3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наседка Иван Васильевич

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Нарышкины (государственные деятели)

Насилов Иван Иванович

Нарышкины

Насонов Николай Викторович

Нарышкина Мария Антоновна

Насоновы

Нарышкин Иван Александрович

Нассау-Зиген (Nassau-Siegen)

Нарышкин Алексадр Львович

Наталья Алексеевна (великая княжна)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Наседка, иначе Шевель, Иван Васильевич - московский книжник XVII в., священник. Первое его литературное произведение относится к Смутному времени: "О российстей святей велицей церкви, юже Иван Богослов виде"; оно истолковывает видение жены, гонимой змием в пустыню (Апокалипсис, глава XII), в смысле преследования русской православной церкви католиками. В 1615 г. Наседка, вместе с архимандритом Дионисием Троицким и Арсением Глухим , приставлен был к исправлению книг, закончившемуся осуждением в 1618 г. всех справщиков; но при этом Наседка - "лукавая лисица", по отзыву Арсения - избежал заточения. Назначенный ключарем Успенского собора, он становится близким к правительству. К этому же времени относятся два полемических его сочинения против монаха Антония Подольского , защищавшего прибавку: "и огнем". В 1642 г. Наседка составил "Изложение на лютеры" - обширный компилятивный сборник, частью заимствованный из сочинений Захария Копыстенского . В 1644 г. Наседка был главным деятелем в богословских прениях, вызванных обручением датского принца Вольдемара с царевной Ириной Михайловной ("Речь ключаря Ивана Наседкина ко немчину Матвею о крещении христианской веры"). При патриархе Иосифе Наседка, состоя в монашестве (с именем Иосифа), был одним из главных деятелей по печатанию книг; впоследствии он примкнул к противникам Никона. Ко времени патриарха Иосифа относятся следующие сочинения Наседки: "Сын церковный" или "Сказание нужнейших обычаев на учение православной христианской веры, новопросветившемуся зело потребно", и "Зерцало духовное", составленное в 1645 г. и представляющее собой сборник наставлений, преимущественно нравственных, заимствованных из отеческих сочинений и положенных в азбучном порядке. Сборник этот, за исключением немногих статей, очень сходен по содержанию с книгой "Альфа и омега", напечатаной в Супрасле в 1788 г. Наседке принадлежит еще записка о жизни преподобного Дионисия (входит в состав "Жития Дионисия", М., 1824; здесь между прочим, яркими красками обрисованы ужасы московского разорения). - См. А. Голубцов "Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны" (М., 1891); его же "Памятники прений о вере..." (М., 1892; здесь напечатаны "Списание", "Ответы" и "Речь"); Цветаев "Протестанты и протестантство в России"; Скворцов "Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря" (Тверь, 1890).

См. также статьи:
Арсений (Глухой или Селижаровец) ;
Дионисий (в миру Давид Федорович Зобниковский) ;
Филарет (в миру Феодор Никитич Романов) .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru