До тех пор, пока компания Nissan ("Ниссан") не приступила к сборке в городе Вашингтоне (Великобритания) своих автомобилей, завод выпускал только одну модель - любопытный спортивный Clan. Разница между производителями была колоссальной. Если Nissan собирала тысячи машин каждую неделю, то Clan Motor за три года выпустила лишь 315 автомобилей.
Clan оказался одним из самых цельных и искусно выполненных спортивных автомобилей 60-70-х гг. К несчастью, машина была рассчитана для самостоятельной сборки. Во избежание налога при продаже, ее поставляли в виде комплекта узлов. Поэтому по компании больно ударили новые законы о налоге на добавленную стоимость, введенные в 1973 г. В результате в течение нескольких месяцев сбыт резко сократился, а компания свернула производство.
Пол Хоссауэр (Paul Haussauer), высоко ценивший первый Lotus Elite ("Эйлит"), был талантливым инженером-экспериментатором на фирме Lotus ("Лотус"), работавшим над созданием таких машин, как Ешора ("Европа").
В конце 60-х гг. он покинул Lotus и предложил собственный автомобиль, решив превзойти Elite с помощью стеклопластикового несущего кузова, чего не пытался до сих пор делать никто, кроме Lotus и Rochdale ("Рочдэйл"). Посчитав, что новые модели Lotus стали слишком большими, очень скоростными и чрезвычайно дорогими, он остановился на выпуске более дешевых двухместных купе. Для этого он выбрал небольшой завод в Вашингтоне недалеко от Ньюкаслапон-Тайн и подготовил базу для изготовления нескольких своих спортивных купе в виде сборочных комплектов.
Хоссауэр хотел выпускать автомобили с двигателем за сиденьями и приводом на задние колеса. Естественно, он должен был создать и производить специальную ходовую часть, поэтому ему пришлось искать наиболее подходящие узлы, выпускаемые другими фирмами. Новую машину назвали Clan Crusader ("Крестоносец Клэн"), поскольку разработка энтузиастом автомобиля нового типа оказалась сравнима с крестовым походом.
К сожалению, осенью 1973 г. продажи окончательно прекратились, и компания была вынуждена закрыть завод. Его оборудование, включая формы для изготовления кузовных панелей, были проданы за долги. В последующие годы, о чем сам Хоссауэр не знал, предпринимался ряд попыток возобновить производство Crusader, в том числе на Кипре и в Северной Ирландии с другими двигателями, в том числе горизонтальным 4-цилиндровым Alfasud ("Альфасюд"). Но ни одна из попыток не вышла за рамки начальной стадии. Изобретательный Хоссауэр так и не вернулся в автомобильную промышленность.
Конструкция Crusader основывалась на агрегатах заднемоторных легковых машин Sunbeam Imp Sport и Sunbeam Stiletto ("Санбим Имп Спорт/Стилетто"). Автомобиль имел алюминиевый задний двигатель рабочим объемом всего 875 см3 и 4-сту-пенчатую коробку передач в одном картере с главной передачей. Независимая передняя подвеска, как и двигатель, была заимствована у модели Imp. Ее дополняло очень четкое реечное рулевое управление, а задняя подвеска имела диагональные рычаги и винтовые пружины.
Хотя 4-цилиндровый двигатель был расположен перед осью задних колес, машина была низкой и легкой и имела хорошую развесовку. Подобно своему прообразу, она обладала отличной управляемостью и прекрасными манерами на дороге.
Стеклопластиковый несущий кузов был мал (длина модели 3,81 м и масса всего 580 кг). Машина имела несъемную крышу и частично утопленные "лягушачьи" фары. Несмотря на использование агрегатов серийных машин, новый Crusader был довольно дорог. По заказу машину оборудовали люком в крыше и литыми алюминиевыми колесами.
"Конкуренты" Crusader - MG Midget ("Эм-Джи Миджит"), Triumph TR6 ("Триумф") с 2,5-литровым двигателем с системой впрыска топлива - имели более привлекательную цену (928 ф.ст. и 1470 ф.ст. соответственно). Поэтому продажи модели вызывали тревогу.
Не говоря о цене, Crusader был очень привлекательным. Он развивал максимальную скорость 160 км/ч при расходе топлива примерно 7 л/100 км. Выглядел очень модным. Испытатели были приятно удивлены изысканностью крошечного Crusader, а ограниченная "раллий-ная" серия с двигателем рабочим объемом 998 см3 показала вскоре его прочность. Но все три года (1971-73 гг.) фирма боролась за приемлемый объем продаж.
Характеристика (1971 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 68x60,4 мм |
Рабочий объем: | 875 см3 |
Максимальная мощность: | 51 л.с. |
Трансмиссия: | 4-ступенчатая коробка передач, задние ведущие колеса |
Шасси: | несущий кузов из стеклопластика со стальными секциями |
Подвеска: | независимая на винтовых пружинах |
Тормоза: | барабанные |
Кузов: | 2-местное стеклопластико-вое купе |
Максимальная скорость: | 161 км/ч |
3W.SU ©® 2015