3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

Jensen Motors ("Дженсен Моторс")

Алан (Alan) и Ричард (Richard) Дженсены основали в Уэст Бромвиче, близ Бирмингема, компанию своего имени по производству кузовов для других фирм, но уже в 1937 г. они начали выпуск собственной модели автомобиля. Первое время их изготовление находилось в зачаточном состоянии и зависело от поставок двигателей, коробок передач и даже элементов подвески.

Братья Дженсены начали выпуск своих автомобилей в 1937 г., но эта эмблема относится к 50-м гг.

Существовала фирма за счет производства кузовов. После второй мировой войны она тысячами поставляла их для машин Austin ("Остин") и Austin-Healey ("Остин-Хили"). В 60-е гг. Jensen осуществляла также полную сборку автомобилей Sunbeam Tiger ("Санбим Тайгер") и спортивного купе Volvo P1800 ("Вольво Р1800").

В 60-е гг. появились амбициозные автомобили серий Interceptor/FF. С их дебютом разработали и новый логотип

В 50-е гг. компания экспериментировала с моделью "PW" с двигателем Meadows ("Мидоус"), которая в серийное производство так и не попала. Затем начала выпуск в ограниченных количествах скоростного спортивного купе Interceptor ("Интерсеп-тор") первого поколения. За ним последовали серии "541" и "CV8", причем обе отличались стеклопластиковыми кузовами. Как и другие европейские изготовители, Jensen обратилась к американским двигателям, используя с 1960 г. моторы Chrysler V8 ("Крайслер").

С 1965 г. компания Jensen выпускала скоростные, но тяжелые спортивные машины "CV8", одна из которых и показана на снимке. С 60-х гг. компания Jensen, подобно некоторым другим европейским изготовителям, начала использовать мощные американские двигатели

Расширение производства в 60-е гг. не сопровождалось соответствующей прибыльностью. Фирма перешла под контроль группы Norcross ("Норкросс"). При ее руководстве и были созданы новые модели Interceptor и "FF" (Ferguson Formula - "Формула Фергюсона"), причем последняя стала первым в мире серийным полноприводным легковым автомобилем с муфтой Фергюсона. За основу этой машины была взята длиннобазная версия Interceptor.

Разработку кузовов заказали в Италии, а очень дорогое производственное оборудование заставило фирму долгое время изготовлять эти модели в ожидании возврата вложенных средств. К концу 60-х гг. с прекращением выпуска Austin-Healey 3000 и Sunbeam Tiger работа компании на сторонних заказчиков закончилась. Она расширила производство своих автомобилей, достигнув рекордных для себя объемов выпуска.

Несомненно, самой известной моделью компании была Interceptor. Но разработанный итальянскими специалистами кузов потребовал больших затрат на оборудование, поэтому для возврата вложенных средств машина оставалась на производстве долгие годы. Вариант FF Interceptor стал первым в мире серийным полноприводным автомобилем с муфтой Фергюсона

В 1968 г. фирму Jensen приобрел Уильям Брандт (William Brandt), но очень скоро новыми владельцами стали Кьель Кваль (Kjell Qvale) и Дональд Хили (Donald Healey). В результате в 1972 г. появилась марка Jensen-Healey. Из-за энергетического кризиса 1973-74 гг. компания прекратила продажи. Правда, до середины 80-х гг. Jensen выпускала по заказам некоторые модели серии Interceptor. Часть фирмы сохранилась до 90-х гг. и начала ограниченный выпуск модели Interceptor. Вновь компания всплыла в 1998 г. с новым спортивным автомобилем "S-V8", построенным на заводе в Реддише.

Jensen Model S ("Дженсен Модель S") 1936-1939

Первый автомобиль под эмблемой Jensen появился в 1936 г. Это была большая и тяжелая модель с несколькими вариантами изящных кузовов и обычными стандартными узлами и агрегатами. Машины имели колесную базу 3,2 м. Они были дорогими для тех лет (седан в 1937 г. стоил 695 ф.ст.).

Двигателем стал известный 3,6-литровый нижнеклапанный мотор Ford V8. Обычная 3-ступенчатая коробка передач дополнялась ведущим мостом Columbia ("Коламбиа") с переключаемой дополнительным рычагом главной передачей, что обеспечивало 6 ступеней для движения вперед и 2 назад. Для переключения главной передачи водителю следовало перевести соответствующий рычаг в нужное положение и затем нажать на педаль сцепления.

Автомобиль Jensen Model S 1936 г. получил 3-ступенчатую коробку и переключаемый задний мост, что обеспечило 6 передач вперед и 2 назад

Использовалась подвеска на поперечных листовых рессорах спереди и сзади по образцу автомобилей Ford. Но, поскольку ее амортизационные свойства были лучше, чем у Ford, появились претензии к управляемости автомобиля. Хотя машина уступала более дорогим маркам Bentley ("Бентли") и Lagonda ("Лагонда"), она оказалась очень неплохим спортивным седаном, который помог братьям Дженсенам утвердиться в качестве изготовителей автомобилей.

Jensen Model S 1937 г. с нижнеклапанным двигателем Ford V8 был дорогим, но очень изящным для своего времени

В 1938 г. появился вариант с 2,2-литровым мотором Ford V8. Результат был неутешительным до тех пор, пока двигатель должным образом не форсировали. Но это сказалось на надежности. Продажи модели оставляли желать лучшего.

Перед второй мировой войной автомобиль модернизировали, установив 8-цилиндровый мотор американской компании Nash ("Нэш") мощностью 120 л.с. В результате максимальная скорость превысила 140 км/ч, но поставки двигателей были незначительными. С началом второй мировой войны выпуск всех легковых автомобилей марки Jensen был прекращен, а с ее окончанием не возобновлен.

Фотографы собрались вокруг элегантной 4-местной машины на ралли Уэлш. Позже Jensen предложила не очень удачную ее версию с двигателем меньшей мощности

 

Характеристика (Model S 3.5-litre, 1936 г.)
Двигатель: V8, нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 77,98x95,25 мм
Рабочий объем: 3622 см3
Максимальная мощность: 89 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местный седан, купе с убирающимся верхом или турер
Максимальная скорость: 129 км/ч

Варианты Jensen S

Jensen Model H

Представлена в 1938 г. Ее рядный 8-цилиндровый двигатель Nash имел размерность 79,3x107,9 мм (4205 см3, 120 л.с.). Машина отличалась также передней независимой подвеской.

Jensen Interceptor ("Дженсен Интерсептор") 1949-1957

Сразу же после второй мировой войны компания попыталась наладить выпуск новой модели "PW" (Post War - "Послевоенный") с новой 3,8-литровой рядной "восьмеркой" фирмы Meadows, но неудачно; собрали всего 15 машин. Полноценным же послевоенным автомобилем стал Interceptor с 6-цилиндровым двигателем Austin ("Остин") рабочим объемом 4 л, используемым на легковых машинах "А125" и "А135", а также грузовиках компании Austin. Как и довоенные автомобили, новинка была большой (длина 4,77 м) и тяжелой (1,5 т).

Как и довоенные модели. Interceptor был большим и тяжелым (1,5 т). В движение его приводил новый 6-цилиндровый рядный двигатель

Новое шасси с одобрения компании Austin заимствовали у модели Austin A70, но соответствующим образом модернизировали за счет понижения средней части рамы с крестообразной поперечиной и пристыковки больших трубчатых элементов к ее концам. Получилась очень прочная основа для передней независимой подвески с рычажными амортизаторами в качестве верхних рычагов и заднего моста на листовых рессорах. Но сама подвеска оказалась довольно мягкой для машины с такими характеристиками.

Мощный 4-литровый двигатель с головкой цилиндров конструкции Гарри Уэслэйка (Harry Weslake) при степени сжатия всего 6,8 и однокамерном карбюраторе Stromberg ("Стромберг") развивал максимальный крутящий момент 287 Н*м при 2200 об/мин. Но цифры говорят о том, что этот верхнеклапанный мотор не был выдающимся агрегатом... Данную модель, как и до войны, собирали вручную, причем сама же компания изготавливала и кузова. Внешне автомобили очень напоминали модель Austin A40 Sport. Причиной тому, разработка и выпуск кузовов для нее самой компанией Jensen.

Из-за высокой цены уровень продаж Interceptor был невелик, но автомобиль оказался одним из первых в стране, предлагавшихся с заказной повышающей передачей Laycock ("Лэйкок"). Он развивал скорость более 161 км/ч. Если компания выпускала два автомобиля этой модели в неделю, то это был великолепный результат. Всего же собрано 25 кабриолетов и 52 купе.

Изготавливаемые вручную Interceptor предлагали лишь с кузовами кабриолет и купе. Машина развивала скорость 164 км/ч и расходовала 14,3 л/100 км

 

Характеристика (1950 г.)
Двигатель: Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,3x111,1 мм
Рабочий объем: 3993 см3
Максимальная мощность: 130 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местный кабриолет или купе, стальной на деревянном каркасе
Максимальная скорость: 164 км/ч

Jensen 541 ("Дженсен 541") 1954-1960

При создании в 50-х гг. новой модели компания учла недостатки автомобиля Interceptor, сделав машину "541" компактнее, более обтекаемой и скоростной. Впервые показанная как прототип со стальным кузовом, в производство она пошла с кузовом купе, одним из первых в стране изготовленных из стеклопластика. При новой ходовой части и прежнем двигателе этот элегантный автомобиль класса "GT" имел, несмотря на очень высокую цену, устойчивый сбыт.

После раскритикованной модели Interceptor компания Jensen разработала более красивую и более скоростную модель "541"

Большинство состоятельных владельцев приобретали "541" как просторный автомобиль с числом мест 2+2. Оригинальной его особенностью была большая заслонка перед радиатором, которую водитель мог открыть с помощью рычага на передней панели. Ее роль заключалась в увеличении потока охлаждающего воздуха, но при высоких скоростях движения ее следовало закрывать для улучшения обтекаемости. По этой причине водитель не должен был забывать об указателе температуры охлаждающей жидкости.

За 9 лет производства машину неоднократно совершенствовали. Так, с конца 1956 г. Jensen стала первой фирмой в Великобритании, которая установила дисковые тормоза на серийный дорожный автомобиль. Через год покупателям предложили более скоростную модель "541R" с более мощным двигателем Austin и модернизированным рулевым управлением.

До сих пор "541R" остается недооцененным автомобилем, хотя максимальная скорость 200 км/ч ставит его вровень с Jaguar XK150 тех лет, и это при более просторном салоне. Но проблема машины заключалась в ее цене. Последний вариант этой модели "541S" стал шире (для этого просто разрезали формы для изготовления кузова), чем "541R", и заполнил промежуток между прежними машинами и последовавшим за ним автомобилем "CV8".

Модель "541" отличалась поворотной заслонкой перед радиатором. Управление ею осуществлялось с помощью тросового механизма рычагом на передней панели

 

Характеристика (541, 1954 г.)
Двигатель: Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,3x111,1 мм
Рабочий объем: 3993 см3
Максимальная мощность: 125 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной платформе с трубчатыми продольными усилителями
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: стеклопластиковое купе
Максимальная скорость: 180 км/ч

Варианты Jensen 541

Jensen 541R

Выпускался в 1957-60 гг. и был более мощной версией модели "541", причем на некоторых автомобилях были 150-сильные моторы и реечный рулевой механизм. Построено 200 машин.

Jensen 541S

В 1960-63 гг. заменил модели "541" и "541R". Был шире них на 10 см и по заказу оборудовался автоматической коробкой передач. Изготовлено 108 автомобилей.

