Любой вид искусства имеет свои изобразительные средства и приемы, некую систему элементов, находящихся в определенных связях и составляющих образную структуру художественного произведения. Фотография также располагает рядом многочисленных приемов, вариации которых позволяют достигать различных изобразительных результатов. Композиция любого отдельного снимка и то или иное стилевое направление в фотоискусстве во многом зависят и от приемов, которыми пользуется фотограф. Поэтому совершенно очевидно, что для овладения мастерством фотолюбителю прежде всего необходимо знать все средства и приемы, которыми он может располагать, и научиться использовать их в практической деятельности. Мы остановимся в данной статье на выборе точки съемки, на возможностях использования ракурса в фотографии. Эти факторы оказывают существенное влияние на содержание, композицию, изобразительные достоинства будущего снимка. Работа над фотографией начинается с поиска конкретного сюжета, который затем в процессе съемки - «вписывается» в кадр. Для полной реализации замысла нужно выбрать точку съемки. Практически точек съемки существует бесчисленное множество, но всегда есть одна наиболее удачная. Найти ее — основная задача.
Часто, не мудрствуя лукаво, фотолюбитель обращается к центральной точке, когда оптическая ось объектива фотоаппарата является перпендикуляром к плоскости объекта съемки. Это обеспечивает элементарно простую фронтальную композицию снимка. Существуют еще боковые точки, высокие или низкие. По сравнению с центральной, так называемой лобовой, они позволяют увидеть объект съемки полнее, разностороннее, так как при этом он показывается не с одной, а с двух сторон. Так, например, дом, снятый под углом 45° к фасаду, выглядит на снимке объемнее, явственнее ощущается пространство, возникает представление о его размерах и пропорциях.
Невозможно рассмотреть все случаи выбора точки съемки, однако вполне возможно выявить некоторые бесспорные закономерности.
Сравним фото 1 и 2. Сюжет, снятый с нижней точки, значительно отличается на снимке от того же сюжета, снятого с верхней. Нижняя точка съемки лишила снимок многоплановости, пространственности, и детали всех планов в большей или меньшей степени спроецировали» друг на друга. Слишком много места в кадре заняло небо, горизонт сильно опустился книзу. Верхняя точка съемки «нарисовала» противоположную картину, выявила пространство и показала в его пределах каждую деталь. | ![]() Фото 1 |
![]() Фото 2 |
Приведенные примеры не ставили целью доказать преимущества верхней точки над нижней. Наоборот, нижняя точка
применяется чаще. Но целый ряд сюжетов не может быть
раскрыт с полной ясностью, если не воспользоваться высокой
точкой съемки. Как правило, сам сюжет в первую очередь
подсказывает автору верный выбор. Например, чтобы показать величину обрабатываемого поля, обширные пастбища
и т. п., фотографу трудно обойтись без высокой точки.
Городской пейзаж, спортивные праздники и многое другое приходится снимать с высокой, а иногда и очень высокой точки съемки, с «высоты птичьего полета». Низкой точкой с успехом пользуются при съемке балета, некоторых спортивных сюжетов (прыжки в высоту, конные и мотосостязания, футбол, бокс и т. п.). Она усиливает впечатление высоты прыжка, полета, движения (фото 3). |
![]() Фото 3 |
Высокая или низкая точка съемки при общих и средних
планах дает на снимке изображение, привычно воспринимаемое нашим глазом.
При съемке крупным планом, вследствие «резкого» ракурса (сильного перспективного сокращения удаленных частей предмета) вещи меняют привычный для глаза вид. В ряде случаев такая подчеркнутая деформация «работает» на сюжет, делает снимок не только эффектным по форме, но и помогает зрителю увидеть объект в новом аспекте, по-новому и образнее раскрыть содержание (фото 4). |
![]() Фото 4 |
В иных случаях «резкий» ракурс может привести к отрицательным результатам или даже оказаться недопустимым для трактовки того или иного сюжета. Если снять человека с высоты второго этажа дома, то на снимке его фигура получится укороченной, приплюснутой к земле. Тот же человек, снятый фотоаппаратом с земли (так называемая «лягушачья» перспектива), будет выглядеть гигантом с непропорциональными частями тела (фото 5). | ![]() Фото 5 |
Иногда в погоне за оригинальностью фотографируют людей крупным планом снизу. Такой прием, примененный бездумно, ничего не дает, лишь искажает представление о человеке (фото 6). Последние примеры являются характерными с точки зрения неправильного использования ракурса. |
![]() Фото 6 |
Посмотрим на снимки 7 и 8. В них использована нижняя
точка съемки. Автору фото 7 удалось раскрыть характер
и обстановку производства, показать его мощь, размах. Другой снимок отмечен лишь чисто внешним формальным приемом. Автор с подчеркнутой натуралистичностью показывает
нам рабочего-верхолаза, но ничего не рассказывает об условиях его труда на большой высоте. Подобная точка съемки
здесь применена совершенно сознательно, но неоправданно. |
![]() Фото 7 |
![]() Фото 8 |
На ракурс, перспективное искажение предмета, кроме точки съемки, значительное влияние оказывает фокусное расстояние объектива и расстояние от снимаемого предмета. Чем
короче фокусное расстояние объектива, чем ближе снимаемый предмет к аппарату, тем сильнее перспективное искажение. Но это тема особого разговора.
Характерные особенности верхней и нижней точек съемки заключаются еще и в том, что нижняя точка по сравнению с верхней почти всегда создает более живую, динамичную композицию. Сюжет, снятый с верхней точки, как правило, выглядит спокойнее, он как бы более устойчив. Даже движущиеся детали в кадре кажутся застывшими (фото 9). | ![]() Фото 9 |
И наоборот, неподвижные предметы, снятые с нижней точки,
привносят в снимок значительную экспрессию. Посмотрев на
два одинаковых по сюжету снимка лодок (фото 10, 11), легко
в этом убедиться, но это не бесспорная закономерность. Снимок, сделанный с нижней точки, может быть лишен всякой |
![]() Фото 10
Фото 11 |
Таким образом, выбор точки съемки, использование ракурса мы с полным правом можем рассматривать как первейший важный прием достижения выразительной изобразительной формы снимка.
Выбор точки съемки входит составной частью в систему
средств, от которых зависит окончательный изобразительный
результат. И хотя в последующих процессах автор имеет большие возможности воздействовать на характер изображения,
успешное воплощение замысла во многом зависит именно от
того, как был снят объект, с какой точки, в каком ракурсе.
3W.SU ©® 2015