.2-litre

Этот вариант появился в 1964 г. Устанавливали двигатель размерностью 92,07x106 мм (4235 см3, 265 л.с.) и полностью синхронизированную коробку передач. В 1966 г. дебютировало купе "Е 2+2", аналогичное по устройству прочим машинам "Е", но с увеличенной на 0,23 м колесной базой и устанавливаемой по заказу автоматической коробкой передач.

Jaguar E Series II

Дебют в 1968 г. с 4,2-литровым двигателем. Выпускали машины с кузовами родстер, купе и купе 2+2. Серия II отличалась от предыдущих вариантов увеличенной облицовкой радиатора, заходящим на боковины задним бампером и световыми приборами увеличенных размеров.

Jaguar E Series III

Производство начато в 1971 г. с кузовами родстер и купе. Вместо двигателя "ХК" установили алюминиевый мотор V12 рабочим объемом 5,3 л. Это повлекло за собой увеличение длины капота и облицовки радиатора, а использование шин большего размера заставило изменить форму колесных арок. Машина получила передние тормоза с вентилируемыми дисками и колесную базу 2,66 м. Изготовление модели завершили в 1975 г.

Jaguar Mk X ("Ягуар Mk Х")

Для замены выпускаемых длительное время рамных серий "Mk Vn/Mk VIIIM/Mk VIII" и "IX" компания создала новый седан "Mk X" с несущим кузовом и полностью независимой подвеской колес. Агрегаты и узлы были новыми, за исключением знакомых двигателя "ХК", коробки передач, а также независимой подвески от машин серии "Е". Автомобиль получился солидным. Его колесная база 3,05 м соответствовала прежней модели "Mk IX", габаритные длина и ширина составляли 5,13 м и 1,93 м, а собственная масса - 1900 кг.

Огромная длина и "выпуклый" кузов повредили популярности "Mk X". Тем не менее, с точки зрения аэродинамики кузов автомобиля был безупречен, а его управляемость оказалась выше всяких похвал

Машину отличали длинная низкая поясная линия и четыре фары. Формы обтекаемого кузова позволяли ей при 3,8-литровом моторе мощностью 265 л.с. развивать скорость 193 км/ч. Появившийся в 1964 г. вариант с 4,2-литровым двигателем не стал более быстрым, но обладал лучшей приспосабливаемостью. Переименованный в 1966 г. в "420G", остался без изменений. Все седаны были очень просторными, имели прекрасную отделку. Часть из них снабдили внутренними перегородками, превратив в лимузины.

Шестицилиндровый двигатель с двумя распредвалами заимствован у "ХК". Его мощность 265 л.с. обеспечивала максимальную скорость 193 км/ч

Jaguar Mk X никогда не входила в число самых знаменитых моделей британской компании, но оставалась в производстве до 1970 г. Всего изготовили 12977 машин с двигателем в 3,8 л, 5680 - с мотором в 4,2 л и 6554 - с индексом "420G".

Роскошный салон в типичном для Jaguar стиле с обивкой из натуральной кожи и вставками из орехового дерева на передней панели и дверях

 

Характеристики и уровень комфорта "Mk X" были привлекательны. Ряд машин оборудовали "лимузинной" перегородкой в салоне

 

Характеристика (4.2-litre, 1964 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 92,07x106 мм
Рабочий объем: 4235 см3
Максимальная мощность: 265 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 5-местный 4-дверный седан
Максимальная скорость: 193 км/ч

Варианты Jaguar Mk X

Jaguar 420G

Производство продолжалось в 1966-70 гг. Конструкция аналогична "Mk X" с 4,2-литровым двигателем. Отличия заключались в ряде декоративных элементов.

Jaguar XJ6 ("Ягуар XJ6")

К середине 60-х гг. компания Jaguar поняла, что ее производственная программа стала слишком сложной. Для замены моделей "Mk II", "S" и "420" была разработана новая машина "XJ6". Как оказалось, она стала последним творением независимой Jaguar.

Прекрасный автомобиль "XJ6" был по мнению многих более плавным и тихим при движении, чем Rolls-Royce или Mercedes-Benz

По сравнению с семейством "Mk II/S" автомобиль имел большие габаритные размеры, заметно более просторный салон и привлекательную внешность. Многие специалисты считали его более плавным и тихим при движении, чем модели Rollce-Royce ("Роллс-Ройс") и Mercedes-Benz ("Мерседес-Бенц") тех лет. Причиной тому, огромное внимание к подвеске и снижению уровня шума и вибраций со стороны специалистов компании. Так, задняя подвеска стала развитием конструкции со специальным виброизолированным подрамником, использованной на модели "Е".