Jensen CV8 ("Дженсен CV8") 1962-1966

К концу 50-х гг. для сохранения места на престижном рынке компании Jensen понадобились более мощные двигатели. Она обратилась к продукции концерна Chrysler, купив партию моторов V8 и автоматических коробок передач. Стремление обеспечить своим автомобилям наилучшие характеристики привело к выбору самого совершенного американского мотора V8 - короткоходного 6-литрового двигателя Chrysler вместе с 3-сту-пенчатой автоматической коробкой передач Chrysler Torqueflite ("Торкфлайт"). Несмотря на большой рабочий объем, мотор был сравнительно легким и компактным, что позволило обеспечить автомобилю равное распределение нагрузки на передние и задние колеса.

"CV8", обладая спорной внешностью, привлекал тех, кто хотел иметь особый суперавтомобиль, но не марки Aston Martin

Кроме того, компания усовершенствовала старую ходовую часть "541" и внешний вид машины. На этот раз она получила вычурную переднюю часть с четырьмя фарами необычного скошенного расположения и ряд других модных украшений. В итоге модель, названную в честь своего мотора "CV8", с одной стороны можно было назвать ужасной, с другой - необычной. Характеристики автомобиля сомнению не подвергались: максимальная скорость 211 км/ч сопровождалась достойной динамикой.

"CV8" стоила дорого, что не способствовало продажам, но у нее был свой ограниченный круг поклонников, которые не могли позволить себе итальянский суперавтомобиль и хотели чего-то, отличного от Aston Martin ("Астон Мартин"). Когда в 1963 г. начались первые поставки, "CV8" стоила в Великобритании 3392 ф.ст. Тогда же за Aston Martin DB4 просили 3505 ф.ст. Проблема заключалась в существовании 3,8-литрового седана Jaguar Mk II по цене всего 1557 ф.ст., которому и отдавало предпочтение большинство покупателей.

Возможно, он не был таким быстрым, но полностью стальной кузов (даже принимая в расчет проблемы с коррозией - большинство из машин уже полностью съедено ржавчиной) не доставлял столько проблем с качеством изготовления, как ранние кузова "СМ8" из стеклопластика. Цена, качество, а также трудность в обеспечении одинаковой отделки алюминиевых дверей и остального кузова из стеклопластика затрудняли сбыт "CV8".

Автомобиль выпускали в трех незначительно отличающихся друг от друга вариантах. Всего изготовили 70 машин "Mk I", 250 - "Mk П" и 141 - "Mk Ш". Благодаря своему нержавеющему кузову большинство автомобилей сохранилось до наших дней.

Все машины "CV8" имели сте-клопластиковые кузова. Вот почему так много из выпущенных автомобилей сохранилось до наших дней

 

Характеристика (1962 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 105x86 мм
Рабочий объем: 5916 см3
Максимальная мощность: 305 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на стальной платформе с трубчатыми продольными усилителями
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: дисковые
Кузов: 4-местное стеклопластико-вое купе
Максимальная скорость: 211 км/ч

Варианты Jensen CV8

Jensen CV8 Mk II и Mk III

"Mk II" появился в 1963 г. и был вариантом первого поколения с двигателем V8 размерностью 108x86 (6276 см3, 330 л.с.), a "CV8 Mk III", заменивший в 1965 г. "Mk II", получил двухконтурную тормозную систему и ряд внешних отличий.

Jensen Interceptor ("Джеyсен Интерсептор") 1966-1990

После "CV8" со стеклопластиковым кузовом Jensen обратилась к итальянским кузовостроителям, создавшим для нее поразительно современный 4-местный автомобиль с огромным задним стеклом и стальным кузовом. Это было второе поколение модели Interceptor, выпущенной в самом большом для компании количестве. Ее ходовая часть стала развитием шасси "CV8" с двигателем Chrysler V8 и набором из механических и автоматических коробок передач. Позже появилась и полноприводная версия "FF", описание которой приведено на следующей странице.

Interceptor второго поколения имел стальной кузов и был намного популярнее. Всего выпустили 5577 автомобилей этой марки

Новый кузов создала миланская компания Touring ("Туринг"), а прессовое оборудование и сварочные кондукторы - фирма Vignale ("Виньяле"). Она же изготовила и первые кузова, хотя позже оборудование перевезли в Уэст Бромвич. По сравнению с "CV8" новый Interceptor был более просторным, тяжелым и универсальным, а также имел более роскошную отделку. Машина развивала максимальную скорость более 209 км/ч и нравилась большему числу покупателей.

Если бы двигатель Chrysler V8 был более экономичным, объем продаж стал бы большим

Первые образцы имели диагональные шины и у них отсутствовал усилитель рулевого механизма. Но в 70-е гг. появились значительно лучше оборудованные варианты "Mk II" и "Mk III". Все они отличались большим расходом топлива (в среднем 20 л/100 км), что повредило их репутации во время энергетического кризиса.

Если бы Interceptor не был таким прожорливым и если бы его кузов не был так подвержен коррозии, то уровень его продаж был бы выше. В конце концов потенциальным покупателям надоел один и тот же внешний вид машины и появление кабриолета, купе и версий Special Performance (SP - "Спешиэл Пефомэнс") ими было встречено прохладно. За время производства выпустили 5577 автомобилей Interceptor и "SP".

Последний вариант "Mk III" предлагали также в исполнении кабриолет; он и сейчас очень привлекателен

 

Характеристика (1966 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 108x86 мм
Рабочий объем: 6276 см3
Максимальная мощность: 325 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на стальной платформе
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: дисковые
Кузов: стальное 4-местное ку-пе/хэтчбек
Максимальная скорость: 214 км/ч

Варианты lensen Interceptor

Interceptor Mk II и Mk III

"Mk II" заменил "Mk I" в 1969 г., а "Mk III" появился в 1971 г. Позже "Mk III" получил двигатель размерностью 109,7x95,25 мм (7,2 л, 330 л.с.). Предлагала компания также кабриолеты и купе.

Interceptor SP

На этот вариант устанавливали 7,2-литровый двигатель мощностью 385 л.с. Его максимальная скорость - 230 км/ч.

Jensen FF ("Дженсен FF") 1966-1971

Прототип полноприводной модели Jensen продемонстрировала в 1965 г., а первый образец "FF" поступил в продажу через год. Это был длиннобазный вариант Interceptor нового поколения, в котором использовалась муфта Фергюсона. Сам Фергюсон работал над конструкцией муфты несколько лет, и компания Jensen стала первой, применившей ее на серийном автомобиле. Данный привод включал также передние карданный вал и главную передачу, находящуюся впереди двигателя. Машина получила механическую антиблокировочную систему тормозов Dunlop Maxaret ("Данлоп Максарет"). Это был единственный случай применения на автомобилях данной системы, созданной для самолетов.

Первой привод Фергюсона на все колеса применила компания Jensen, установив его в 1965 г. на автомобиль "CV8". Здесь показан один из первых прототипов

Чтобы установить агрегаты на Interceptor, передние колеса пришлось сдвинуть вперед на 10 см. Внешне этого не было заметно, не считая двух вентиляционных отверстий вместо одного по бокам передних крыльев. Автомобиль остался таким же скоростным, как и его предшественники, но отличался феноменальной тяговой способностью, которая знакома многим по современным моделям. В 60-е гг. это было необычно. За все годы производства собрали всего 320 штук Jensen FF. Тем не менее, в 1969 г. появился "Mk II", а в 1971 г. - "Mk III".

Автомобиль с роскошным салоном, с отделкой из натуральной кожи и дерева мог перевозить четырех человек со скоростью до 209 км/ч

 

Передний привод у "FF" включал передние карданный вал и главную передачу, находящуюся впереди двигателя

 

Внешне "FF" отличали только две вентиляционные прорези на боковой части передних крыльев

 

Характеристика (1966 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 108x86 мм
Рабочий объем: 6276 см3
Максимальная мощность: 325 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на стальной платформе
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на листовых рессорах
Тормоза: дисковые
Кузов: стальное 4-местное ку-пе/хэтчбек
Максимальная скорость: 209 км/ч

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru