3W.SU
Ќародна€ медицина

Ќародна€ медицина

—–≈ƒ—“¬ќ Ѕџ—“–ќ√ќ » √Ћ”Ѕќ ќ√ќ ќ¬Ћјƒ≈Ќ»я »Ќ‘ќ–ћј÷»≈…

ќбучение приемам быстрого чтени€

Ёто средство способствует комфортному состо€нию психики в течение рабочего дн€ (включающему в себ€ уверенность в себе как в специалисте на фоне уважени€ сотрудников, ощущение возможности продвижени€ по служебной лестнице) и поддерживает высокий жизненный тонус вследствие малых энергетических затрат на выполнение любой умственной работы.

Ѕыстрое чтение Ч это не только быстрый темп. ќно иначе настраивает наше воспри€тие:
Х повышает избирательную способность, что при избытке информации немаловажно;
Х помогает глубже осмыслить и лучше запомнить прочитанное. “ак что правильнее было бы говорить не об ускоренном, а об эффективном чтении.

ќсновные причины медленного чтени€ следующие:
1. “екст проговариваетс€ про себ€ (это €вление называетс€ артикул€цией). ѕри артикул€ции мы читаем не быстрее, чем говорим. ћы слушаем свою внутреннюю речь, а пропускна€ способность слухового канала значительно ниже, чем зрительного.

2. ѕоле зрени€ очень узкое. ћы воспринимаем отдельные слова, чита€ их одно за другим и целиком прослежива€ строку слева направо.

—пециальные опыты показывают, что наши глаза могут находитьс€ только в двух состо€ни€х Ч в состо€нии остановки, фиксации взора или смены точек фиксации. „ем шире поле зрени€, тем больше информации воспринимаетс€ при каждой остановке взгл€да, а самих остановок на то же количество текста приходитс€ меньше.

3. „ита€, мы все врем€ возвращаемс€ к плохо пон€тым словам или фразам (это €вление называетс€ регрессией). ” медленно читающих людей количество регрессий на 100 слов текста может достигать 50, то есть каждое второе слово читаетс€ дважды. ќсновна€ причина этого в том, что текст нередко скользит по поверхности внимани€.

„тобы овладеть быстрым чтением, нужно подавить эти вредные привычки и овладеть новыми, значительно ускор€ющими воспри€тие.

ƒл€ этого необходимо:
Х Ќаучитьс€ читать Ђтолько глазамиї, не воспроизвод€ про себ€ звучание слов.

Х Ќаучитьс€ воспринимать не отдельные слова, а сразу целые смысловые блоки Ч предложени€, абзацы (така€ крупна€ единица воспри€ти€ называетс€ синтагмой).

Х “ак натренировать внимание, чтобы кажда€ синтагма сразу же воспринималась осмысленно и к ней не приходилось возвращатьс€.

": ¬ течение первых 4-х недель мы учимс€ читать только глазами, не воспринима€ про себ€ звучание слов, то есть подавл€ем артикул€цию.

ƒл€ подавлени€ артикул€ции будем использовать так называемый метод центральных речевых помех. ќн основан на том, что при чтении выстукиваетс€ специальный ритм, подобранный таким образом, что он никогда не совпадает с внутренним ритмом любого текста. ¬ы убедитесь, что, контролиру€ правильность выстукивани€, проговаривать читаемое невозможно. » наоборот: как только по€вл€етс€ артикул€ци€, сбиваетс€ ритм.

“актов Ч 6, ударов Ч 8 (та, та-та-та, та, та, та, та; та, та-та-та, та, та, та, та и т. д.) ѕаузы между группами тактов делать не нужно. “ренироватьс€ можно при ходьбе: 6 шагов Ч 6 тактов, на втором шаге Ч 3 хлопка в ладоши, на остальные Ч по 1.

 огда ритм хорошо усвоен, потренируйтесь, выстукива€ его по столу карандашом. ќтбивайте ритм активным движением всей руки (не только кисти), твердо, уверенно, четко.

 огда навык станет механическим (не требующим сильно сосредоточиватьс€), можно приступить к чтению с постукиванием в следующем пор€дке.

Х ¬ течение 1-й недели каждый день 10-15 минут читайте про себ€ какую-либо статью с выстукиванием ритма.

Х ¬ течение 2-й недели ежедневно читайте с выстукиванием ритма 2-3 статьи. —ледите только за ритмом, не став€ себе задачи пон€ть прочитанное.

Х ¬ течение 3-й недели то же, что во второй неделе, но с иной задачей: все внимание Ч смыслу. — ритма старайтесь не сбиватьс€, но ошибки можно себе прощать.

Х ¬ течение 4-й недели каждый день читаем 2 статьи и преследуютс€ обе цели (слежение за ритмом и слежение за смыслом) с равным вниманием. ѕри этом, прочитыва€ очередную статью, закройте глаза и, продолжа€ постукивание, мысленно повторите ее содержание.

Ѕольшинство обучающихс€ за этот первый мес€ц проход€т 4 фазы:
1) получаетс€ что-то одно Ч либо чтение, либо выстукивание;
2) выходит и то и другое, но пон€ть читаемое трудно;
3) чтение с постукиванием получаетс€, и текст удаетс€ пон€ть, но он мгновенно забываетс€;
4) все выходит хорошо, прочитанное легко вспомнить. Х ¬ течение второго мес€ца зан€тий мы учимс€
воспринимать смысл крупных информационных блоков.

—овершенствование читательских навыков должно идти по пути укрупнени€ единицы воспри€ти€. ¬о врем€ чтени€ Ђпо словамї действует механизм антиципации Ч предугадывани€: слово или 2-3 одновременно просматриваетс€ не целиком, а только в его основной информативной части (обычно корневой), остальна€ его часть угадываетс€.

Ќо таким же способом можно восприн€ть и более крупный содержательный блок текста Ч предложение, группу предложений, даже целый абзац (синтагму).

ƒл€ этого нужно научитьс€ по нескольким словам воспроизводить смысл синтагмы. “акому воспри€тию помогают смыслова€ догадка и периферическое зрение. ѕоле зрени€ панорамно. ќднако мы €сно видим только то, Ђна что смотримї, остальное остаетс€ как в тумане.

ћежду тем нетрудно заметить, что границы участка €сного видени€ имеют не только физиологическую, но и психологическую природу Ч они завис€т от направленности внимани€.

ћожно Ђничего не видетьї, гл€д€ перед собой, но если что-то особенно нас занимает, это Ђчто-тої мы заметим и Ђкраем глазаї. «начит, границы €сного видени€ можно расширить.

ƒл€ этого мы воспользуемс€ таблицами: листы бумаги или картона размером 200x200 мм разбить на 25 клеток (на каждом листе на каждой из сторон укладываетс€ по 5 клеточек, а на плоскости каждого листа Ч 25 клеточек); всего Ч 10 таблиц.

 ажда€ таблица заполн€етс€ в клеточках числами от 1 до 25 в произвольном пор€дке.

Х ¬ течение одной недели каждый день, занима€сь 20-30 минут, считывать цифры про себ€ в возрастающем пор€дке от 1 до 25 (без пропуска).

Х „итать по очереди все 10 таблиц в разных вариантах.

Х ÷ифры вначале указывают карандашом, затем работают без него.

Х ¬ результате тренировки врем€ считывани€ таблицы должно быть не более 25 секунд.

Х ѕеред началом работы с таблицей взгл€д фиксируетс€ в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

ќсобое внимание обратите на следующее правило: при отыскании цифр разрешаютс€ только вертикальные движени€ глаз. √оризонтальные движени€ недопустимы.

Ёто нужно дл€ того, чтобы после тренировки с таблицами перейти к новому способу чтени€ Ч по вертикали (быстро читающий человек держит в поле зрени€ всю ширину строки, и взгл€д движетс€ сверху вниз по центру страницы).

Х ¬ течение второй недели попробуйте читать Ђвертикальнымї чтением свои ежедневные газеты.

Х Ќа третьей наделе перейдите к книгам, стрем€сь прочитать страницу не более чем за 15 секунд, не очень вника€ в смысл.

Х Ќа четвертой неделе увеличьте врем€ чтени€ страницы до 30 секунд, стара€сь как можно полнее
панцллиицииннои меоицины 599
усвоить прочитанное. ѕри этом в местах текста, несущих особенно важную или существенно новую дл€ вас информацию, переходите к сплошному считыванию строк горизонтальным движением взгл€да.

ѕосле второго мес€чного цикла приобретен главным образом механический навык (мы старались расширить поле зрени€). Ќа следующих зан€ти€х нам нужно подкрепить механический навык умением читать целенаправленно.

Ѕыстрочитающий ищет смысл. Ёто и есть главный принцип скорочтени€. Ѕыстро читающий человек целиком охватывает взгл€дом строку, а то и две-три сразу, отыскивает в них ключевые слова, несущие в предложении или абзаце основную смысловую нагрузку.

Ёти слова соедин€ютс€ в смысловые р€ды Ч лаконичные выражени€, содержащие главную мысль синтагмы. ѕроисходит сжатие, мгновенное мысленное конспектирование текста, в результате чего остаютс€ зерна смысла.

ѕримером может послужить только что прочитанный вами абзац. ≈го смысловой р€д: Ђбыстрочитающий, отыскива€ ключевые слова, находит зерна смыслаї. ƒл€ человека, знакомого с темой, и того короче: Ђбыстро-читающий ищет смыслї.

Ѕыстро читающий человек обладает способностью мгновенно переводить текст Ђна €зык собственных мыслейї (така€ Ђпереведенна€ї фраза называетс€ денотат). ћозг формирует сообщение самому себе в согласии с тем, чего ожидал от текста, что уже предвосхищал, предугадывал.

Х ¬ течение 7-10 дней упражн€йтесь в развитии антиципации (смысловой догадки). «ачеркните в газетной статье начало и конец каждого предло-
жени€, а затем читайте статью, пыта€сь восстановить пропущенные слова. ѕробуйте читать различные тексты, закрыва€ часть страницы линейкой слева или справа.

Х ¬ течение следующих 7-10 дней упражн€йтесь в поиске Ђсмысловых зеренї. ћедленно прочтите любую статью, подчеркива€ слова, которые вы сочтете ключевыми (у разных людей окажутс€ подчеркнутыми, видимо, разные слова, и это естественно). «атем прочитайте статью как можно быстрее, след€ глазами только за подчеркнутым и пропуска€ все остальное. ѕовторите то же самое с одновременным выстукиванием специального ритма. ƒопускаютс€ горизонтальные движени€ глаз. ¬ыполните разметку еще одного текста и затем прочтите его Ђвертикальної, без выстукивани€ ритма. ѕовтор€йте упражнени€ до тех пор, пока не убедитесь, что подчеркнутые слова позвол€т достаточно полно усвоить основное содержание статьи.

—ледующа€ недел€ должна быть посв€щена упражнению на Ђпереводї текста. „ита€ статью, заключите в квадратные скобки каждую синтагму Ч отдельную мысль, котора€ вам покажетс€ цельной и законченной. ѕрочтите синтагму Ђс одного взгл€даї и мысленно повторите ее содержание. —вой Ђпереводї (денотат) запищите. ѕереходите к следующей синтагме и т. д. ѕопросите кого-нибудь прочитать статью и затем оценить вашу цепь денотат. ѕомните, что цепь денотат Ч не конспект в обычном смысле. ќна должна отражать ваше собственное понимание статьи.

Ќавыки скорочтени€ можно укрепить только в том случае, если вы приучили себ€ читать активно, не подчин€€сь потоку информации, а подчин€€ его своим жизненно важным цел€м и задачам.

¬ыработать такую привычку вам очень поможет так называемый интегральный алгоритм чтени€. ѕеред тем как вз€тьс€ за книгу, полезно составить своего рода предварительную программу: чего вы ждете от текста, какую информацию хотите из него извлечь. ѕо мере чтени€ мысленно укладывайте информацию в блоки алгоритма (основные идеи, их ответвлени€, фактографи€, источники, полемические высказывани€, конструктивные высказывани€ и т. д.). Ѕлоки алгоритма могут быть посто€нными, могут варьироватьс€. „исло их не должно быть слишком большим, лучше всего 5-7.

перейти к началу страницы


3W.SU ©Ѓ 2015 яндекс.ћетрика –ейтинг@Mail.ru–ейтинг@Mail.ru