3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иосиф (пятый патриарх московский и всея Руси)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Иосиф (преподобный)

Иосиф III

Иосиф (келейник патриарха Иова)

Иосиф Андреевич (Есип А.)

Иосиф (иконописец)

Иосиф Волоцкий (Санин)

Иосиф (иерарх XVII века)

Иосиф Девочкин

Иосиф (в схиме Иларион)

Иосиф Захарьевич (Есип, Есиф, Еско Захарьевич)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Иосиф - пятый патриарх московский и всея Руси (с 1642 по 1652). Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству. Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) Прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины ; сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуии т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре затем образовании раскола старообрядства эти книги послужили ля него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова , для сличения веры русских с верою греков; при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При Иосифе, хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него - так называемого "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, и т. д. Иосиф посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти Иосифа - корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. Н. Б.

См. также статьи:
Арсений Суханов ;
Варлаам II ;
Кавелины ;
Капитон ;
Корнилий ;
Россия, разд. Богословие ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Россия, разд. Церковная музыка (доисторический и древний период) ;
Ртищев Федор Михайлович .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru