3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

ISO ("Изо")

Между двумя первыми моделями Iso огромная разница. Вторая из них была суперавтомобилем с двигателем Chevrolet V8 ("Шевроле"), тогда как первая - небольшая однообъемная Isetta ("Изетта") с двигателем рабочим объемом 236 см3, развивавшая скорость всего 64 км/ч. Начинала эта компания в 40-е гг. с выпуска мотоциклов, затем в 1953-55 гг. изготавливала машину Isetta. Фактически это был мотороллер увеличенных размеров со слабым мотором мотоциклетного типа. Выпускали модель в Милане всего лишь три года, хотя лицензию на производство купили фирмы BMW (БМВ) из Германии, Velam ("Белам") из Франции и Trojan ("Троян") из Великобритании. Последнюю машину Isetta выпустили в 1964 г.

Даже если бы Ренцо Ривольта и не установил стандартную эмблему своей компании, сделанная от руки надпись Iso со ссылкой на миланское происхождение присутствовала на каждом его автомобиле

Начиная с 1962 г. компания Iso стала предлагать большие и скоростные автомобили, шасси которых создал работавший ранее на Ferrari ("Феррари") Джотто Бидзарини (Giotto Bizzarini), двигатели поставляла компания Chevrolet, а кузова разрабатывали итальянские "ателье". Машины удачно сочетали европейские кузова и шасси с американскими двигателями и коробками передач. В 60-е гг. тем же путем пошли английская фирма Gordon-Keeble ("Гордон-Кибл") и французская Vacel Vega ("Фасель Вега").

Геральдический грифон на Grifo - очень скоростном 2-местном суперавтомобиле с 7-литровым двигателем

Сборочный завод Iso находился в Милане, но поскольку кузова вручную строили Bertone ("Бертоне") и Ghia ("Гиа"), продажи были ограничены. Вдохновителем для Iso стал Ренцо Ривольта (Renzo Rivolta). Его амбициозные планы создания 4-местного автомобиля Rivolta (1962 г.) вскоре дополнили 2-местный Grifo ("Грифо", 1963 г.), 4-местная и 4-дверная Fidia ("Фидия", 1967 г.) и, наконец, Lele ("Леле", 1969 г.) с 2-дверным кузовом 2+2. Все они имели одну и ту же платформу, но каждая отличалась внешним видом.

Большой и прекрасно выполненный Grifo 1970 г. - один из наиболее привлекательных автомобилей Iso

Примерно тогда же Джотто Бидзарини ушел из компании Iso и начал в Ливорно строить свои собственные машины, которые были похожи на созданные им ранее купе Grifo. После смерти Ренцо Ривольта компанией руководил его сын Пьеро (Pierro). Некоторое время фирма процветала, но в начале 70-х гг. неудача последовала за неудачей. Главной ошибкой стало финансирование проекта формулы 1 Iso-Marlboro, первое неудачное предприятие Фрэнка Уильямса (Frank Williams). Затем последовал энергетический кризис 1973-74 гг.

К тому же в этот период потенциальным покупателям разонравился стиль старых автомобилей, a Grifo не менялся более 10 лет. Продажи сократились. В итоге компания в 1975 г. прекратила свое существование. Но в 1988 г. она возродилась с проектом Grifo 90.

ISO Rivolta ("Изо Ривольта") 1962-1970

Как и все модели Iso 60-70-х гг., Rivolta получила прочную стальную платформу с задней подвеской de Dion. Двигатель и автоматическую коробку передач поставляла американская Chevrolet, а механическую коробку - немецкая ZF (ЦФ).

Стальной 2-дверный 4-местный кузов седан создал Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Guigiaro) - это был один из первых его опытов для туринской Bertone ("Бер-тоне"), которая его же и изготавливала. Существовало два варианта автомобиля: "IR300" и "IR340", цифры в обозначении которых примерно соответствовали мощности двигателя.

Дизайн кузова несколько напоминал машины Gordon-Keeble, что было предсказуемо, поскольку Bertone создавала этот автомобиль примерно в то же время, хотя кузов Rivolta имел только две фары и больше аляповатых наружных украшений.

Как и все последующие машины Iso, эта модель была быстрой, с небольшими передаточными числами трансмиссии и иным характером, чем у ее конкурентов Ferrari, Maserati ("Мазерати") и, позже, Lamborghini ("Ламборгини"). Всего за 8 лет изготовлено 797 автомобилей Rivolta.

После крохотной Isetta, модель Rivolta стала для компании Iso первым "большим" автомобилем. Это 4-местное купе показано на Лондонском автосалоне 1966 г.

 

Характеристика (IR300, 1962 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x82,55 мм
Рабочий объем: 5359 см3
Максимальная мощность: 300 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая или автоматическая
Шасси: на стальном несущем основании
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая, сзади de Dion
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-дверный 4-местный седан
Максимальная скорость: 225 км/ч

ISO Grifo ("Изо Грифо") 1963-1975

Хотя первую модель Rivolta часто критиковали за степенный внешний вид, второй вариант этой машины - купе Grifo - оказался потрясающе привлекательным.

Grifo, что по-итальянски означает грифон, - название мифического существа. Grifo сочетал стройный итальянский стиль и мощный американский мотор V8

Дизайн снова принадлежал Bertone, но на этот раз машина была ниже, шире и представляла собой 2-местное купе с колесной базой короче на 0,2 м по сравнению с Rivolta. Узлы и агрегаты остались прежними.

Шасси конструкции Бидзарини с независимой передней подвеской и задней подвеской de Dion, кузов молодого Джуджаро, выпускавшегося Bertone, - автомобиль Grifo управлялся так же хорошо, как и выглядел

За исключением передней части кузова, Grifo с течением лет менялся. Предлагались все более и более мощные двигатели и 5-ступенчатая коробка передач. Все машины развивали очень высокую скорость, а редкие 7- и 7,4-литровые экземпляры превышали значение скорости 273 км/ч. По характеристикам они конкурировали с автомобилем Ferrari VI2 Daytona ("Дайтона").

На большинство Grifo устанавливали 5,4-литровый мотор Chevrolet Corvette

Первые Grifo получили 4 фары при обычном проеме в передней облицовке, но в дальнейшем внешний вид автомобилей изменился и фары стали убирающимися.

Модели типа Grifo можно критиковать за разнородные составляющие и использование несовершенных американских двигателей V8 со штанговым приводом клапанов, но шасси машины выдерживало сравнение со своими экзотическими итальянскими конкурентами. Автомобиль был спортивным и, несмотря на тяжелый двигатель, распределение нагрузки на колеса оказалось равным.

Сварная стальная платформа отличалась большой жесткостью и несла подвеску на традиционных треугольных рычагах спереди и de Dion с направляющими штангами и поперечным рычагом Уатта (Watt) сзади. Такая задняя подвеска позволяла снизить величину неподрессоренных масс за счет установленных на картере главной передачи дисковых тормозов. Но все же Grifo не пользовался таким спросом, как его конкуренты. За 10 лет было продано всего 504 автомобиля.

В 1971 г. Grifo получил более обтекаемую, но менее привлекательную переднюю часть кузова

 

Характеристика (1963 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x82,55 мм
Рабочий объем: 5359 см3
Максимальная мощность: 365 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или автоматическая
Шасси: на стальном несущем основании
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая, сзади de Dion
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 259 км/ч

ISO Fidia ("Изо Фидия") 1967-1975

Выставив на продажу модели Rivolta и Grifo, Пьеро Ривольта решил расширить программу, и на той же ходовой части создал автомобиль "S4", вскоре переименованный в Fidia.

От прежних моделей машину отличали 4-дверный кузов седан компании Ghia ("Гиа") и увеличенная на 0,15 м по сравнению с Rivolta колесная база. Рекламируемая, как "четыре самых быстрых кресла в мире", модель Fidia имела необычный вид сбоку, четыре квадратные фары и просторный салон с кондиционером.

По сравнению с Rivolta, автомобиль Fidia был больше и роскошнее, лучше оборудован. По отношению к Grifo он был скорее поездом-экспрессом, а не суперавтомобилем. Несмотря на то, что эту машину предлагали с различными двигателями и коробками передач, спросом она не пользовалась. За 7 лет компания продала всего 192 автомобиля. В самом конце производства на нескольких экземплярах Fidia установили 5,8-литровые двигатели Ford V8 вместо моторов Chevrolet.

Созданный компанией Ghia седан Fidia с неказистым внешним видом был роскошным 4-дверным автомобилем

 

Характеристика (1967 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x82,55 мм
Рабочий объем: 5359 см3
Максимальная мощность: 300 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или автоматическая
Шасси: на стальном несущем основании
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая, сзади de Dion
Тормоза: дисковые
Кузов: 4-местный седан
Максимальная скорость: 214 км/ч

ISO Lele ("Изо Леле") 1969-1975

Четвертой, и последней, версией на базе созданного Бидзарини шасси Iso стала модель Lele с 2-дверным кузовом 2+2 от Bertone. Фактически она заменила автомобиль Rivolta и имела такую же колесную базу.

Вероятно, как напоминание о знаменитом родственнике, купе Iso Lele несло эмблему Grifo рядом с названием модели

По сравнению с Fidia, эта машина была настоящим спортивным купе. Внешне она выглядела довольно странно, отличаясь острыми гранями кузова, передним свесом, частично закрытыми сверху фарами и опускающейся за передние стойки поясной линией.

Спортивное купе Lele с кузовом 2+2 фактически пришло на смену Iso Rivolta, но в больших количествах так и не продавалось

Автомобиль оказался успешным сплавом итальянской и американской технических школ. Он без усилий разгонялся (при скорости 161 км/ч двигатель работал с частотой вращения около 3000 об/мин), обладал высокой плавностью движения и хорошей управляемостью.

Не доверяйте надписи на крышке клапанного механизма. Все большие Iso имели американские моторы V8 от General Motors. Потом компания перешла на двигатели Ford, и этот автомобиль Lele имеет 5,7-литровый двигатель Ford Cleevland ("Кливленд")

До закрытия производства в 1975 г. на фирме Iso было выпущено 317 автомобилей Lele, причем последние экземпляры получили двигатели Ford V8 вместо моторов Chevrolet.

Странный внешний вид, большие свесы. Lele - не лучшее произведение компании Bertone

 

Характеристика (1969 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x82,55 мм
Рабочий объем: 5359 см3
Максимальная мощность: 300 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или автоматическая
Шасси: на стальном несущем основании
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая, сзади de Dion
Тормоза: дисковые
Кузов: купе 2+2
Максимальная скорость: 212 км/ч

ISO Grifo 90 ("Изо Грифо 90") 1991

Неожиданно для всех, более чем через 10 лет после прекращения производства последнего поколения Iso Grifo и Rivolta, марка возродилась вновь. В 1991 г. появился полностью новый суперавтомобиль Grifo 90, отдаленно напоминавший прежний Grifo.

Прототип Grifo 90 получил мотор Chevrolet Corvette V8, к тому времени уже серьезно модернизированный американской компанией Callaway ("Коллэуэй") и снабженный турбонаддувом, а также усиленную 6-ступенчатую коробку передач фирмы ZF, которая тоже использовалась на автомобилях Corvette.

Grifo 90 имел коэффициент аэродинамического сопротивления 0,31, двигатель V8 (5,7 л, 440 л.с.) от Callaway. Максимальная скорость - 290 км/ч

Новый образец с трубчатой рамой был задуман Пьеро Ривольтой и бывшим генеральным управляющим Пьеро Сала (Pierro Sala) еще в 1988 г. За конструкцию отвечали два известных итальянских консультанта: Джан Паоло Даллара (Gian Paolo Dallara) - рама и ходовая часть, Марчелло Гандини (Marcello Gandini) - 2-местный кузов купе. Интересно, что они выбрали компоновку с передним двигателем, хотя машина должна была соперничать с такими автомобилями, как Ferrari Testarossa ("Тестаросса") и Lamborghini Diablo ("Ламборгини Дьябло") с моторами в пределах базы.

Решение создать машину с передним двигателем было преднамеренным. У создателей свежа была память о предыдущем и очень удачном итало-американском гибриде Grifo, на них давил и авторитет Пьеро Ривольты (сына основателя компании Ренцо Ривольты, умершего в 1966 г.). Прекрасные управляемость и характеристики таких моделей с передним двигателем, как ZR-1 Corvette, Dodge Viper ("Додж Вайпер") или Panoz ("Паноз") доказали, что суперавтомобилям не обязательно иметь мотор в пределах базы.

Grifo 90 получил полностью независимую подвеску - спереди на сдвоенных треугольных рычагах и сзади четырехрычажную, саморегулирующиеся амортизаторы и огромные шины Pirelli P Zero ("Пирелли Пи-Зеро"). Предполагалась также установка на серийные автомобили (их производство должно было начаться в 1993 г.) сцепления Valeo ("Ba-лео") с электронным управлением. Ежегодно планировалось выпускать 200 машин по цене не более 100 тыс. ф.ст., что было заметно больше стоимости явного конкурента "XZR-1". Предполагалось, что максимальная скорость Grifo 90 составит 300 км/ч и он отойдет от многих итальянских традиций, но серийное производство машин так и не началось.

Кузов Grifo 90 создал дизайнер Марчелло Гандини, но по требованию Пьеро Риволыпы в него был внесен ряд изменений

 

Характеристика (прототип, 1991 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x88,4 мм
Рабочий объем: 5733 см3
Максимальная мощность: 440 л.с.
Коробка передач: 6-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной трубчатой раме
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местное алюминиевое купе
Максимальная скорость: 299 км/ч

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru