3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

Riley ("Райли")

Промышленная династия семьи Райли из Ковентри сформировалась в XIX веке. Ее специализацией был выпуск ткацкого оборудования. Затем она переключилась на изготовление велосипедов, а в 1896 г. на ее заводе построили прототип автомобиля собственной конструкции. С 1900 г. фирма наладила производство трициклов, причем в серию в 1903 г. пошли трехколесные машины Tricar ("Трикар"). Очередь настоящих автомобилей Riley наступила лишь в 1906 г.

Появившаяся после второй мировой войны Riley RM сохранила довоенный дизайн. Представленный в 1948 г. вариант Roadster имел двигатель рабочим объемом 2443 см3

В течение следующих 32 лет Riley была одной из ведущих автомобилестроительных фирм Ковентри, постепенно завоевав авторитет изготовителя спортивных машин. До первой мировой войны Riley использовала в основном двигатели V2. Только в 1913 г. представила модель с нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем. С 1919 г., когда появилась новая серия легковых автомобилей со знаменитым V-образным радиатором, начал развиваться специфический стиль Riley. На базе модели "ПНР" из этой серии была создана и первая настоящая спортивная машина Redwinger ("Редуингер").

Самым главным событием того времени (1926 г.) следует признать старт, созданной Перси Райли (Percy Riley), серии замечательных двигателей. До 1936 г. он представил еще несколько моторов, все - с полусферической камерой сгорания, расположенными друг против друга впускными и выпускными клапанами и двумя распредвалами, по одному с каждый стороны блока.

Автомобиль Riley Kestrel 1935 г. с оригинальным кузовом-фастбек

Первый из этих двигателей устанавливали на модель Nine ("Наин") и продолжали использовать вплоть до 1938 г., когда компания перешла под контроль концерна Nuffield ("Наффилд"). За ним последовали аналогичной конструкции 6-цилиндровые двигатели начала 30-х гг., 1,5-литровая "четверка" (1935 г.), V8 и 2,5-литровая Big Four ("Биг Фор" - "Большая четверка") в 1937 г.

Riley RM Roadster 1951 г. имел 90-сильный двигатель с двумя распредвалами и торсионную переднюю подвеску

В 30-е гг. казалось, что компания Riley имеет мастерские и цеха по всему Ковентри. Одни из них строили кузова, другие производили двигатели, на третьих собирали автомобили. Компания процветала. Тогда же руководство Riley увлеклось спортивными машинами и автогонками. Параллельно моделям "9НР", которые пользовались наибольшим спросом, компания выпускала большое количество автомобилей с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Правда, раскупали их неохотно.

Спортивный Riley МРИ 1934 г. на базе гоночного автомобиля "11" 1933 г. поднял авторитет фирмы.

Славившиеся своими кузовами и характеристиками спортивные модели Brooklands Nine ("Бруклэндс Наин"), Lynx ("Линкс"), Imp ("Имп"), "МНР" и Sprite ("Спрайт") прибыли не приносили. Гоночная программа доставляла лишь моральное удовлетворение, практически не влияя на рост продаж. В 1937 г. финансовые дела Riley пришли в упадок, на следующий год было введено внешнее управление, и тогда же компания перешла под контроль лорда Наффилда, позже включившего ее в свой концерн, а затем - в British Motor Corporation (ВМС - "Бритиш Мотор Корпорэйшн").

Эмблема Riley

Сразу же после второй мировой войны компания представила прекрасные модели "RM" с 1,5- и 2,5-литровыми двигателями. В 1949 г. сборку автомобилей перевели на завод фирмы MG (Эм-Джи) в Абин-гдоне, а с середины 50-х гг. под маркой Riley стали выпускать машины ВМС. Последними и, как это ни странно, самыми популярными Riley оказались небольшие переднеприводные машины на базе ВМС Mini и "1100". После создания в 1969 г. концерна British Leyland ("Бритиш Лейланд") марка Riley прекратила свое существование.

Riley MPH ("Райли МРН") 1934-1935

Впервые рядный 6-цилиндровый двигатель компания представила в 1928 г., а в 1932 г. появилась спортивно-гоночная модель Brooklands Six с колесной базой 2,74 м. Годом позже была создана укороченная версия "ТТ" с колесной базой 2,47 м, ставшая основой серии спортивных машин с 2-литровыми моторами.

Riley МРН 1934 г. Из-за высокой цены построили всего 17 экземпляров

"МРН" 1934 г. оказался, пожалуй, самым интересным внешне автомобилем компании середины 30-х гг. В то время это была дорогая и редкая модель, но до наших дней сохранились все из 17 построенных экземпляров. Дизайном кузова машина напоминала автомобиль Imp. Центральная часть их кузовов была одинакова, капот и передние крылья "МРН" стали длиннее и плавнее. На кожухе, закрывавшем запасное колесо, появился небольшой "плавник" в стиле машин Alfa Romeo ("Альфа-Ромео").

Спартанское исполнение и высокая цена привели к скорой замене "МРН" на менее дорогую модель Sprite

Эту скоростную и мощную модель оборудовали новейшим рядным б-цилиндровым двигателем Riley. Менее чем за год производства (выпуск "МРН" прекратили в конце 1935 г. из-за появления модели Sprite) рабочий объем двигателя менялся трижды. Для любителей спортивных машин класса менее 1,5 л компания устанавливала мотор рабочим объемом 1458 см3, для обычного использования предназначался двигатель в 1633 см3, а для седана "15/6" - в 1726 см3.

На Riley МРН установили проверенный в гонках рядный 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 1458 см3

В коммерческом отношении "МРН" ждала неудача, поскольку желающих платить за такой автомобиль 550 ф.ст. оказалось очень мало, несмотря на то, что развивавшая максимальную скорость 137 км/ч машина казалась абсолютно безопасной. Вместо нее появилась модель Sprite с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем и измененной конструкцией кузова с более просторным салоном. Кроме того, новый автомобиль получил выпуклую облицовку радиатора с вертикальными прорезями и крылья, лучше закрывающие колеса.

Еще одним преимуществом перед "МРН" стала меньшая цена -всего 425 ф.ст., но и она не позволила поднять уровень продаж. Записей об объемах производства не сохранилось. Считается, что выпущено было от 50 до 70 машин Sprite, причем последние пять собраны в 1938 г. Как оказалось, это был последний настоящий спортивный автомобиль Riley, поскольку позже компания выпускала седаны и купе со съемным верхом - элегантные, но не спортивные.

Spritе

 

Характеристика (МРН, 1934 г.)
Двигатель: Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 57x95,2, 60,3x95,2 или 62x95,2 мм
Рабочий объем: 1458, 1633 или 1726 см3
Максимальная мощность: 70 л.с. (1726 см3)
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 137 км/ч

Варианты Riley МРН

Riley Sprite ("Райли Спрайт")

Прямой наследник (1935-38 гг.) автомобиля "МРН" с рамой с лонжеронами замкнутого сечения и рядом стилистических новинок. Некоторые автомобили получили измененную облицовку радиатора. Двигатель - рядный 4-цилиндровый размерностью 69x100 мм (1496 см3, 60 л.с.). Максимальная скорость - около 130 км/ч.

Riley Imp ("Рэйли Имп") 1934-1935

История этой небольшой модели связана с Brooklands Six 1932 г. - гоночно-спортивным автомобилем с колесной базой 2,74 м и новой рамой с изогнутыми лонжеронами, чей уровень был ниже оси заднего моста. Данную раму для моделей "MPH"/Sprite укоротили, чтобы получить колесную базу величиной 2,28 м. А уже на основе ее укороченного варианта создали новый дорожный спортивный автомобиль Imp.

Поначалу возникли сомнения в возможности форсирования установленного мотора. Вскоре руководству было представлено несколько его вариантов. Представили их как сотрудники самой компании, так и частные лица. Самым мощным стал 1-литровый двигатель Nine, развивавший благодаря очень высокому давлению наддува 183 л.с. при 7400 об/мин. Это должно было обеспечить легкому короткобаз-ному автомобилю выдающиеся показатели, мотору - долговечность. В итоге машина принесла Riley славу создателя отличных спортивных моделей.

Этот Riley Imp участвует в гонке спустя полвека после своего рождения

Все три спортивные модели компании создавались одновременно в 1933 г. инженером Дональдом Хили (Donald Healey). В том, что эти автомобили внешне напоминали последние разработки итальянской Alfa Romeo ("Альфа-Ромео"), случайности не было. Южане выпускали самые модные спортивные машины тех лет. Не случайно и то, что после своего ухода на фирму Triumph ("Триумф") Хили создал во многом похожую на Alfa Romeo модель Straight Eight ("Стрэйт Эйт"). Правда, ее кузову не хватало изящества итальянского аналога.

Во всех отношениях Imp оказался прекрасным небольшим автомобилем с длинным капотом и коротким багажником, длинными ниспадающими крыльями, вырезами в кузове вместо дверей, откидывающимся вперед ветровым стеклом и, конечно, известным двигателем Riley Nine с полусферическими камерами сгорания.

С другой стороны, рама автомобиля была слишком прочной для него, мощность двигателя составляла всего 40 л.с., а на некоторых машинах разгон замедляла тяжелая 4-ступенчатая коробка типа "ENV" с предварительным выбором включаемой передачи. К тому же, салон Imp был настолько узок, что многие владельцы никогда не пользовались съемными боковыми панелями, в которые они упирались локтями.

Не помогла и цена Imp, составлявшая в 1934 г. 298 ф.ст. за экземпляр с обычной механической коробкой передач, хотя никто не мог пожаловаться на управляемость машины, ее характер или дизайн. За время производства компания выпустила 150-200 экземпляров модели Imp. Многие из них сохранились до наших дней и считаются типичными британскими спортивными автомобилями тех лет. Спрос среди коллекционеров на эти машины остается высоким.

К постройке Imp привела модель Brooklands Six 1932 г. Его 6-цилиндровый двигатель развивал мощность до 300 л.с.

 

Характеристика (1934 г.)
Двигатель: Р4, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60,3x95,2 мм
Рабочий объем: 1087 см3
Максимальная мощность: 40 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или с предварительным выбором ступени
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 113 км/ч

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru