ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иосиф Андреевич (Есип А.) | |||||||||||
Иосиф III | |||||||||||
Иосиф (пятый патриарх московский и всея Руси) | |||||||||||
Иосиф (преподобный) | |||||||||||
Иосиф (келейник патриарха Иова) | |||||||||||
Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского . Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа, было беспрекословное повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Ересь жидовствующих нашла в Иосифе сурового обличителя. Враг всякого "мнения", всяких новшеств, Иосиф требует казни для еретиков. В своем "Просветителе", состоящем из 16-ти обличительных слов, он старается доказать неправильность "нового учения", с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений Иосифа. Заволжские старцы, говорившие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны Иосифа целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т. д. Мнения Иосифа одержали верх над мнениями противников; еретиков казнили, монастыри продолжали владеть имуществом, благодаря близости Иосифа к великому князю, власть которого Иосиф всегда старался окружить ореолом божественности. Иосиф утверждал, что государь "естеством подобен всем человекам, властию же - Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях Иосиф является древнерусским книжником, начетчиком. Умер 9 сентября 1515 г., канонизирован в 1579 г. - Ср. "Просветитель" (изд. 2-е, Казань, 1882); Хрущов "Исследование о сочинениях Иосифа Санина" (СПб., 1868); В. Жмакин "Митрополит Даниил и его сочинения" (М., 1881); Е. Голубинский, разбор соч. Жмакина в "Отчете о XXV присуждении Уваровских наград".
См. также статьи:
Арсений Мацеевич;
Башкин Матвей ;
Василий III Иванович;
Вассиан Косой ;
Вассиан Санин ;
Вассиан Топорко (Топорков) ;
Геннадий Гонозов (Гонзов) ;
Досифей Топорков ;
Зиновий Отенский ;
Зосима (митрополит Московский) ;
Иов (в миру Иоанн) ;
Леонид ;
Макарий (митрополит всероссийский) ;
Мария Борисовна ;
Миллер Орест Федорович ;
Нил Сорский ;
Россия, разд. Богословие ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Россия, разд. Право (до начала XVIII века) ;
Россия, разд. Церковная история ;
Серапион (святой, архиепископ новгородский) ;
Фотий (в миру Феодор) .
3W.SU ©® 2015