3W.SU
Классика автопрома

Классика автопрома

Sunbeam ("Санбим")

Компания Джона Марстона (John Marston) из Вулвэрхэмптона, в 90-х гг. XIX века занимавшаяся изготовлением велосипедов, в 1899 г. построила прототипы автомобилей Sunbeam. В 1901 г. приступила к продажам модели Sunbeam-Mabley ("Санбим-Мэбли") с передним ведущим, двумя боковыми и поддерживающими и задним управляемым колесами.

Лучшие дни для компании начались в 1909 г. с приходом из фирмы Hillman ("Хиллман") конструктора Луиса Коаталена (Louis Coatalen), который вскоре создал первые гоночные автомобили Sunbeam. В 1920 г. компания потеряла самостоятельность, вступив в англо-французскую группу Sunbeam-Talbot-Darracq (STD - "Санбим-Тэлбот-Даррак"). Это объединение способствовало быстрому прогрессу Sunbeam.

Автомобили Sunbeam доминировали на Гран при Франции 1923 г. Здесь показана машина К. Гиннеса (К. Guinness)

Ведомый Генри Сигрэйвом (Henry Segrave) автомобиль Sunbeam выиграл Гран при Франции в 1923 г. и Гран при Испании в 1924 г. Это привело к непомерному росту амбиций Коаталена и потребовало больших затрат на создание следующих моделей. В итоге погасить кредиты не удалось и через 10 лет. STD потерпела финансовый крах. В 20-е гг. компания Sunbeam выпускала серию замечательных туристских автомобилей с 6- и 8-цилиндровыми двигателями. Среди них была и модель "3-Litre" ("3 литра"), в которой воплотилось все мастерство отделения спортивных машин компании Sunbeam.

Гоночный Sunbeam Coupe de I'Auto ("Санбим Купе де л'Ото") 1912 г. с 85-сильным двигателем. Максимальная скорость - 135 км/ч

В начале 30-х гг. серьезный спад в британской экономике привел к тому, что даже самая дешевая модель Sunbeam Dawn ("Санбим Даун") приносила одни убытки. В 1935 г. компании Sunbeam и Talbot приобрела группа Rootes ("Руте"). Вскоре она прекратила выпуск прежних моделей, а в 1938 г. появилась первая серия автомобилей Sunbeam-Talbot, созданная конструкторами Rootes. Это были варианты машин Hillman и Humber ("Хамбер") с более модными кузовами, хотя в начале 50-х гг. появились отличавшиеся от них седан модели "90" и спортивные автомобили Alpine ("Альпин"). Повышению авторитета способствовала и гоночная программа.

Несмотря на высокую собственную массу, модель Alpine середины 50-х гг. успешно выступала в ралли

В 1954 г. из названия компании исчезла марка Talbot, после чего гамма Sunbeam значительно расширилась. В 50-60-е гг. в ее программе появились спортивные седаны, купе Rapier ("Рэйпиер") на базе модели Hillman Minx и небольшие 2-местные спортивные автомобили Alpine, на которых использовалась укороченная ходовая часть Minx. В этот период Sunbeam вновь добилась успеха на спортивном поприще. Ее машины отлично выступали в ралли и в гонках на выносливость. Тогда же появился спортивный автомобиль Tiger ("Тайгер") с двигателем V8 американского концерна Ford ("Форд") и кузовом Alpine.

Sunbeam Alpine 60-х гг. - прямой конкурент "MGB" (Эм-Джи-Би).

В конце 60-х гг. группу Roots приобрел концерн Chrysler ("Крайслер"), выпускавший под маркой Sunbeam элитарный ряд семейных автомобилей Hillman-Chrysler. Появилось также заднемоторное спортивное купе Sunbeam Stiletto ("Санбим Стилетто") на базе модели Hillman Imp ("Хиллман Имп"). А к концу данного периода Sunbeam из марки превратилась в модель автомобиля - это был 3-дверный хэтчбек на базе Hillman-Chrysler Avenger ("Хиллман-Крайслер Эйвенджер").

Название Sunbeam сохранилось лишь в качестве названия модели, а не марки.

В конце 70-х гг. компания перешла под контроль французской Peugeot ("Пежо"), которая воскресила марку Talbot. A Sunbeam вновь добилась успеха в спорте: модель Talbot Sunbeam-Lotus выиграла в 1981 г. мировой чемпионат по ралли в зачете марок. В том же году были выпущены последние автомобили Sunbeam-Talbot, хотя чистокровные машины Sunbeam модели Rapier были сняты с производства еще в 1976 г.

Sunbeam 3-Litre ("Санбим 3-литра") 1925-1930

При Луисе Коаталене Sunbeam и Talbot всегда стремились выпускать экстравагантные и технически сложные модели, но ни одна из них не могла соперничать в этом плане с Sunbeam 3-Litre. Как однажды заметил известный английский автомобильный историк Майкл Седжвик (Michael Sedgwick), шасси этой модели не было достойно ее двигателя. Действительно, машине не хватало устойчивости при движении с высокой скоростью. Большой и тяжелый двигатель располагался в передней части рамы, при длинной колесной базе была узкая колея, а задний мост удерживали консольные рессоры.

Свое название автомобиль "З-Litre" получил в честь собственного 3-литрового рядного 6-цилиндрового мотора мощностью 120 л.с

После испытаний автомобиля в 1925 г. журнал Autocar ("Отокар") отозвался о нем, как о "чем-то действительно отличающемся от обычных машин. Он предназначен для энтузиаста и близок по своим качествам к гоночному автомобилю". Это, безусловно, оценка середины 20-х гг., но все же "З-Litre" был близок аналогичному Bentley 4,5-Litre ("Бентли 4,5-литра").

Вероятно этот автомобиль и был создан для гонок, но его шасси не соответствовало собственному двигателю

Инженеры Коаталена, создавшие также серию замечательных гоночных двигателей, разработали для этой модели новый рядный б-цилиндровый мотор. Его чугунные блок и головка были отлиты как одно целое, использовались два распредвала и установленные под углом 90° друг к другу клапаны.

Поскольку Коатален хотел, чтобы данный двигатель был прочным и надежным, его коленчатый вал сделали полноопорным, отливки были толстостенными и использовалась система смазки с сухим картером. При этом удивление вызывали самые обыкновенные коробка передач и шасси.

Автомобиль имел по сравнению со своими конкурентами менее прочную конструкцию.

Более того, испытатели журнала Autocar написали следующее: "Для управления Sunbeam 3-Litre требуется большой опыт, поскольку между этой машиной и обычным туристским автомобилем существует огромная разница. Но нет сомнений, что "3-Litre" очарователен и вызывает трепет... Вероятно, в настоящее время он является самым скоростным из 3-литровых спортивных автомобилей".

Тем не менее, из-за высокой цены компания продала сравнительно мало экземпляров "3-Litre". Если в те годы популярная серия Morris Cowley/Oxford ("Моррис Каули/Оксфорд") стоила 170 ф.ст., то за "3-Litre" просили 1125 ф.ст. И при этом машина с трудом достигала уровня прибыльности. В 1928 г. компания недолго предлагала версию с наддувом, но продажи оставались очень скромными. Последний экземпляр "3-Litre" был собран в 1930 г.

Установленный на пробке радиатора указатель температуры.

 

Характеристика (1925 г.)
Двигатель: Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75x110 мм
Рабочий объем: 2916 см3
Максимальная мощность: 120 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая, спереди на полуэллиптических, сзади - на консольных рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 4-местный седан или туристский
Максимальная скорость: 145 км/ч

Sunbeam Alpine ("Санбим Альпин")

Для второго поколения Sunbeam на Rootes выбрали более перспективное шасси. В середине 50-х гг. появилась новая серия семейных автомобилей Hillman Minx ("Хиллман Минкс"), на базе которых были созданы 2-дверное купе и кабриолет Sunbeam Rapier и универсал Hillman Husky ("Хиллман Хаски"}.

Sunbeam Alpine Series III GT со съемным жестким верхом

Для нового спортивного автомобиля на Rootes решили использовать двигатель и коробку передач от Rapier и платформу с короткой колесной базой от Husky, установив на нее очень модный 2-местный открытый кузов с "плавниками". Назвали его Sunbeam Alpine. Даже в таком варианте эта машина с 1,5-литровым мотором была более скоростной и привлекательной, чем прежний Alpine с 2,3-литровым мотором (1953-55 г.).

Новый Alpine был компактным и идеально подходящим для экспорта. Несмотря на меньшую, чем у конкурентов мощность, он обладал прекрасной отделкой и оборудованием, отличался плавностью хода, курсовой устойчивостью и приятным характером.

Этот заводской Alpine участвовал в 24-часовой гонке в Ле-Мане 1963 г. Вариант Series IV уже не имел "плавников"

Консерваторы иногда посмеивались над внешним видом Alpine и его подъемными стеклами, но обычно это вызывалось завистью. Специально подготовленные автомобили этой модели с успехом участвовали в 24-часовых гонках в Ле-Мане и других соревнованиях на выносливость. Для того, чтобы машина преодолела барьер в 161 км/ч, ее двигатель пришлось лишь немного форсировать.

