3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Геннадий Гонозов (Гонзов)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Геннадий (преподобный печерский)

Геннадий Челноков

Геннадий (преподобный Любимоградский)

Геннадий Шумов

Геннадий (иконописец)

Геннин Вильгельм Иванович (Дегенин)

Геннадий (в миру Георгий Николаевич Еначан)

Генслер И. С.

Геннади Григорий Николаевич

Георги Иоганн-Готлиб (Georgi)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Геннадий (Гонозов или Гонзов) - новгородский архиепископ в 1484 - 1504 годы, первый видный противник ереси так называемых жидовствующих. Положение его в Новгороде было очень трудным: он был вторым лицом, занявшим кафедру по назначению из Москвы. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за проведение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства. Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией части церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны. Геннадий действовал медленно и осторожно, но последовательно. Он добился того, что местное духовенство привыкло к почитанию московских святителей и угодников и ввело в ежедневные богослужения молитвословия за государя. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи "послушание уставляют паче многих добродетелей"; но в то же время великие государи должны признать руководственную роль духовенства и подчиниться ему - точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами административных кар. Геннадий считал прямо вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать не следует, так как "люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить". Собор на еретиков нужен лишь для того, "чтобы их казнити, жечи и вешати". Геннадий пробовал даже устроить, увлекаясь примером "шпанского" короля, примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью: "се сатанино воинство", посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Энергические меры против еретиков, рекомендованные Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли поддержку в Москве и спокойно там проживали. С этого времени в борьбе с ересью Геннадий заслоняется фигурой Иосифа Волоцкого . Последней важной мерой противодействия ереси со стороны Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Он заботился и о распространении образования среди духовенства. Так как в этой среде не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, Геннадий ходатайствовал перед митрополитом Симоном об учреждении училищ. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Несмотря на это, Геннадий, по свидетельству летописи, начал брать мзду с священников за поставленье больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июне того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудове монастыре, вскоре скончался. Несколько грамот Геннадия изданы в "Пам. кан. кр.", "Акт. Ист." том I, и у И. Хрущова: "О сочинении Иосифа Санина". - См. Никитский , "Очерк внутренней истории церкви в В. Новгороде" (Санкт-Петербург, 1879); Градницкий, "Геннадий, архиепископ новгородский" ("Православное обозрение", 1878, сентябрь и 1880, август); Е. Голубинский, "История русской церкви", том II (Москва, 1900), 563 - 574; 605 - 607. М. Д.

См. также статьи:
Герасимов Дмитрий ;
Нил Сорский ;
Паисий Ярославов ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Россия, разд. Церковная музыка (доисторический и древний период) ;
Тихонравов Николай Саввич .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru