3W.SU
Ќародна€ медицина

Ќародна€ медицина

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я «ј јЋ»¬јЌ»я

ќгромную роль в естественном излечении и поддержании до глубокой старости хорошего состо€ни€ здоровь€ играет закаливание, ибо это Ч одно из лучших средств повышени€ уровн€ защитных сил организма. ѕоэтому закаливанию столько же лет, сколько человечеству.

”чение о закаливании возникло очень давно. Ќачало было положено древнегреческим мыслителем, основоположником античной медицины √иппократом (около 460-377 годов до нашей эры), который отводил закаливанию особую роль в укреплении здоровь€ и утверждал, что Ђхолодные дни укрепл€ют тело, делают его упругим и удобоподвижнымї.

¬ажной вехой в развитии учени€ о закаливании €вл€ютс€ труды јбу јли ибн —ины, известного в ≈вропе под именем јвиценна (около 980-1037 годов). ¬ трактате Ђ анон врачебной наукиї он изложил основные правила закаливающих процедур.

Ќачинать закаливание он предлагал летом, использу€ при этом воду и прежде всего купание, подчеркива€ необходимость строго дозировать его продолжительность.

¬ эпоху ¬озрождени€ закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитани€ детей, это
«нциклопеќи€ нетраоиционпопмеоицины
особо отмечалось в трудах “.  ампанеллы, ƒж. Ћокка и других.

Ќемецкий врач X. √уфеланд в труде Ђ»скусство продлени€ человеческой жизниї (1796) указывал, что закаливание €вл€етс€ действенным средством профилактики многих заболеваний.

¬ –оссии развитие представлений о закаливании находим в таких пам€тниках, как Ђѕоучение ¬ладимира ћономахаї, Ђƒомостройї и некоторых других, где даютс€ рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

¬ трудах русских просветителей закаливание рассматривалось как необходимое средство воспитани€ здорового ребенка, рекомендовалось подольше бывать с ним на воздухе.

Ќ. ». Ќовиков в своей работе Ђ–азговор о здоровьеї подчеркивал, что жар, стужа, ветер формируют характер человека. ѕ. ≈нгалычев в работе Ђќ продолжении человеческой жизни, или средстве, как достигнуть можно здоровь€, веселой и глубокой старостиї (1804) указывал на решающую роль закаливани€ дл€ детского организма.

ћысли о пользе закаливани€ содержатс€ в работах отечественных медиков —. √. «абелина, ћ. я. ћудрова, ‘. ». »ноземцева, Ќ. ». ѕирогова, ј. ћ. ‘иломафит-ского.

¬первые научна€ разработка вопросов закаливани€ * была начата в нашей стране и св€зана с именами русских ученых —. ѕ. Ѕоткина, ¬. ¬. ѕашутина, ¬. ј. ћа-нассеина, ». –. “арханова. Ѕольшой вклад в изучение этого вопроса внесли советские ученые ¬. ¬. √оринев-ский, √. Ќ. —перанский и другие.

¬ –оссии особо важное значение имеет приучение к холоду, поскольку почти две трети ее территории
расположены в суровых климатических услови€х. Ѕольшие успехи в развитии науки и техники могут создать иллюзию независимости человека от климата. Ќо это не так. —овременный человек по-прежнему €вл€етс€ частью природы, и с этим приходитс€ считатьс€.

—амым эффективным, если не единственным, средством повышени€ устойчивости организма к внешним факторам, особенно к холоду, остаетс€ закаливание. «акалить свой организм можно в любом возрасте. Ќачинать борьбу за свое здоровье никогда не поздно. Ќо наиболее эффективна эта процедура, практикуема€ с детства.

ƒл€ того чтобы эффективно использовать закаливание в оздоровительных цел€х, нужно знать физиологию организма.

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я «ј јЋ»¬јЌ»я

«акаливание Ч это повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов Ч холода, тепла, пониженного атмосферного давлени€.

¬ основе научных представлений о физиологии закаливани€ лежит прежде всего учение академика ». ѕ. ѕавлова о высшей нервной де€тельности.  аков же механизм реагировани€ человека на воздействие естественных сил природы: перепадов температур, солнечной радиации, магнитных возмущений.

«акаливание означает тренировку приспособительных возможностей организма и основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечна€ радиаци€) в организме происход€т различные изменени€.

ѕрежде всего совершенствуютс€ процессы терморегул€ции, от чего повышаетс€ способность организма приспосабливатьс€ к окружающим услови€м без вреда -дл€ здоровь€. ¬ перестройке механизмов терморегул€ции главна€ роль принадлежит центральной нервной системе.

—пециальные научные исследовани€ по изучению вли€ни€ различных видов и методов закаливани€ на физиологические функции организма позволили сформулировать определенные принципы организации закаливани€. —амый первый из них состоит в сознательном отношении к закаливающим процедурам.

Ёто означает, что человека следует прежде всего заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить, что закал€тьс€ необходимо, так же как умыватьс€, чистить зубы и т. п. “ака€ установка обеспечит наибольший успех закаливани€.

ќдно из важных требований Ч постепенность закаливани€. ¬се усили€ могут принести положительный результат в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиватьс€ постепенно. —корость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определ€етс€ состо€нием организма, его реакцией на данное воздействие.

 ажда€ процедура сопровождаетс€ непосредственной ответной реакцией со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ѕо мере повторени€ одних и тех же процедур, например, обливани€ водой одинаковой температуры, эта реакци€ ослабевает и, наконец, совсем угасает. ≈сли силу раздражител€ увеличить (обливатьс€ более холодной водой), та же реакци€ про€витс€ вновь. „тобы избежать переохлаждени€, нельз€ очень резко снижать температуру воздействующего фактора, но в то же врем€ она должна носить тренирующий характер.

ƒругое требование Ч систематичность закаливани€. ƒлительный перерыв ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов. ќчень важно выработать привычку к систематическому закаливанию, котора€ перерастает в насущную потребность на всю жизнь.

–азнообразие средств закаливани€ повышает сопротивл€емость организма и не создает условий дл€ привыкани€ только к данному раздражителю.

«акаливающие факторы надо сочетать с физическими упражнени€ми, играми, спортом. ”тренн€€ гигиеническа€ гимнастика, например, завершаетс€ водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе сочетаютс€ с купанием в открытых водоемах, туристические походы и лыжные прогулки, проводимые в различных метеорологических услови€х, увеличивают закаливающий эффект.

¬ качестве средств закаливани€ широко используютс€ естественные факторы: воздух, вода и солнце. ”стойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам. ќднако вли€нию холода удел€етс€ наибольшее внимание, так как во многих климатических зонах нашей стороны в весенне-осен-ние сезоны резко возрастает число случаев острых респираторных заболеваний, ангин, бронхитов. ѕричиной их €вл€етс€ прежде всего переохлаждение организма.

ќчень важно, чтобы во врем€ закаливающих процедур было хорошее настроение. Ёкспериментально подтверждено, что положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.

  основным средствам закаливани€ (по степени возрастани€ сложности) относ€тс€:
Х закаливание воздухом;
Х водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах, в морской воде);
Х солнечные ванны;
Х обтирание снегом;
Х хождение босиком;
Х моржевание;
Х бак€, сауна с купанием в холодной воде.

перейти к началу страницы


3W.SU ©Ѓ 2015 яндекс.ћетрика –ейтинг@Mail.ru–ейтинг@Mail.ru