ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Голубовский Петр Васильевич | |||||||||||
Голубов Николай Федорович | |||||||||||
Голубков Платон Васильевич | |||||||||||
Голубинский Федор Александрович (протоиерей) | |||||||||||
Голубинский Евгений Евсигнеевич | |||||||||||
Голубцов, Александр Петрович - профессор церковной археологии и литургии в Московской духовной академии (1860 - 1911), ученик и любимец вождей этой академии Е.Е. Голубинского, В.О. Ключевского и А.П. Лебедева . Первоклассный ученый, Голубцов был в то же время выдающимся лектором. Вместе с тем Голубцов занимал в академии исключительное место, как могучая моральная величина. Человек идеальной чистоты, пламенный защитник правды, друг всех обиженных, стойкий консерватор по взглядам, но недруг всех реакционеров и враг всех представителей мракобесия и насилия, Голубцов давал суровые уроки всем монахам, начальствовавшим в академии в последние годы, молчаливо учил и воспитывал товарищей по службе и студентов. Когда начался разгром академии в 1906 - 07 годах, Голубцов вел себя с редким мужеством. История расскажет о его выступлениях. За непосильную борьбу против вытеснения из академии Ключевского Голубцов получил вместе с другими немногочисленными единомышленниками порицание от Святейшего Синода. "Он был одним из тех, при взгляде на которых верилось в человека". Строгий в отношении к другим, Голубцов еще строже был к себе. Это сказалось и на его ученых работах. Осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной. В самый день смерти он формулировал оригинальный, замечательно тонкий взгляд на происхождение иконостасов в наших храмах. Но эти находки Голубцова часто становились в разрез с идиллическими господствующими объяснениями нашей обрядности и вызывали вверху недружелюбную оценку. Голубцов умер во цвете лет и таланта. Не подлежит сомнению, что неурядицы в московской академии сократили жизнь этого редкого ученого и человека. Главные его работы: "Из истории изображения креста" в "Прибавлениям к творениям святых отцов" (1889) (эта статья вызвала отказ со стороны Святейшего Синода в пособии на лечение бедствовавшему автору, заболевшему туберкулезом); "Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны" (М., 1891); "Памятники прений о вере" (М., 1892); "Места молитвенных собраний христиан I - III веков" (Сергиев Посад, 1898); "Из истории древнерусской иконописи" (М., 1897); "Чиновники Новгородского Софийского собора" (М., 1899); "Чиновники Холмогорского Преображенского собора" (М., 1903); "Чиновники Нижегородского Преображенского собора" (М., 1905); "Чиновники Московского Успенского собора" (М., 1908); "Из христианской иконографии" (Сергиев Посад, 1903); "Соборные чиновники и особенности службы по ним" (М., 1907); "Сборник статей по литургике и церковной археологии" (Сергиев Посад, 1911). - См. некролог в № 7 - 8 "Богословского Вестника" (1911). И. Андреев.
См. также статьи:
Ирина Михайловна ;
Наседка Иван Васильевич ;
Россия, разд. Богословие .
3W.SU ©® 2015