Машины по-прежнему снабжались 6-цилиндровым двигателем "ХК" в разных версиях, хотя уже тогда компания имела моторы V8 и V12. Первый из них так и не попал в производство, а второй позже устанавливали на модели "XJ12", "Е" и "XJ-S".

За 18 лет модель "XJ6" выпустили в огромном количестве вариантов. В 1973 г. появились Series II (только 2-дверные автомобили), в 1979 г. - Series III с измененным оформлением салона. Несмотря на замену "XJ6" в 1986 г. на автомобиль нового поколения, вариант с мотором V12 выпускали и в 90-е гг. Его преемника представили в 1994 г. Того в свою очередь заменила в 1998 г. серия "XJ V8", сохранившая ряд стилистических решений от "XJ6".

За 18 лет было выпущено 349352 автомобиля "XJ6" с 6-цилиндровым двигателем, включая машины с эмблемой Daimler

 

Характеристика (4.2-litre, 1968 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 92,07x106 мм
Рабочий объем: 4235 см3
Максимальная мощность: 245 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 5-местный 4-дверный седан
Максимальная скорость: 200 км/ч

Варианты Jaguar XJ6

Jaguar XJ6 2.8-litre

Автомобиль с 2,8-литровым вариантом базового мотора (180 л.с.). Машины с 4,2-литровым двигателем и увеличенной колесной базой выпускали в 1972-73 гг.

Jaguar XJ6 Series II

Производство этого варианта продолжалось с 1973 по 1979 г. Исполнений с 2,8-литровым двигателем не было. В 1975 г. появился автомобиль с двигателем рабочим объемом 3,4 л мощностью 161 л.с. С 1975 г. все машины предлагались только с длинной базой.

Jaguar XJ6 Series III

В 1979 г. заменил Series П. Была изменена верхняя часть кузова. Машина получила двигатель с системой впрыска бензина (4,2 л, 205 л.с.) и 5-ступенчатую коробку передач. Автомобили Series III с 6-цилиндровыми двигателями

Jaguar XJ12 ("Ягуар XJ12") 1972-1997

Знаменитый V-образный 12-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами создали на базе гоночного мотора с четырьмя распредвалами. Первый раз его представили в 1971 г. на спортивном автомобиле Е Series III, позже он появился также на седане и купе.

Большой седан Jaguar XJ12 привлекал низким уровнем шума и великолепной управляемостью. На нем использовали двигатель VI2, впервые представленный на модели Е Series III

Фактически "XJ12" представлял собой "XJ6" с двигателем V12 и автоматической коробкой передач. В то время, несомненно, это был самый тихий автомобиль в мире. Он обладал великолепной управляемостью и развивал скорость до 241 км/ч!

Машина оказалась достаточно "прожорливой". Расход, составляющий 24-26 л/100 км для автомобилей первого выпуска, считался нормой. Продажи модели во времена нефтяного кризиса оставляли желать лучшего. Тем не менее, производство "XJ12" (иногда ее называли "XJ 5.3") продолжалось почти 20 лет. За это время появились варианты Series II, Series III, a в 1975-77 гг. изготовили небольшое количество 2-дверных машин.

В 1981 г. автомобиль получил двигатель "НЕ" (High Efficiency -"Высокая эффективность") того же рабочего объема, но с меньшим расходом топлива - 19,0-20,5 л/100 км. Неизменным остался внешний вид модели. В то время как для "XJ6" создали новый кузов, первое время называвшийся "XJ40", на "XJ12" использовали прежний. Причиной тому, желание многих покупателей, считавших старый кузов более элегантным.

В результате объем производства первых двух серий седанов с двигателем VI2, включая машины под маркой Daimler, составил 24457 штук, из которых на Series I пришлось всего 4113 единиц. К 1991 г. было изготовлено более 20000 машин Series III.

Компания Daimler ("Дэймлер") выпускала модель "XJ12" под названием Double Six ("Дабл Сикс"), принадлежавшим одной из ее знаменитых довоенных машин

 

Характеристика (5.3-litre, 1972 г.)
Двигатель: VI2, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90x70 мм
Рабочий объем: 5343 см3
Максимальная мощность: 253 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 5-местный 4-дверный седан
Максимальная скорость: 222 км/ч

Варианты Jaguar XJ12

Jaguar XJ 12 Series II

Вслед за появлением в 1972 г. длин-нобазной версии, автомобили Series I сменили машины Series II (1973 г.) с незначительными внешними отличиями - аналогичные у 6-цилиндровых моделей. Их выпускали до 1979 г. Исполнение с длинной базой и двигателем с впрыском топлива (285 л.с.) появилось в 1974 г.

Jaguar XJ 12 Series III

В 1979 г. эти машины сменили Series П. Их отличия были такими же, как и у 6-цилиндровых автомобилей. Мощность двигателя - 299 л.с.

Jaguar XJ6 Coupe И XJ12 Coupe ("Ягуар ХJ16 Купе" и "XJ12 Купе") 1975-1977

Эти автомобили середины 70-х гг. были по сути 2-дверными седанами без средних стоек кузова, созданными на базе короткобазных моделей "XJ6" и "XJ12". Как и все остальные модели Jaguar, они имели двойников с эмблемой Daimler. В техническом плане автомобили Coupe не отличались от обычных седанов, т.е. представляли собой варианты машин с 4,2-литровым двигателем "ХК" и 5,3-литровым V12. При установке системы впрыска последний развивал не менее 299 л.с.

Модели "XJ6/XJ12 Coupe" стоили дороже, были менее просторными и универсальными. В коммерческом отношении их ожидала неудача. В то же время из-за меньших размеров и лучших динамических качеств Coupe выбрали в качестве основной для участия в европейском чемпионате туристских автомобилей. Скоростные Jaguar, подготовленные компанией Broadspeed ("Бродспид"), проявили себя ненадежными из-за проблем с тормозами и системой охлаждения двигателя.

Факт неприятный, поскольку компания Broadspeed приложила массу сил для подготовки машин. Кузов дорожного купе был облегчен с одновременным усилением крыши и установкой специального каркаса для повышения его прочности на кручение. При той же конструкции подвеска отличалась сварными рычагами и стойками из магниевого сплава. В гонках применялись колеса с посадочным диаметром 19 дюймов и соответствующего размера шины Dunlop ("Данлоп"). Поэтому появились более широкие арки колес из стеклопластика и глубокий передний фартук.

Модель Coupe была выбрана за основу при создании машины для участия в европейском чемпионате туристских автомобилей. Скоростная машина страдала от проблем с тормозами и системой охлаждения

Автомобиль выглядел тяжелее, чем был на самом деле, но это отражало суть. Даже в облегченном варианте его собственная масса оставалась довольно большой. Об этом говорят и тормозные характеристики автомобиля. Несмотря на установку компанией Broadspeed двойных тормозных скоб и вентилируемых дисков, остановка машины представляла проблему, а тепло, выделяемое установленными рядом с главной передачей задними тормозными механизмами, привело к ряду поломок трансмиссии. К тому же, при критических нагрузках колеса имели тенденцию откручиваться. Вспоминает гонщик Дерек Белл (Derek Bell): "Я думаю, что у большинства водителей Coupe колесо когда-нибудь да откручивалось. У меня это произошло во время испытаний".

Характеристики гоночного автомобиля были улучшены за счет повышения рабочего объема 5,3-литрового двигателя до предельного по правилам соревнований значения 5410 см3, значительного повышения степени сжатия, изменения профиля кулачков распредвалов и снижения сопротивления на впуске. Такой двигатель развивал мощность 560 л.с., но его обычный мокрый картер не был пригоден для гонок, поскольку при прохождении длинных поворотов на высокой скорости ощущалась недостаточная подача масла.

Автомобиль снабжали шинами Dunlop скорее из патриотических, а не из практических соображений. Их характеристики оставляли желать лучшего и не помогли ни фирме, ни руководству British Leyland ("Бритиш Лейланд"): исполнительный директор Leyland Cars ("Лейланд Карз") считал, что Jaguar Coupe выиграет первый этап европейского чемпионата туристских автомобилей 1976 г. еще при отсутствии ходового образца!

Подготовленный компанией Broadspeed автомобиль дебютировал в соревнованиях только в сентябре 1976 г., но так ничего и не выиграл. Лучшим его достижением было второе место на "Нюрбургринге" с экипажем Энди Роуз (Andy Rouse) и Дерек Белл. Без учета гоночных машин всего было изготовлено 10462 Coupe под марками Jaguar и Daimler с 6- и 12-цилиндровыми двигателями.

Это элегантное 2-дверное купе продавали под марками Jaguar и Daimler, но особым спросом оно не пользовалось

 

Характеристика (XJ12, 1975 г.)
Двигатель: VI2, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90x70 мм
Рабочий объем: 5343 см3
Максимальная мощность: 253 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-дверное купе без средних стоек
Максимальная скорость: 225 км/ч

Jaguar XJ-S ("Ягуар XJ-S") 1975-1996

В начале 70-х гг. стало ясно, что модель Jaguar E исчерпала себя. Руководство компании отказалось от постановки на производство ее прямого наследника, решив приступить к выпуску машины "XJ-S" увеличенных размеров, которая скорее относилась к классу "Гранд туринг". С точки зрения конструкции она продолжила успешную тему "XJ6/XJ12".

Первый Jaguar XJ-S был задуман как замена модели "Е". Автомобиль был более обтекаемым, массивным и отличался "подпорками", тянущимися от крыши к задней кромке багажника. За 21 год производства "XJ-S" неоднократно модернизировали

Для новой модели использовали укороченную платформу "XJ12" (колесная база 2,59 м) с новым кузовом купе 2+2 и двигателем V12 с впрыском бензина. Этот внешне более обтекаемый по сравнению с моделью "Е" автомобиль оказался массивнее и отличался своеобразными "подпорками", тянущимися от крыши к задней кромке багажника.

Последней версией "AJ-U" стал "XJR-S" с 12-цилиндровым двигателем мощностью 333 л.с.

Автомобили "XJ-S" первого выпуска не были такими же просторными и изящными как "XJ12", но обладали очень энергоемкой подвеской. Они расходовали много топлива, но с появлением в 1981 г. двигателя "НЕ" (High Efficiency) их мощность возросла при уменьшении расхода бензина.

В 80-е гг. появились вариант "AJ6" с 6-цилиндровым двигателем и 2-местный Cabriolet, который в 1988 г. был окончательно заменен вариантом Convertible ("Конвертибл"). В 1991 г. конструкцию машины полностью модернизировали. Увеличили рабочий объем двигателя и изменили внешний вид кузова.

Внешний вид Coupe изменился в 1991 г. (новая форма боковых окон и задней части кузова)

 

Характеристика (4.2-litre, 1968 г.)
Двигатель: VI2, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90x70 мм
Рабочий объем: 5343 см3
Максимальная мощность: 285 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2- дверное 4-местное купе
Максимальная скорость: 246 км/ч

Варианты laguar XI-S

Jaguar XJ-S HE

Версия машины первого выпуска с двигателем мощностью 299 л.с. Открытый Cabriolet появился в 1985 г., а в 1988 г. его заменил Convertible с убирающимся верхом.

Jaguar XJ-S 3.6-litre

Машины выпускали с 1983 г. в двух вариантах - Coupe и Cabriolet. Устанавливали новый 6-цилиндровый двигатель с двумя распредвалами и размерностью 91x92 мм (3590 см3, 228 л.с.), 5-ступенчатую механическую или 4-ступенчатую автоматическую коробку передач. Максимальная скорость - 227 км/ч.

Jaguar XJ-S - после изменения внешнего вида

Произошедшее в 1991 г. изменение внешнего вида коснулось боковых окон и задних осветительных приборов. Конструктивно машина с V-образным 12-цилиндровым мотором осталась прежней, а 6-цилиндровая модификация получила двигатель размерностью 91x102 мм (3980 см3, 223 л.с.).

Jaguar XJS-R

Автомобиль с модернизированной подвеской, более мощными двигателями и измененным внешним видом. V-образный 12-цилиндровый двигатель рабочим объемом 6 л развивал в исполнении 1992 г. мощность 333 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 257 км/ч.

Jaguar XJ220 ("Ягуар XJ220") 1992-1993

В 1988 г. компания Jaguar представила прототип суперавтомобиля "XJ220", который инженеры из Ковентри создали в свободное время! Это удивительное 2-местное купе не только имело знаменитый мотор V12, установленный в пределах колесной базы, но также привод на все колеса. Максимальная скорость -предположительно 354 км/ч.

Самый блистательный Jaguar начала 90-х гг. с двигателем V6 рабочим объемом 3,5 л

Но автомобиль не сдвинулся с места до тех пор, пока не попал в руки специалистов компании JaguarSport, которую создали фирмы Jaguar и TRW. Цель - доведение модели "XJ220" до серийного образца. В результате машина была полностью переработана: укорочена база, оставлен лишь привод на задние колеса. Решено было использовать вариант гоночного мотора TRW V6 с двумя турбонагнетателями.

Новый образец был показан в конце 1989 г. с 3,5-литровым двигателем мощностью 500 л.с., который мог обеспечить скорость 354 км/ч. С определенной долей сомнения - это был самый быстрый в мире автомобиль. Как только компания JaguarSport заявила, что построено будет всего лишь 350 автомобилей, она в течение нескольких дней получила более 1200 заказов. В 1990-91 гг. в Блоксхэме близ Бэнбери построили новый завод и создали 7 прототипов будущей машины. Первые поставки планировалось начать весной 1992 г., а завершить производство к 1994 г.

Предполагаемая максимальная скорость 354 км/ч делала этот автомобиль самым быстрым в мире - теоретически

Окончательный вариант "XJ220" с мотором V6 оказался намного короче и легче исходного прототипа "XJ220 4x4", сохранив тот же облик. Его роскошно оборудованный салон с кондиционером несколько контрастировал с легким и компактным кузовом. Конструкторы стремились создать машину, пригодную для всех климатических и дорожных условий.

Самой удивительной особенностью проекта "XJ220" оказалось то, что машины не предназначались для продажи в США. Вариант "XJ220C" стал успешным гоночным автомобилем и победил в классе "GT" в гонке в Ле-Мане (1993 г.). Через несколько недель его дисквалифицировали по техническим причинам, а результат аннулировали.

По сравнению с прототипом серийный образец стал короче и имел задние ведущие колеса

 

Характеристика
Двигатель: V6, 4 распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 94x84 мм
Рабочий объем: 3498 см3
Максимальная мощность: 500 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное алюминиевое купе
Максимальная скорость: 341 км/ч

Jaguar S ("Ягуар S") с 1998 г.

Модель "S" ждали долго. Все уже заранее знали, что компания работает над новым спортивным седаном - наследником бессмертной "Mk II" и модели "S" 60-х гг. Но когда он появился на публике в 1998 г., мнения разделились. Одни считали, что его созданием занимался "фордовский" коллектив, другие отмечали сочетание традиционных британских и мировых модернистских черт. И все-таки это был элегантный автомобиль. Для него использовали двигатель "AJ-V8" (4,0 л, 280 л.с.) и новый полностью алюминиевый мотор "AJ-V6" (3,0 л, 240 л.с.), который создавали с учетом применения на модели "S".В конструкции последнего применили ряд технических решений мотора V8, включая процесс сгорания, систему охлаждения, конструкцию головок цилиндров и газораспределительного механизма. С обоими двигателями могли применяться 5-ступенчатые механическая и автоматическая коробки передач. Работой двигателя и коробки управлял специальный электронный блок. Машина с 3-литровым двигателем разгонялась с места до 100 км/ч за 6,8 с (с механической коробкой) и за 8,0 с (с автоматической) и развивала максимальную скорость 235 или 227 км/ч соответственно. С 4-литровым мотором и автоматической коробкой эти показатели составляли 6,6 с и 241 км/ч.

Современная панель приборов и центральная консоль с отделкой натуральной ножей и ореховым деревом

Подвеска на двойных треугольных рычагах имела много деталей из алюминиевого сплава и обеспечивала равное распределение нагрузки на передние и задние колеса. Перечень стандартного оборудования включал электронную противо-буксовочную систему, антиблокировочную систему тормозов и рулевой механизм с изменяемым передаточным отношением и усилителем, работающим в зависимости от скорости движения автомобиля. К антиблокировочной системе подключалась электронная система перераспределения тормозных усилий и заказная система "динамического управления стабильностью движения". Заказными являлись амортизаторы, характеристику которых регулировала электроника.

Интерьер выполнили в традиционном для компании Jaguar стиле: натуральная кожа и ореховое дерево, кондиционер с двумя зонами обслуживания, заказное устройство автоматического включения стеклоочистителей и спутниковая навигационная система. Впервые на модели "S" в качестве заказной (для машин, продаваемых в Великобритании и США), применили систему речевого включения всех основных функций стереоаппаратуры, телефона и кондиционера. Из элементов безопасности следует отметить складывающуюся рулевую колонку, пластиковый топливный бак под днищем автомобиля, передние и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, пиротехнические преднатяжители ремней безопасности.

Поскольку в настоящее время компания Jaguar входит в состав концерна Ford, модель "S" имеет ту же платформу, что и Lincoln LS ("Линкольн"), а блок цилиндров двигателя "AJ-V6" создан на основе блока мотора Ford V6, разработанного исследовательским центром Jaguar в Ковентри. Собирают машины "S" на заводе в Кэстл Бромвиче близ Бирмингема.

Модельный ряд Jaguar S-type с годами расширяется. Ожидается появление спортивного универсала S-type Shooting Brake ("Шутинг Брейк") в габаритах седана и двухдверного купе. В 2002 г. базовым на модели станет гидромеханический 6-ступенчатый "автомат"

 

Характеристика (3.0 V6)
Двигатель: V6, 24 клапана
Диаметр цилиндра и ход поршня: 89x79,5 мм
Рабочий объем: 2967 см3
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые с 4-канальной АБС
Кузов: несущий стальной

Jaguar XK8 и XKR ("Ягуар XK8" и "XKR") с 1996 г.

"ХК8" стал первенцем в новом поколении спортивных автомобилей Jaguar, продолжив традиции модели "Е". Машина впервые появилась на Женевском автосалоне 1996 г. и была признана лучшим экспонатом выставки. Ее выпускают в двух вариантах - кабриолет и купе - с безнаддувным мотором ("ХК8") и с турбонадцувом ("XKR"). Последний отличается задним спойлером, двумя прорезями на капоте и колесами большего размера. Кузова для них изготавливают и красят в Кэстл Бромвиче и отправляет на сборку в Брауне Лэйн.

Оба варианта получили полностью алюминиевый 4-литровый мотор "AJ-V8" с 32 клапанами и 4 рас-предвалами, в варианте без наддува развивающий 290 л.с. Двигатель модели "XKR" обеспечивет 370 л.с., а максимальная скорость обоих автомобилей ограничена величиной 249 км/ч. Разгон с места до 96 км/ч занимает соответственно 6,7 и 5,2 с. Оба мотора изготавливают в цехе Jaguar завода Ford в Бридженте, Южный Уэльс, где весь производственный процесс контролирует электронная система. Для двигателей предназначена автоматическая коробка передач с гидротрансформатором.

Модель широко рекламировали как долгожданную замену Jaguar Е. "ХК8" оказался более интересным автомобилем, несмотря на удлиненный сигарообразный кузов. Он пользуется репутацией одного из самых привлекательных автомобилей класса "GT"

Полностью независимая подвеска на двойных треугольных рычагах с соосными пружинами и отклоняющимися амортизаторами обладает способностью компенсировать "клевок" при торможении. Задняя подвеска модели "XKR" снабжена самонастраивающимися амортизаторами с двухступенчатой регулировкой. Тормозная система с вакуумным усилителем и дисковыми механизмами на всех колесах имеет 4-канальную АБС и систему динамической стабилизации, которую включает система управления двигателем при проскальзывании колес. Противобуксовочная система работает в паре с АБС, притормаживая при необходимости задние колеса.

По заказу автомобили "ХК8" оборудуют системой CATS (Computer Active Technology Suspension - "Подвеска, управляемая компьютером"), стандартной для XKR. Такая конструкция включает регулируемые с помощью электроники амортизаторы, 18-дюймовые колеса и низкопрофильные шины с нейтральным по отношению к направлению вращения рисунком протектора для передних колес и несимметричным для задних. Обе модели имеют работающий в зависимости от скорости движения автомобиля усилитель рулевого механизма.

Стандартным оборудованием являются надувные подушки и натяжители ремней безопасности для водителя и переднего пассажира. У машин усилено днище кузова, а двери имеют дополнительную защиту от боковых столкновений. Отделка салона двух стилей - классическая или спортивная. Классическая предусматривает традиционные для спортивных машин кожаные сиденья, вставки из орехового дерева, рулевое колесо и рукоятку рычага коробки передач из дерева. Спортивный стиль менее консервативен: обод рулевого колеса обтянут черной кожей, кожей обтянута и рукоятка рычага коробки передач, передняя панель облицована кленовым деревом, а сиденья обиты тканью. Регулировки обоих сидений и рулевой колонки осуществляются с помощью электроники и имеют память на несколько вариантов. Конечно, есть в автомобилях кондиционер, стереосистема высшего класса и принадлежности для мобильного телефона. Кабриолеты "ХК" снабжены полностью автоматической электрогидравлической системой подъема и опускания складного верха, работа которой занимает около 20 с.

Двигатель модели "XKR" развивает мощность 370 л.с., а ее подвеска имеет электронную регулировку

 

Характеристика (ХК8)
Двигатель: V8
Диаметр цилиндра и ход поршня: 86x86 мм
Рабочий объем: 3996 см3
Подвеска: независимая на винтовых пружинах

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru