3W.SU
Теория и практика фотографии

Теория и практика фотографии

ТЕХНИКА ФОТОСЪЁМКИ

На главную Назад Вперёд

ПРИСТУПАЕМ К СЪЕМКЕ

Майкл Лэнгфорд

Фокусировка

Жестковстроенный объектив простого фотоаппарата расположен так, что изображение получается одинаково резким в диапазоне от 2 метров до бесконечности. Если объект находится ближе, изображение будет не в фокусе. Этого можно избежать, если объектив имеет наводку на резкость, то есть способен отодвигаться от плоскости пленки. Как видно на схеме справа, чем ближе объект к объективу, тем дальше за объективом создается изображение. Таким образом, для близких предметов объектив следует отодвинуть от плоскости пленки и сфокусировать изображение.

Если объектив имеет наводку на резкость, он дает два преимущества: во-первых, даже близко расположенный объект можно снять достаточно резко, во-вторых, выделить объект из окружения, дав его в фокусе, а детали расфокусировать. В обоих случаях важно знать, какая часть объекта передана резко. Поэтому корпус фотоаппарата имеет фокусирующее устройство со шкалой (или серией символов), показывающей нужное положение объектива в зависимости от расстояния до объекта. Чтобы сфокусировать изображение, оцените расстояние до объекта и поставьте на шкале соответствующее деление; в этом нет необходимости, если фокусирующее устройство фотокамеры сопряжено с видоискателем или фокусировка ведется «через объектив», как показано напротив.

Расстояние до объекта и фокусировка

Когда выпуклая линза сфокусирована на очень удаленные объекты, расстояние ее от пленки становится равным собственному фокусному, например, при объективе 50 мм она находится на расстоянии 50 мм. Если объект расположен ближе, лучи его куда менее параллельны, когда они достигают объектива, «преломляющая сила» стекла сфокусирует их на большем расстоянии от объектива, и изображение получится больше, как показано на рисунке справа. Во многих фотоаппаратах объектив может выдвигаться вперед, и тогда изображение будет фокусироваться в плоскости пленки. Чем ближе объект, тем больше должно быть расстояние между объективом и пленкой.

В большинстве объективов наводка на резкость производится поворотом фокусирующего устройства на корпусе объектива. Объектив медленно выдвинется или уйдет назад. Одновременно шкала расстояний до объекта займет положение относительно заданной метки. На одном конце эта шкала промаркирована знаком оо, он означает «бесконечность». В этом положении объектив будет расположен максимально близко к пленке и даст резкие изображения удаленных предметов — на практике от 15 м и дальше. На другом конце фокусирующей шкалы могут стоять цифры 0,9 м. и тогда объектив будет максимально удален от плоскости пленки. У некоторых объективов диапазон фокусировки больше (поэтому возможна съемка более крупных планов). Ограничивающим фактором обычно является качество изображения, так как объектив для съемки на средние расстояния при очен! крупных планах приводит к определенным потерям.

Фокусирующие символы

У некоторых простых фотоаппаратов на фокусировочной шкале есть символы для крупных планов, средних и дальних.

Эффект фокусировки

Эти два снимка отличаются разной наводкой на резкость во время съемки. Так с помощью фокусировки можно выделить разные части изображения. На снимке слева объектив был сфокусирован примерно так же, как и Жестковстроенный, — на 9 м. Почти все изображение, за исключением переднего плана — в фокусе. На снимке справа объектив сфокусирован на 0,9 м, поэтому резко вышел передний план, а фон практически не виден. Такая фокусировка позволяет сосредоточить внимание на отдельных участках изображения.

Фокусирующие системы

Если объектив фотоаппарата имеет фокусирующее устройство, вам потребуется замерять или оценивать расстояние до объекта, на что уйдет время, да и оценка не всегда будет точной. В некоторых фотокамерах имеются простые встроенные системы для облегчения фокусировки — например, в видоискателе появляется символ головы, когда объектив установлен на портретную съемку. Отрегулировав фотоаппарат, вы заметите, что голова объекта совпала с символом видоискателя. Более современные фотокамеры с видоискателем прямого видения оснащены еще и дальномером для фокусировки. Это оптическое устройство, совмещенное с фокусировочным кольцом, дает в видоискателе двойное изображение до тех пор, пока объект не будет точно сфокусирован.

Зеркальный фотоаппарат с одним объективом (справа) имеет важное преимущество — вы видите прямое изображение. В этой системе полностью исключена ошибка за счет параллакса. Как показано на рисунке справа, внизу, наклоненное зеркало позади объектива отражает изображение в горизонтальную плоскость, а пента-призма — стеклянный пятигранник — дает верное изображение слева направо. Когда нажимается спусковая кнопка затвора, зеркало отводится вперед-вверх, освобождая дорогу и на время отсекая изображение от фокусирующего экрана, затвор перед пленкой открывается, и на нее падает свет.

Фотоаппарат прямого видения с дальномером

Современный фотоаппарат с видоискателей прямого видения имеет дальномер для точной наводки на резкость. Эта система отделена от принимающего объектива. Вам не надо оценивать расстояние до объекта съемки. При правильно произведенной наводке на резкость два отдельных изображения объекта совмещаются, как на рисунках справа. Глядя в видоискатель, в центре кадра вы видите слабое, чуть подкрашенное пятно. В нем—двойное изображение. Чтобы найти верное расстояние, направляете камеру так. чтобы наиболее важные детали объекта оказались в подкрашенной зоне, потом вращайте фокусировочное кольцо объектива пока изображение в зоне, смещаясь влево или вправо, не совпадет с основным изображением. Теперь центральная зона изображения точно наведена на резкость. Система с дальномером действует очень быстро и четко, но в отличие от фокусирующего экрана не показывает, каким изображение будет на пленке, поскольку несфокусированные элементы фона и переднего плана вы всегда видите в фокусе.

Контроль изображения в зеркалках с одним объективом

Зеркалки с одним объективом сконструированы так. что расстояние между объективом и фокусирующим экраном (через зеркало) точно соответствует расстоянию между объективом и пленкой. Значит, та часть изображения, что будет в фокусе на экране, получится в фокусе и на пленке. То же правило действует, если вы меняете объектив или будете применять различные насадки. В большинстве таких фотоаппаратов на фокусирующий экран смотришь на уровне глаз через «складную» отражательную систему, состоящую из пятигранной посеребренной стеклянной призмы. Небольшая увеличительная линза в окуляре делает экран больше и яснее.

Иногда в центральной зоне экрана помещены две маленькие призмы — когда изображение не в фокусе, оно как бы раскалывается (рис. ниже). Часто в центре экрана имеется группа крохотных призм, которые мерцают, если изображение не наведено на резкость. Подобные устройства особенно полезны в условиях слабого освещения. Однако начинающим они зачастую мешают, отвлекают от построения кадра.

Диафрагма

Фотоаппарат контролирует количество попадающего на пленку света двумя способами. Изображение будет темнее или светлее — за счет изменения отверстия диафрагмы, помещенной за объективом. Контроль за временем, в течение которого свет попадает на пленку, осуществляется с помощью затвора.

Отверстие объектива прикрывается подвижными лепестками — это и есть диафрагма. Ее диаметр может меняться, что позволяет регулировать количество света. Точно так же от ширины воронки зависит количество попадающей в емкость воды. Если объект освещен слабо, отверстие раскрывают как можно шире; при ярко освещенном объекте отверстие прикрывают, и количество света, падающего на пленку, уменьшается.

Если удвоить диаметр круга, площадь его возрастает в 4 раза, значит, удваивая диаметр отверстия диафрагмы, вы в 4 раза увеличиваете количество поступающего света. Кольцо установки диафрагмы на объективе имеет промежуточные величины, создавая ряд, который удваивает величину подаваемого на пленку света. Каждое такое положение диафрагмы обозначено как «число f» — верхний рисунок справа.

Помимо регулировки освещенности, диафрагма увеличивает или уменьшает «глубину поля» — зону резкости впереди и позади сфокусированного объекта.

Каждому значению диафрагмы соответствует число f, которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Поэтому f 4 в действительности означает, что отверстие равно одной четвертой фокусного расстояния объектива, это и подтверждают пунктирные круги справа; при f 16 диафрагма равна одной шестнадцатой фокусного расстояния и так далее.

На практике эта система означает, что любые объективы, установленные на одно и то же число f, сфотографируют один и тот же объект с равной яркостью изображения. (Сам диаметр отверстия диафрагмы не дает постоянной величины, потому что объективы с коротким фокусным расстоянием «видят» изображения более ярко, чем длиннофокусные.) В результате, пользуясь одним и тем же числом f, вы можете менять фотокамеры или объективы, зная, что эффект экспонирования останется неизменным.

Как управлять величиной отверстия диафрагмы

Для регулировки отверстия диафрагмы обычно поворачивают узкое кольцо, расположенное рядом с фокусировочным. Оно промаркировано рядом чисел f, принятых во всем мире и показанных в верхней части страницы. Максимальная ширина отверстия диафрагмы (минимальное число f) меняется в зависимости от конструкции и стоимости объектива. Объективы высокого качества с широкими отверстиями стоят дорого. У многих хороших стандартных объективов максимальная ширина отверстия диафрагмы равна f 2, другие могут открываться только до f 2,8 или f 4.

Большинство зеркалок с одним объективом наводятся на резкость при максимально открытой диафрагме—независимо от выбранного числа f, нужный диаметр отверстия диафрагмы устанавливается только перед моментом экспонирования. Правда, в некоторых фотокамерах изменение положения кольца меняет величину отверстия диафрагмы и сказывается на яркости и глубине поля изображения в видоискателе. В таких случаях лучше наводить на резкость при максимально открытой диафрагме, чтобы изображение было наиболее ярким, а уже потом устанавливать число f.

Символы диафрагмы

На простых фотокамерах вместо чисел f ставятся символы — минимальное отверстие диафрагмы соответствует наиболее яркой освещенности. Для уменьшения стоимости обычная регулируемая диафрагма может быть заменена скользящей металлической полоской с отверстиями разных размеров.

Диафрагма и зона (глубина) резкости

Эти три снимка показывают, как положение диафрагмы влияет на резкость изображения. Снимки, слева направо, сделаны при f 4, f 8 и f 16, объектив был сфокусирован на бесконечность. При самом большом отверстии (f 4), слева, резко вышла только часть изображения, передний план не в фокусе. На центральном снимке зона резкости, известная как глубина поля, гораздо больше, а отверстие диафрагмы здесь меньше— f 8. Наконец, на правом снимке (f 16) почти все, от переднего плана до горизонта, передано резко. Отсюда видно, что по мере уменьшения отверстия диафрагмы глубина поля возрастает. Наиболее простые фотоаппарат! (модель на 35 мм) оснащены жестковстроенным объективом, где отверстие диафрагмы не меняется (примерно f 11), что позволяет запечатлевать детали достаточно резко в диапазоне от 2 метров до бесконечности.

Затвор

От затвора зависит не только момент экспонирования пленки, но и длительность экспонирования, то есть величина попадающего на пленку света. Здесь возможна та же аналогия, что и с отверстием диафрагмы. Время, в течение которого затвор остается открытым, контролирует количество света, поступающего на пленку, как объем попадающей в емкость воды зависит от времени ее течения. Если время стока воды удвоить, удвоится количество воды в емкости; точно так же, удвоив время, в течение которого затвор останется открытым, вы удвоите количество поступающего на пленку света.

Некоторые затворы, обычно на фотоаппаратах с видоискателями прямого видения, имеют внутри объектива или позади него комплект заслонок, которые быстро открываются или закрываются. Называются эти затворы створчатыми. Другой тип затвора — шторный — встречается в большинстве зеркалок с одним объективом и состоит из двух отдельных шторок, помещенных непосредственно перед пленкой.

Скорость срабатывания затвора у большинства фотокамер примерно одинакова — максимальное время экспонирования обычно составляет 1 с, минимальное — 1/250 с, хотя встречаются камеры с выдержкой 1/500 или 1/1000 с. (Некоторые полуавтоматические модели способны отрабатывать выдержки от нескольких секунд - Прим. ред.)

Выдержки (или экспозиция - Прим. ред.), как и числа f, уменьшаются с определенной последовательностью— каждая величина наполовину меньше предыдущего времени экспонирования. Это особенно важно, когда приходится соотносить параметры затвора и диафрагмы. Если поставить регулятор затвора в положение «В» («от руки»), он будет открытым столько, сколько вы будете прижимать пальцем спусковую кнопку.

Створчатые затворы имеют фотокамеры с видоискателями прямого видения, а также фотокамеры, где система контроля изображения такова, что свет до момента экспонирования не проходит через объектив. Этот механизм находится внутри корпуса объектива.

На однообъективных зеркальных камерах с кадрировкой «через объектив» затвор помещен в корпусе фотоаппарата, перед пленкой (в фокальной плоскости). Это означает, что вы можете поменять объектив в любую минуту, и свет не попадет на пленку.

У шторных затворов есть две шторки, которые друг за другом проходят перед пленкой, регулируя время экспонирования. Шкала диска выдержек изменяет промежуток между ними — самый узкий промежуток дает самое короткое время экспонирования.

Управление выдержкой

Расположение и тип шкалы выдержек зависят от затвора. У большинства шторных затворов шкала располагается вверху. Числа показывают доли секунды — 250 означает 1/250 с. У камер со створчатыми затворами (с видоискателями прямого видения) имеется такой же диск, но вокруг объектива, рядом с кольцом установки диафрагмы. В обоих случаях происходит взвод затвора, когда вы протягиваете пленку вперед, тем самым готовя ее к экспонированию, затвор срабатывает, когда нажимаете спусковую кнопку вверху фотоаппарата. (Простые фотоаппараты имеют одну скорость затвора, две или три, а величина промаркирована не в единицах времени, а, скажем, в символах.)

Современные плёночные фотоаппараты - даже простейшие - оснащены мотором, который и протягивает плёнку и взводит затвор - Прим. ред.

Скорость затвора и движение

Скорость затвора существенно влияет на то, как на ваших снимках получатся движущиеся объекты. Эти три снимка, слева направо, сделаны с выдержкой 1/15, 1/60 и 1/250 с. При длительной выдержке — 1/15 с — движения о6ъекта получились смазанными, действие передано, но отсутствуют детали. При уменьшении выдержки — 1/60 с в центре и 1/250 с справа — смазанность уменьшается, появляются детали, но исчезает и ощущение движения.

При выдержках более 1/60 с легко смазать все изображение непроизвольно, потому что камера вибрирует. Хотите избежать этого — снимайте с выдержкой 1/125 с и короче. Если все-таки требуется большая выдержка, фотоаппарат должен быть надежно закреплен, предпочтительно на штативе.

Примечание редактора:

Современные фотоаппараты для начинающих оснащены таким количеством электроники и автоматики, какой не обладали многие профессиональные модели двадцать лет назад, и вполне позволяют обходиться без знаний о глубине резкости или смазаности движения. Но, к сожалению, и снимки они делают такие, какие "нравятся" их автоматике, а не владельцу аппарата. Полностью проявить свои творческие способности фотограф может только на более дорогой аппаратуре, оснащённой ручными режимами и хорошим видоискателем.

На главную Назад Вперёд

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru