Компания Nissan была основана в 1934 г. для производства легковых автомобилей Datsun ("Датсан"), после приобретения прав на выпуск у фирмы DAT (ДАТ). Первый же автомобиль под эмблемой Nissan был представлен в 1937 г., но вплоть до 60-х гг. большинство автомобилей поступало в продажу под названием Datsun. Обновление производственной программы компании произошло с началом изготовления в 1952 г. лицензионных автомобилей Austin ("Остин"). Начиная с модели Nissan Cedric ("Седрик") I960 г., в Японии параллельно выпускались автомобили Datsun и Nissan. К 70-м гг. многие новые модели стали продавать как Nissan для Японии и ряда стран, сохранив название Datsun только для некоторых рынков.
Такая путаница сохранялась до начала 80-х гг., когда компания окончательно отказалась от марки Datsun, хотя в Японии ее до сих пор используют для пикапов. В Великобритании до 1983 г. все автомобили компании назывались Datsun, после чего это название полностью уступило место марке Nissan. Неразбериха с названиями не должна заслонить тот факт, что в послевоенные годы компания Nissan поступательно развивалась и превратилась в одного из самых крупных в мире изготовителей автомобилей. Первое свое зарубежное предприятие она построила в Мексике (1966 г.). Серийное производство спортивных машин Nissan Fairlady ("Фэйрледи"), известных также как Datsun 240Z, началось в 1969 г. Свой 10-миллионный автомобиль она построила к 1972 г. К 80-м гг. Nissan выпускала уже по 2 млн. машин в год. Но затем рост прекратился и компания уступила лидерство на рынке концерну Toyota ("Тойота").
Что касается Европы, то продажи машин Nissan, в отличие от Datsun, начались в 1983 г. с появлением нового поколения серии "Z" - семейства "300ZX" с двигателем V6.
В начале 90-х гг. в программу Nissan входили 20 различных серий автомобилей, предлагавшихся в нескольких вариантах для японского рынка и на экспорт. Отметим и специальную модель Sunny GTi-R ("Санни") для участия в мировом чемпионате по ралли.
Nissan, чья продукция считалась неинтересной, скучно выглядевшей и в техническом отношении остающейся на уровне середины 80-х гг., преобразилась в первой половине 90-х. Компания стала выпускать передовые в конструктивном отношении автомобили.
Третье поколение машин "Z", продававшееся в Европе как "300ZX", а в Японии и ряде других стран известное как Fairlady Z, появилось в сентябре 1983 г. в качестве замены предыдущей модели "280ZX". Машина эта была не только крупнее и просторнее, но и отличалась полностью новым двигателем V6 с углом развала блока цилиндров 60°.
Мотор "VG" вызвал удивление, поскольку ранее двигатели компании Nissan выполняли без технических изысков. Его создали для выпуска в нескольких вариантах по рабочему объему. Весил он на 20 кг меньше прежней "шестерки". Установленные по разные стороны от распредвала клапаны приводились в действие посредством гидравлических толкателей и отлитых из алюминия коромысел.
Позже этот двигатель стали применять также на моделях Maxima ("Максима"), Leopard Coupe ("Леопард Купе"), Laurel ("Лорел"), Cedric/Gloria ("Седрик/Глория") и Terrano 4x4 ("Террано"). Внешне новый Nissan 300ZX был схож с прежней "280ZX", но все кузовные панели "300ZX" создали заново. Лишь днище кузова и величины колесной базы (2,32 м для 2-местного и 2,52 м для 2+2) остались без изменений. Похожи были и подвески, хотя практически все детали подверглись изменению, угол наклона задних диагональных рычагов уменьшился с 23 до 18°.
"300ZX" был очень скоростным и комфортабельным спортивным автомобилем. Его варианты с турбо-наддувом легко поддерживали крейсерскую скорость 190 км/ч и более. При этом салон машины отличался прекрасной отделкой, а кондиционер обеспечивал комфортные условия даже в таких жарких районах, как штат Калифорния, где и продавалось большинство данных машин. В 1989 г. очень успешную модель заменила меньших размеров "200ZX", относившаяся уже к четвертому поколению "ZX".
Характеристика (300ZX, 1984 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V6, по одному верхнему распредвалу |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 87x83 мм |
Рабочий объем: | 2960 см3 |
Максимальная мощность: | 228 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая, спереди на стойках МакФерсона, сзади на диагональных рычагах |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 2-местное купе или купе 2+2 |
Максимальная скорость: | 220 км/ч |
В дополнение к безнаддувному двигателю V6 (2960 см3, 160 л.с.) компания Nissan предлагала его версию с турбонаддувом мощностью 228 л.с. Для некоторых стран поставляли двигатель уменьшенной размерности 78x69,7 мм (1998 см3, 170 л.с.). Максимальная скорость автомобиля с таким мотором составляла 200 км/ч. В 1980 г. компания модернизировала двигатель, установив по 4 клапана на цилиндр и увеличив мощность до 180 л.с. Для США мотор с турбонаддувом развивал только 203 л.с., обеспечивая максимальную скорость 209 км/ч.
В 80-е гг. компания Nissan продавала малоинтересное угловатое купе Silvia. В результате его модернизации она представила новую более скоростную и технически совершенную машину следующего поколения, отличавшуюся привлекательным внешним видом. Модель Silvia, получившая индекс "200SX", имела передний двигатель, задние ведущие колеса, несущий кузов нового дизайна с убирающимися фарами и обновленную ходовую часть с полностью независимой подвеской.
Появившуюся в 1988 г. машину начали экспортировать лишь на следующий год. К тому времени у фирмы уже был в распоряжении двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр и четырьмя распредвалами, поэтому мотор Silvia имел такую же компоновку, а также систему распределенного впрыска, турбонагнетатель с промежуточным охладителем и сложную электронную систему управления. Для Silvia предлагали ряд вариантов этого мотора, начиная от безнаддувного размерностью 86x86 мм (2л, 140 л.с.) и заканчивая таким же агрегатом, но с турбонаддувом (205 л.с.). Последний обеспечивал максимальную скорость 230 км/ч. На машине использовалась такая же многорычажная подвеска, как и на "300ZX". Она отличалась прекрасной управляемостью. В целом же автомобиль был на уровне любой модели Porsche ("Порше"). Многие высказывали мнение, что "это был Porsche 944 по более низкой цене и самый лучший японский спортивный автомобиль за много лет". В США для Nissan было намного интереснее нанести поражение соотечественникам из компании Toyota ("Тойота"). К тому же, модель "200SX" вызвала появление таких автомобилей, как Nissan 300ZX следующего поколения, Mitsubishi Eclipse ("Мицубиси Иклипс") и "3000GT".
Самой неприятной для конкурентов новостью стало намерение Nissan не оставлять этот роскошный автомобиль в покое. Уже в 1991 г. была изменена форма передней части кузова, а затем для американского рынка создан безнаддувный двигатель (2,4 л, 157 л.с.). Без сомнения, "200SX" можно было назвать самым быстрым и лучшим автомобилем в своем классе.
Характеристика (300SX Turbo, 1988 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, два верхних распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86x86 мм |
Рабочий объем: | 1952 см3 |
Максимальная мощность: | 205 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая многорычажная |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | купе или кабриолет 2+2 |
Максимальная скорость: | 230 км/ч |
Модель Skyline многие годы присутствовала в производственной программе компании Nissan. Представленные в мае 1989 г. машины нового поколения оказались намного совершеннее своих предшественниц. Их базовые исполнения сохранили компоновку с передним двигателем и задними ведущими колесами, а некоторые варианты стали полноприводными.
Автомобили серии Skyline занимали промежуточное место между моделями Bluebird и Laurel. Эти машины комплектовали кузовами седан и купе, двигателями рабочим объемом 1,8-2,5 л и мощностью 91-215 л.с., механическими или автоматическими коробками передач, приводом на задние или на все колеса. Модель Nissan Skyline GT-R, как самая совершенная в этой серии, должна была стать самой скоростной и самой успешной гоночной машиной японской фирмы.
Для этого конструкторы Nissan установили на платформу Skyline с колесной базой 2,65 м новый 2,6-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, двумя распредвалами, двумя турбонагнетателями и совершенной электронной системой управления. Вскоре похожими двигателями в различных исполнениях стали комплектовать другие модели Nissan более высокого класса. Но вариант "GT-R" был самым впечатляющим. Его мощность составляла 280 л.с.
Модель Nissan Skyline GT-R начала победное шествие в соревнованиях туристских автомобилей по всему миру. В сочетании с этим двигателем использовались трансмиссия АТТЕ-SA (Advanced Total Traction Electronic System All-Terrain - "Усовершенствованная электронная система полного контроля тяговых усилий во всех дорожных условиях") с электронным распределением крутящего момента на передние и задние колеса, система управления всеми колесами автомобиля. Последняя с помощью специальных датчиков определяла углы поворота задних колес в зависимости от скорости движения.
Продажи "GT-R" начались в Японии в 1989 г., а экспорт - только в 1990 г. Стало очевидным то, что Nissan установила новый стандарт для гоночных туристских автомобилей. К сожалению, правила гонок в разных странах со временем стали значительно отличаться. Раллий-ным вариантам группы А, способным развивать мощность более 500 л.с., еще больше не повезло со временем рождения. К началу 90-х гг. большинство технических преимуществ модели было сведено на нет.
Характеристика (1990 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, по два верхних распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86x73,7 мм |
Рабочий объем: | 2568 см3 |
Максимальная мощность: | 280 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая многорычажная |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 4-местный 2-дверный |
Максимальная скорость: | 249 км/ч |
Nissan 300ZX, появившийся в 1989 г., стал настоящим суперавтомобилем. Его создали из калифорнийского "крейсера", превратив последний в подтянутое спортивное купе. На модель устанавливали не только безнаддувный двигатель мощностью более 220 л.с., но и мотор с двумя турбонагнетателями мощностью не менее 280 л.с. Как и прежние автомобили серии "Z", последняя по времени модель "300ZX" была предназначена главным образом для США. По сравнению с первым "300ZX" она получила новую платформу, удлиненную колесную базу и более просторный кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,31. Несмотря на это, собственная масса машины не возросла. В 2-местном варианте она весила всего 1,46 т.
Шасси модели оказалось совершеннее всех европейских образцов. Оно включало антиблокировочную систему в приводе тормозов, дифференциал вязкостного типа и сложные электронные системы управления. Новая многорычажная подвеска всех колес на винтовых пружинах была аналогична устанавливаемой на модели "200ZX"/"240ZX"/SiMa Coupe. На автомобиле использовалась система HICAS (High-Capacity Actively-Controlled Suspension -"Высокоемкая активная подвеска"), разработанная специалистами Nissan. Она включала компьютер для регулировки положения задних колес и обеспечения при необходимости эффекта подруливания. Хотя угол поворота был мал, обычно не более 0,5°, эффект от этого напоминал "прием раллиста", заключающийся в резком отклонении рулевого колеса в сторону, противоположную направлению поворота.
На американском рынке, главном для "300ZX", система HICAS не считалась обязательной, но даже без нее автомобиль сохранил проворность. Европейским версиям она придавала еще более острую управляемость. Прежний по конструкции V-об-разный 6-цилиндровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр был существенно модернизирован. Самый мощный его вариант с двумя турбонагнетателями развивал 280 л.с. Новый "300ZX" проник в класс машин, в котором тон задавали модели Ferrari и Porsche. Он развивал максимальную скорость около 257 км/ч, а с места до 161 км/ч разгонялся за 14,5 с. Испытатели журнала Autocar & Motor ("Отокар энд Мотор") написали, что "300ZX" имел "ошеломляющую мощность, изумительный внешний вид и потрясающую динамику". Когда частота вращения коленчатого вала двигателя с турбонаддувом достигала 2700 об/мин, Nissan легко срывался с места, а мотор свободно развивал и поддерживал максимальную мощность при 6400 об/мин.
Внутри автомобиля имелась широкая и длинная центральная консоль. Заднее сиденье оказалось практически бесполезным при отодвинутых назад передних сиденьях. Зато передний пассажир и водитель могли чувствовать себя очень удобно. Ощущению комфорта способствовал и кондиционер, входящий в стандартное оборудование. Обнаружить недостатки у "300ZX" было трудно. Некоторые критики говорили, что при ширине около 1,83 м автомобилю слишком сложно поддерживать по-настоящему высокую скорость на узких британских дорогах, а при собственной массе 1,58 т его нельзя назвать легким. Компания Nissan сознавала, что причиной тому, множество сложных систем, улучшающих характеристики автомобиля, и даже пошла на изготовление тормозных скоб из легкого сплава. Однако все критические высказывания, выпущенные в адрес "300ZX", по большому счету были надуманными.
Характеристика (1989 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V6, по два верхних распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 87x83 мм |
Рабочий объем: | 2960 см3 |
Максимальная мощность: | 280 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая многорычажная |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | купе или кабриолет |
Максимальная скорость: | 249 км/ч |
Многие годы компания Nissan без особого энтузиазма участвовала в мировом чемпионате по ралли. Лишь с появлением раллийной группы А фирма представила специальный вариант нового поколения автомобиля Sunny - "GTi-R". Выпуск новой серии Sunny/Pulsar ("Санни/Пульсар") начался в январе 1990 г. Это были малопримечательные седаны, хэт-чбеки и универсалы с поперечным двигателем. Автомобиль "GTi-R" получил значительно измененный кузов хэтчбек от Sunny, 2-литровый двигатель мощностью 220 л.с. и привод на все колеса. Гоночный вариант машины был готов в 1991 г.
Но победить в ралли ему было сложно. Главной причиной стал отказ упрямой японской компании от сотрудничества с ведущими поставщиками шин, а также неудачное расположение радиатора промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Он был размещен сверху двигателя, а не за передней облицовкой. Дорожный вариант автомобиля отличался высокой скоростью, отличной управляемостью и изумительными характеристиками.
Двигатель мощностью 220 л.с. был высокофорсированным вариантом мотора, использовавшегося на машинах Primera ("Примера"), Bluebird и Silvia/"200SX" ("Сильвия"). Полноприводная трансмиссия ATTESA включала межосевой и задний межколесный дифференциалы вязкостного типа и электронное управление перераспределением крутящего момента между передними и задними колесами.
И все же управляемость машины не была идеальной. Компенсировали это прекрасные сцепные качества. В результате разгон с места до 96 км/ч занимал 5,0 с, а до 161 км/ч - 14,2 с. Время разгона на высшей и четвертой передачах в диапазонах 32-64, 48-80 и 64-96 км/ч было меньше, чем у ее основного конкурента Lancia HF Integrate ("Лянча HF Интеграле"). Это дополнялось прекрасной работой двигателя и трансмиссии.
Хорошим выступлениям автомобилей заводской раллийной команды мешал, несмотря на двигатель мощностью 300 л.с., неудачно расположенный радиатор промежуточного охлаждения. И все же, "GTi-R" остается самым скоростным из когда-либо выпускавшихся компанией Nissan автомобилей.
Характеристика (1990 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4 |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86x86 мм |
Рабочий объем: | 1998 см3 |
Максимальная мощность: | 220 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на стойках МакФерсона |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 4-местный 3-дверный хэтчбек |
Максимальная скорость: | 225 км/ч |
3W.SU ©® 2015