За девять лет производства конструкцию Alpine постоянно модернизировали. Появились двигатели увеличенного рабочего объема, с 1964 г. - полностью синхронизированная коробка передач. Варианты "Series III" и "IV" получили улучшенные кузова, у которых отсутствовали "плавники". Кроме того, в 1964 г. появился вариант Tiger с двигателем V8, а в начале 60-х гг. кузовная фирма из графства Сассекс построила небольшое количество хэтчбеков Harrington Alpine ("Хэррингтон Альпин").

Позже руководство Chrysler утверждало, что модель Alpine не была прибыльной, но цифры говорят сами за себя: было выпущено 11904 автомобиля "Series I", 19956 -"Series II", 5863 - "Series III", 12406 - "Series IV" и 19122 - "Series V". Alpine стал последним спортивным 2-местным автомобилем с открытым кузовом производства Rootes-Chrysler.

Вариант "Series II" 1962 г. отличался высокими "плавниками"

 

Характеристика (1959 г.)
Двигатель: Р4, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79x76,2 мм
Рабочий объем: 1494 см3
Максимальная мощность: 78 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая рессорная
Тормоза: дисковые/барабанные
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 158 км/ч

Варианты Sunbeam Alpine

Sunbeam Alpine Series II

Выпускался в 1960-63 гг., заменив автомобили первого выпуска. Основное отличие в двигателе увеличенной до 81,5x76,2 мм размерности (1592 см3, 80 л.с.)

Sunbeam Alpine Series III

Появился в 1963 г. и выпускался всего один год. Для спортивного исполнения применялся двигатель мощностью 82 л.с., а для исполнения "GT" (с жестким верхом) - 77 л.с.

Sunbeam Alpine Series IV

Представлен в 1964 г. и выпускался один год. Главное отличие в отсутствии уже вышедших к тому времени из моды "плавников" в задней части кузова. По заказу устанавливалась автоматическая коробка передач, но спросом она не пользовалась.

Sunbeam Alpine Series V

Выпускался в 1965-68 гг. вместо автомобилей "Series V" и комплектовался мотором размерностью 81,5x82,55 мм (1725 см3, 92 л.с.). Максимальная скорость - 161 км/ч.

Sunbeam Tiger ("Санбим Тайгер") 1964-1967

Вслед за успехом AC Cobra ("Эй-Си Кобра"), Кэролл Шэлби (Carroll Shelby) предложил провести аналогичную трансплантацию двигателя V8 в серийный спортивный автомобиль, выбрав для этой цели Sunbeam Alpine. После того, как в 1962 г. готовый прототип был показан руководству Rootes, проект передали на завод, и через два года машина появилась в продаже.

Tiger II1967 г. с двигателем Ford V8 (4,7 л, 200 л.с.) был "волком в овечьей шкуре"

На Tiger использовались кузов и ходовая часть от Alpine Series IV и современный американский 4,2-литровый двигатель Ford V8 вместе с модернизированными коробкой передач и ведущим задним мостом. В конструкции автомобиля появился реечный рулевой механизм и тяга Панара, удерживающая задний мост в поперечном направлении.

Облицованная шпоном панель приборов Tiger - автомобиля (внизу), который внешне практически не выдавал своей мощи

Tiger был "волком в овечьей шкуре" и выглядел аналогично. Хромированные молдинги на обеих боковинах кузова ему достались от менее мощной модели Alpine. При его создании возникли две конструкторские проблемы: малый размер колес и шин, а также тормоза (они с трудом справлялись со своими функциями на этом автомобиле). Эта более дешевая и лучше оборудованная по сравнению с АС Cobra модель пользовалась устойчивым спросом в США. В середине 1965 г. она поступила в продажу и в Великобритании.

Заводской Tiger, выступавший в Ле-Мане, имел особый кузов фастбек и форсированный двигатель Ford V8

Когда создавался Tiger, группа Rootes была самостоятельной компанией и ее связи с американским концерном Ford были естественны. Но к моменту начала продаж в 1964 г. контрольный пакет акций перешел в руки Chrysler, появились противоречия в коммерческих интересах. Как только стало ясно, что убедить партнера сменить мотор Ford на Chrysler V8 не удается, новый хозяин намекнул на близкое завершение производства данной модели. Модернизированный вариант "Tiger II" был выпущен в очень небольшом количестве.

Облицованная шпоном панель приборов Tiger - автомобиля (внизу), который внешне практически не выдавал своей мощи

 

Характеристика (1964 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 96,5x73 мм
Рабочий объем: 4261 см3
Максимальная мощность: 164 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая рессорная
Тормоза: дисковые/барабанные
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 188 км/ч

Варианты Sunbeam Tiger

Sunbeam Tiger II

Выпускался в 1967 г. Имел двигатель V8 размерностью 101,6x73 мм (4727 см3, 200 л.с.). Максимальная скорость - 196 км/ч. Всего был изготовлен 571 автомобиль "Tiger II", в то время как объем производства Tiger составил 6495 машин.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru