Психология
Психологический словарь
Теория поэтапного формирования умственных действий
Словообразование.
Происходит от греч. theoria - исследование и лат. formare - образовывать.
Автор.
П.Я.Гальперин.
Категория.
Концепция управления процессом образования
представлений и
понятий об объектах на основе внешних
действий.
Специфика.
Основана на ряде допущений:
- перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;
- построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;
- восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями.
В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в "скрытую речь", представляющую собой исключительно внутреннее действие.
перейти к началу страницы