ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иосиф (преподобный) | |||||||||||
Иосиф (келейник патриарха Иова) | |||||||||||
Иосиф (иконописец) | |||||||||||
Иосиф (иерарх XVII века) | |||||||||||
Иосиф (в схиме Иларион) | |||||||||||
Иосиф - пятый патриарх московский и всея Руси (с 1642 по 1652). Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству. Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) Прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины ; сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуии т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре затем образовании раскола старообрядства эти книги послужили ля него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова , для сличения веры русских с верою греков; при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При Иосифе, хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него - так называемого "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, и т. д. Иосиф посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти Иосифа - корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. Н. Б.
См. также статьи:
Арсений Суханов ;
Варлаам II ;
Кавелины ;
Капитон ;
Корнилий ;
Россия, разд. Богословие ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Россия, разд. Церковная музыка (доисторический и древний период) ;
Ртищев Федор Михайлович .
3W.SU ©® 2015