ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Лебедев Алексей Иванович | |||||||||||
Лебедев Александр Игнатьевич | |||||||||||
Лебедев Александр Алексеевич | |||||||||||
Лащенков Павел Николаевич | |||||||||||
Лашнюков Иван Васильевич | |||||||||||
Лебедев, Алексей Петрович - известный историк церкви (1845 - 1908), профессор Московской духовной академии и Московского университета, составитель громадного курса истории Восточной церкви. Параллельного труда нельзя указать не только в нашей, но и в иностранной литературе. В 1896 г. Лебедев приступил к общему переизданию своих работ, которые появились в следующем порядке: "Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX века". (СПб., 1903, 2-е изд.); "Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире" (СПб., 1904, 3-е изд.); "Вселенские соборы IV и V веков" (1904, 3-е изд., докторская диссертация); "Вселенские соборы VI, VII и VIII веков" (1904, 3-е изд.); "История разделения церквей в IX, X и XI веках" (1905, 2-е изд.); "Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX - XI веках" (М., 1902); "Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви с конца XI до половины XV веков" (1902, 2-е изд.); "История греко-восточной церкви под властью турок от падения Константинополя до настоящего времени" (1904, 2-е изд.); "Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения" (1903, 2-е изд.); "Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до IX века" (1905). В эти 10 томов не вошли многие другие отдельно изданные книги и статьи, в том числе: полемические статьи против А.М. Иванцова-Платонова, составившие книгу "Из истории вселенских соборов IV и V веков" (М., 1882); "Христианский мир и эллино-римская цивилизация в эпоху древней церкви" ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", 1873, 1); "Профессор Московской духовной академии И.Д. Мансветов" ("Православное Обозрение", 1886, т. I); "Новые и старые источники истории первоначального монашества" ("Бог. Вестник", 1892, 2); "Профессор А.В. Горский" ("Вера и Церковь", 1900); "Паломничество во Святую Землю в древней церкви"; "О нашем символе веры" ("Бог. Вестник", 1 - 2); "Братья Господни" (1905); "Уроки и примеры из истории древних соборов применительно к предстоящему всероссийскому собору" (М., 1907); "Предстоящий всероссийский собор с точки зрения древних соборов" (1907); "Слепые вожди. Четыре момента в жизни церкви" (М., 1907); "Зачем бы нам нужен патриарх" ("Бог. Вестник", 1907, 1); "Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период" ("Бог. Вестник", 1907, 3); "Три очерка по церковной историографии у нас" ("Бог. Вестник", 1907, 4 - 5); "К моей учено-литературной биографии" ("Бог. Вестник", 1907, 6); "По вопросу о происхождении первохристианской иерархии" (1907) и многое другое. По собственному признанию Лебедева, у начальства "на худшем счету никакого другого Лебедева не имеется". Когда один из иерархов, оценивая его вредное, будто бы, влияние, зачислил его в компанию князя С.Н. Трубецкого и В.С. Соловьева, Лебедев выражал восхищение по случаю такого лестного мнения. Его докторская диссертация подверглась травле и в конце концов попала под долгий запрет. Его статьи и брошюры, появившиеся после 17 октября 1905 г., вызывали нередко бурю негодования в одних кругах и сенсацию в других ("Слепые вожди", "О происхождении иерархии", "Три очерка по церковной историографии" и др.). Лебедев вырвался на свободу только под конец жизни; в цветущие его годы духовная цензура давила его работу. В одной из последних своих статей встречается признание, похожее на стон: "Да, история православной духовной академии должна быть написана слезами и кровью. В ней жилось припеваючи только таким лицам, которые рассуждали так: "В нашей церкви хозяин Святейший Синод, а если домохозяин прикажет, например, окрасить свой забор полосами красными, синими, зелеными, желтыми, то мастер должен исполнить волю приказавшего". Эти слова, говорю откровенно, наводят на меня ужас, и мне кажется, если бы уважающий свое достоинство человек последовал им, то он мог бы найти утешение себе лишь в чаше зелена-вина. Ведь, дело идет о науке, истине, об искажении образа Божия в человеке". Большая часть работ Лебедева представляет собою курсы, читанные им в московской академии, где у него была большая аудитория. Это отзывается в характере его изложения: все его исследования стоят на должной научной высоте, но они чужды сухой манеры неумеренного специализирования. - См. И. К. "Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности А.П. Лебедева (1870 - 1895)" (Сергиев Посад, 1895); И. Андреев "А.П. Лебедев" (некролог в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1908); А. Спасский "Профессор А.П. Лебедев" (Сергиев Посад, 1908); А. Покровский "Профессор А.П. Лебедев" (М., 1909); Н. Глубоковский "Памяти А.П. Лебедева" (СПб., 1908); П. Горский-Платонов "Голос старого профессора по делу профессора А.П. Лебедева с А.И. Иванцовым-Платоновым" (М., 1900).
См. также статьи:
Глубоковский Николай Никанорович;
Голубцов Александр Петрович;
Евгений Булгарис ;
Иванцов-Платонов Александр Михайлович;
Мефодий (в миру Михаил Алексеевич Смирнов) ;
Россия, разд. Финансовая наука .
3W.SU ©® 2015