3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (преемники Петра)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (период реформ в финансовом хозяйстве)

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (эпоха Петра Великого)

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (период общегосударственных реформ)

Россия, разд. Химия

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (первая половина XIX века)

Россия, разд. Хронология по русской истории

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (московское государство)

Россия, разд. Церковная история

Россия, разд. Финансовое хозяйство России (древнейший период)

Россия, разд. Церковная музыка (XIX век)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

При преемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы остаются нетронутыми; изменения касаются лишь подробностей и заключаются: в податной системе - в стремлении развивать доходность косвенных налогов и усиливать их значение сравнительно с менее поддающейся быстрому росту прямой подати; в расходном бюджете - в развитии, хотя и очень медленном, расходов на общее государственное управление; в финансовом управлении - в малоуспешных попытках упорядочить распоряжение финансовыми средствами и отчетность; в чрезвычайном бюджете - в открытии новых источников удовлетворения чрезвычайных потребностей. До Екатерины II важнейшими мероприятиями были отмена внутренних таможенных пошлин при Елизавете Петровне и учреждение ассигнационного банка при Петре III . В это время возникло множество мелких оброчных статей и разнородных сборов с различных промыслов, крайне стеснявших население и промышленность и приносивших ничтожный доход казне. Государственное хозяйство постепенно пришло в крайнее расстройство. Правительство не имело, по-видимому, никаких положительных сведений ни о количестве доходов, ни о том, куда и на какие предметы они расходуются. Целый ряд независимых друг от друга ведомств занимались взиманием того или другого налога, специально назначенного на удовлетворение расходов данного ведомства; в одном ведомстве были излишки, в другом - значительные недостатки; несмотря на неоднократные предписания и указы, различные ведомства не присылали в правительствующий Сенат никаких ведомостей о состоянии их бюджетов (Куломзин ). Нужен был особый указ Петра III, чтобы получить хотя бы краткий экстракт о государственных доходах и расходах. По этому экстракту государственные доходы в 1762 г. состояли из: подушной подати - 5 668 199 рублей 20 копеек. Питейных, канцелярских и неокладных сборов - 4 881 358 рублей 07 копеек. Соляных сборов - 2 206 035 рублей 16 копеек. Таможенных - 2 003 094 рубля 42 1/2 копейки. Сибирских доходов - 591 495 рублей 11 1/2 копейки. Итого - 15 350 181 рубль 97 копеек. Таким образом, уже 61,6% всех доходов Европейской России получались в 1762 г. путем косвенного и только 38,4% путем прямого обложения, относительное значение которого в доходом бюджете, следовательно, очень понизилось сравнительно с эпохой Петра Великого. Зато в расходном бюджете военные расходы (войско и флот) поглощают еще большую часть, чем при Петре - 73,7%, и за употреблением на содержание двора 14,1%, на все остальное государственное управление остается лишь 12,2%. В царствование Екатерины II обнаруживается стремление улучшить механизм государственного хозяйства и делаются попытки упрощения финансовой системы. Уничтожаются многие фискальные регалии (лесная, горная, табачная, поташная и др.) и целый ряд мелких сборов; установляется 1%-ный гильдейский сбор с купеческих капиталов; полагается начало правильной организации финансового управления учреждением при Сенате Экспедиции о государственных доходах и казенных палат в губерниях. Но стремление к упорядочению финансового хозяйства встречает непреодолимое противодействие в быстром росте государственного бюджета; последнему способствует, главным образом, длинный ряд войн, но не без влияния остается и увеличение других потребностей: возрастают расходы по двору, развившийся штат чиновников требует значительного денежного содержания и т. п. Для удовлетворения растущих расходов увеличивается подушная и оброчная подать, питейный и соляной сборы, пошлины, вводится ряд новых налогов. Чрезвычайные средства доставляются выпусками бумажных денег, внешними займами и позаимствованиями из казенных кредитных учреждений, представлявшими особую форму внутренних займов. Таким образом, при Екатерине Великой государственный кредит делается уже постоянной составной частью финансового хозяйства. Государственные доходы возросли с 16 497 381 рубля в 1763 г. до 68 597 459 рублей в 1796 г., т. е. увеличились за 34 года более чем в четыре раза. Общий итог государственных долгов к концу царствования Екатерины Великой достигал приблизительно 215 миллионов рублей; наибольшую часть долга составляли ассигнации, которых было выпущено до 150 миллионов рублей; затем следовали краткосрочные внешние займы, долги поставщикам и подрядчикам и, на последнем месте по размерам - позаимствования из банков.

См. также статьи:
**Политика и финансы. Содержание .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru