Название Datsun появилось из-за сложностей с произнесением иностранных слов на японским языке. Сотаро Хаси-мото (Sotaro Hasimoto), основавший в 1911 г. компанию Kwaishinsha ("Квайсинся") по выпуску автомобилей, вскоре переименовал ее в DAT. Составлено новое название было из первых букв фамилий трех человек (Den, Aoyama, Takeuchi -Ден, Аояма, Такеучи), владевших этой компанией.
В 1930 г. появился небольшой автомобиль Datson ("Датсан"), но поскольку в японском языке слово "son" означает "терять, погибать", название быстро заменили на Datsun ("Датсан"). В 1937 г. компания приступила к выпуску машин увеличенных размеров, получивших марку Nissan. При этом одни и те же автомобили на одних рынках продавали как Nissan, а на других - как Datsun. Так, спортивную модель для Европы и США назвали Datsun 240Z, а для Японии - Nissan Fairlady Z.
Мы коснулись этой темы неспроста. В Европе по привычке машины этой компании с рядными двигателями назывались Datsun, а с V-образными моторами, которые появились в 1983 г., именовались Nissan. В 50-е гг. Nissan-Datsun быстро развивалась, первым делом приобретя лицензию на одну из моделей английской Austin ("Остин"), затем освоив копии этих машин и только потом разработав собственные конструкции.
Сначала компания занималась наращиванием выпуска простых и дешевых семейных автомобилей и легких грузовиков. Пыталась она экспериментировать и с двумя небольшими спортивными машинами. Первым же настоящим спортивным автомобилем стал в 60-е гг. Fairlady SP310. Кое-кто считал его скопированным с британской "MGB" (Эм-Джи-Би), но следует напомнить, что последняя была показана на год позже.
К 70-м гг. объем производства Nissan-Datsun достиг 900 тыс. автомобилей ежегодно. Компания в больших количествах ввозила свою продукцию в США и Европу, представила знаменитую спортивную модель "240Z". Это практически сразу же изменило сложившийся скучный образ Datsun. Модель "240Z" оказалась очень привлекательной и весьма скоростной и динамичной. Особенно она полюбилась американцам, став самой продаваемой спортивной машиной в истории автомобилестроения (до середины 70-х гг.).
Следующие 12 лет Nissan-Datsun сохранял за собой звание второго по величине изготовителя автомобилей в Японии. К середине 80-х гг. его заводы выпускали уже по 1,8 млн. легковых автомобилей в год, росла популярность спортивных моделей. За 9 лет было изготовлено более 540 тыс. машин серии "Z", а за следующие пять лет -410 тыс. автомобилей серии "280ZX".
Казалось, ничто не в состоянии остановить продвижение компании - ни энергетический кризис, ни смена моды, ни протекционистские меры. Сейчас, когда все ее автомобили несут эмблему Nissan, поступательное развитие продолжается, однако при поддержке Renault ("Рено"). По итогам 2000 г. Renault-Nissan Alliance собрав около 5000 тыс. автомобилей занял 6-е место в мире.
Первые результаты попыток создать спортивные модели - автомобили Sports DC-3 ("Спорте") 1952 г. и Sports S211 1959 г. Серьезными их признать нельзя. Представленный на Токийском автосалоне 1961 г. автомобиль Fairlady SP310 оказался несравненно лучше. В его основе была прочная рама из элементов замкнутого сечения и обычная подвеска. Сначала автомобиль имел такую же ходовую часть, как и у семейных машин Bluebird ("Блюбёрд") того времени, и необычный 3-местный кузов с двумя ковшовыми сиденьями впереди и одним, повернутым на 90°, сзади.
В первые же годы родстеры Fairlady добились небывалого успеха в США, в то время как в Европу попадали лишь единицы. Сильную конкуренцию им составляли такие марки, как MG (Эм-Джи), Alfa Romeo ("Альфа-Ромео") и FIAT (ФИАТ).
Первые автомобили "SP310" оборудовали 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (1,5 л, 71 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, барабанными передними тормозами и 3-местным кузовом. Продано было 7 тыс. машин. В 1965 г. модель усовершенствовали, установив 1,6-литровый двигатель мощностью 90 л.с., полностью синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач и передние дисковые тормоза, отказались от заднего сиденья. Названная "SP311", машина оставалась в производстве до прекращения в 1969 г. сборки модели Fairlady 2000.
Двумя годами позже, в марте 1967 г. появилась модель Fairlady Sports 2000 ("SR311"). Данный автомобиль получил новый 2-литровый двигатель с верхним распредвалом, развивавший в некоторых вариантах мощность до 145 л.с., и 5-ступенчатую коробку передач. Это и была та Fairlady, которая выступала на европейских ралли, но ее никогда не продавали в Великобритании. За семь лет изготовлено около 40 тыс. таких автомобилей, большинство из них отправилось в США. Но это была лишь прелюдия перед нашествием в США "240Z", начавшемся в 1970 г.
Характеристика (SR311 Sports 2000) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 87,2x83 мм |
Рабочий объем: | 1982 см3 |
Максимальная мощность: | 145 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая |
Шасси: | на стальной раме |
Подвеска: | спереди независимая на треугольных рычагах, сзади зависимая рессорная |
Тормоза: | дисковые/барабанные |
Кузов: | местный спортивный |
Максимальная скорость: | 201 км/ч |
Представлен в 1967 г. с новым 2-литровым мотором.
Модель "240Z" появилась в США очень вовремя. В конце 1967 г. был снят с производства британский Austin-Healey 3000 ("Остин-Хили"), а пришедший ему на смену "MGC" (Эм-Джи-Си) успехом не пользовался и в конце 1969 г. также покинул сцену. Вскоре и поступил в продажу Datsun серии "Z". Почему появился индекс "Z" в названии модели на самом деле не знает никто. Цифры же относятся к рабочему объему ее двигателя - 2,4 л. Такой принцип обозначения позволяет легко отличить различные более поздние варианты автомобиля.
Секрет успеха модели "240Z" кроется в ее очень привлекательном кузове и хорошо оборудованном салоне. Этим автомобилем Nissan-Datsun опровергла закрепившееся за ней мнение, как об изготовителе "бесхарактерных" машин. Проект кузова "240Z" принадлежал работавшему в основном в Германии немецкому дизайнеру Альбрехту Гёртце (Albrecht Goertz). Но перед запуском машины в производство японцы доработали этот проект. Как и многие другие спортивные автомобили, "240Z" отличалась длинным и покатым капотом и короткой задней частью, напоминая одновременно и Porsche 911 ("Порше") и Jaguar E ("Ягуар").
Ее трансмиссия практически не отличалась от трансмиссии последней серии семейных автомобилей Datsun Laurel/Skyline/Cedric ("Ло-рель/Скайлайн/Седрик"). К тому же для всех них использовались версии одного и того же большого и тяжелого 6-цилиндрового мотора с верхним распредвалом. В отличие от предыдущих машин, передние и задние колеса модели "240Z" имели независимую подвеску на стойках МакФерсона.
Характер автомобиля менялся вместе с манерой вождения: он мог быть степенным, а мог быть по-настоящему агрессивным. Чтобы заработать авторитет, компания Datsun выставляла "240Z" на международных ралли. Эта модель дважды побеждала в восточно-африканских "Сафари".
Продажи автомобилей в США взлетели с 10 тыс. в 1971 г. до 52,5 тыс. штук в 1973 г., обогнав всех в своем классе. В те времена покупатели требовали более просторных машин и больше дополнительного оборудования, поэтому в 1973 г. появился "260Z" с двигателем увеличенного рабочего объема и кузовом с салоном вместимостью 2+2. Всего было изготовлено 231711 "240Z" и ее аналогов под названием Fairlady.
Характеристика (240Z) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 83x73,7 мм |
Рабочий объем: | 2393 см3 |
Максимальная мощность: | 151 л.с. |
Коробка передач: | 4- или 5-ступенчатая механическая, по заказу - автоматическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на стойках МакФерсона |
Тормоза: | дисковые/барабанные |
Кузов: | 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 201 км/ч |
В Японии Fairlady Z комплектовали 2-литровым двигателем мощностью 130 л.с., а собираемую в ограниченных количествах Fairlady Z432 - специальным мотором с двумя распредвалами (2 л, 160 л.с.), который имел и гоночные версии. Всего изготовили 419 таких машин.
Модель "240Z" сняли с производства после появления двух новых машин "260Z" и "2602 2+2". И хотя последние имели много общего с "240Z", компания приложила много усилий для того, чтобы автомобили соответствовали стандартам 70-х гг.
На обеих машинах устанавливали прежний 6-цилиндровый мотор, но его рабочий объем был увеличен и предприняты меры по обеспечению постоянно ужесточающихся норм в США по токсичности отработавших газов. Из-за этого характер автомобилей стал "мягче". Несмотря на возросшую мощность, скоростные показатели ухудшились. На репутацию автомобилей такой поворот событий влияния не оказал.
Автомобили выглядели практически также, как и "240Z", но вариант "2+2" получил удлиненную платформу и более просторный салон, что повлекло за собой увеличение собственной массы на 23 кг. Задние сиденья, располагавшиеся непосредственно перед задним ведущим мостом, были тесными и не предназначались для взрослых. Британские испытатели назвали этот вариант "...очень удачным. Увеличение размеров салона не привело к потере внешней привлекательности".
Модель "260Z" уже через два года после появления в США сменила "280Z", которая предназначалась исключительно для этой страны и получила 2,75-литровую версию прежнего мотора. И вновь продажи в США резко возросли: в 1975 г. была преодолена отметка в 50 тыс. штук, а в 1977 г. она достигла 69,5 тыс. Без американского рынка модель не была бы жизнеспособна. Неудивительно поэтому, что Datsun вновь поспешила с новой моделью - в 1978 г. появилась "280ZX". В 1973-78 гг. компания изготовила 310497 автомобилей "260Z" и "280Z", из которых предназначенные только для США "280Z" составили 230128 штук.
Характеристика (260Z 2+2) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 83x79 мм |
Рабочий объем: | 2565 см3 |
Максимальная мощность: | 150 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на стойках МакФерсона |
Тормоза: | дисковые/барабанные |
Кузов: | купе 2+2 |
Максимальная скорость: | 193 км/ч |
Еще одним серийным вариантом автомобиля был 2-местный "260Z" (1973-78 гг.), выглядевший аналогично "240Z", с укороченной на 30 см базой.
Как и "240Z", автомобиль предназначался только для Японии и назывался Fairlady Z 2+2 (1974-78 гг.). Двигатель с верхним распредвалом при рабочем объеме 2 л развивал 125 л.с.
Вариант 2-местного автомобиля с 2,8-литровым мотором (149 л.с.) предназначался только для США и назывался "280Z" (1975-78 гг.). Рабочий объем двигателя и система впрыска бензина обеспечили компенсацию потери мощности из-за мер, предпринятых в связи с выполнением норм по токсичности. Кроме того, машина получила 4-ступенчатую коробку передач.
Второе поколение автомобилей "Z" компания Nissan представила в 1978 г. Оно было полностью новым, за исключением прежних двигателя и коробки передач. Кроме нового кузова с более современной формой, автомобили обладали и иным характером. Машины, названные "280ZX" и "280ZX 2+2", стали длиннее, шире и тяжелее предыдущих моделей.
Перед тем, как начать производство, компания провела специальные исследования и обнаружила, что покупатели в США хотят от этих автомобилей больше удобств и того, что делает их "личными машинами" в американском понимании. С появлением "280ZX" и "280ZX 2+2", компания предприняла рекламную акцию по восхвалению их качеств, но фанатики спортивных автомобилей выразили недовольство потерей былых преимуществ и динамики.
И все же следует признать, что, несмотря на некоторую неуклюжесть, аэродинамическое сопротивление "280ZX" оказалось меньше, чем у "260ZX", снизилась подъемная сила, действующая на машину при высоких скоростях движения, а также увеличилась максимальная скорость и устойчивость при боковом ветре. Модель предлагали в двух вариантах - двухместном ("ZX") и 2+2 ("ZX 2+2"). Последний имел увеличенную на 20 см колесную базу и возросшую на 91 кг собственную массу.
На "280ZX" использовались модернизированные двигатель и коробка передач от моделей "260/280Z". Задняя подвеска на диагональных рычагах была заимствована непосредственно у седана Datsun Bluebird 810. Уже в базовом исполнении автомобили получили усилитель рулевого механизма и дисковые тормоза на всех колесах.
И все же за 10 лет максимальная скорость автомобилей серии "Z" снизилась примерно на 16 км/ч, а время разгона с места до 96 км/ч возросло на 2 с. Такой регресс компания объясняла тем, что новая модель полностью отличалась от первого автомобиля "240Z". Ее популярность, измеренная количеством продаж, подтверждает правильность принятого решения.
С точки зрения статистики все было верно: находившееся на производстве семейство "280ZX" было изготовлено в количестве 414628 штук. Только в Северной Америке за календарные 1979 и 1980 гг. было продано по 72 тыс. автомобилей.
Серия "280ZX", особенно в последнем варианте T-bar ("Ти-бар"), пользовалась высоким спросом вплоть до замены ее на "300ZX" с мотором V6. Появились не только новый двигатель, но и эмблема. Модель "300ZX" официально называлась Nissan и подробно описана в отдельной главе.
Характеристика (280ZX, европейская комплектация) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86x79 мм |
Рабочий объем: | 2753 см3 |
Максимальная мощность: | 140 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая, спереди - на стойках МакФерсона, сзади - на диагональных рычагах |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 180 км/ч |
Параллельно с моделью "2+2" выпускался 2-местный "280ZX" с укороченной на 20 см базой и несколько измененными крышей и задней частью кузова. Их американские варианты комплектовались двигателями мощностью 135 л.с. (до 1981 г.) или 145 л.с. (1981-83 гг.).
Продавали в 1981-83 гг. только в США. Двигатель рабочим объемом 2,8 л развивал мощность 180 л.с.
Предназначены только для Японии. Двухместный Fairlady Z оборудовали 2-литровым мотором (130 л.с.), а Fairlady 280Z-L 2BY2 с салоном вместимостью 2+2 - 2,8-литровым двигателем (145 л.с.).
Вариант отличался крышей с двумя съемными панелями - по одной над каждым передним сиденьем. С 1980 г. такую крышу можно было заказать для 2-местной машины, а с 1981 г. - и для 2+2.
3W.SU ©® 2015