При преемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы остаются нетронутыми; изменения касаются лишь подробностей и заключаются: в податной системе - в стремлении развивать доходность косвенных налогов и усиливать их значение сравнительно с менее поддающейся быстрому росту прямой подати; в расходном бюджете - в развитии, хотя и очень медленном, расходов на общее государственное управление; в финансовом управлении - в малоуспешных попытках упорядочить распоряжение финансовыми средствами и отчетность; в чрезвычайном бюджете - в открытии новых источников удовлетворения чрезвычайных потребностей. До Екатерины II важнейшими мероприятиями были отмена внутренних таможенных пошлин при Елизавете Петровне и учреждение ассигнационного банка при Петре III . В это время возникло множество мелких оброчных статей и разнородных сборов с различных промыслов, крайне стеснявших население и промышленность и приносивших ничтожный доход казне. Государственное хозяйство постепенно пришло в крайнее расстройство. Правительство не имело, по-видимому, никаких положительных сведений ни о количестве доходов, ни о том, куда и на какие предметы они расходуются. Целый ряд независимых друг от друга ведомств занимались взиманием того или другого налога, специально назначенного на удовлетворение расходов данного ведомства; в одном ведомстве были излишки, в другом - значительные недостатки; несмотря на неоднократные предписания и указы, различные ведомства не присылали в правительствующий Сенат никаких ведомостей о состоянии их бюджетов (Куломзин ). Нужен был особый указ Петра III, чтобы получить хотя бы краткий экстракт о государственных доходах и расходах. По этому экстракту государственные доходы в 1762 г. состояли из: подушной подати - 5 668 199 рублей 20 копеек. Питейных, канцелярских и неокладных сборов - 4 881 358 рублей 07 копеек. Соляных сборов - 2 206 035 рублей 16 копеек. Таможенных - 2 003 094 рубля 42 1/2 копейки. Сибирских доходов - 591 495 рублей 11 1/2 копейки. Итого - 15 350 181 рубль 97 копеек. Таким образом, уже 61,6% всех доходов Европейской России получались в 1762 г. путем косвенного и только 38,4% путем прямого обложения, относительное значение которого в доходом бюджете, следовательно, очень понизилось сравнительно с эпохой Петра Великого. Зато в расходном бюджете военные расходы (войско и флот) поглощают еще большую часть, чем при Петре - 73,7%, и за употреблением на содержание двора 14,1%, на все остальное государственное управление остается лишь 12,2%. В царствование Екатерины II обнаруживается стремление улучшить механизм государственного хозяйства и делаются попытки упрощения финансовой системы. Уничтожаются многие фискальные регалии (лесная, горная, табачная, поташная и др.) и целый ряд мелких сборов; установляется 1%-ный гильдейский сбор с купеческих капиталов; полагается начало правильной организации финансового управления учреждением при Сенате Экспедиции о государственных доходах и казенных палат в губерниях. Но стремление к упорядочению финансового хозяйства встречает непреодолимое противодействие в быстром росте государственного бюджета; последнему способствует, главным образом, длинный ряд войн, но не без влияния остается и увеличение других потребностей: возрастают расходы по двору, развившийся штат чиновников требует значительного денежного содержания и т. п. Для удовлетворения растущих расходов увеличивается подушная и оброчная подать, питейный и соляной сборы, пошлины, вводится ряд новых налогов. Чрезвычайные средства доставляются выпусками бумажных денег, внешними займами и позаимствованиями из казенных кредитных учреждений, представлявшими особую форму внутренних займов. Таким образом, при Екатерине Великой государственный кредит делается уже постоянной составной частью финансового хозяйства. Государственные доходы возросли с 16 497 381 рубля в 1763 г. до 68 597 459 рублей в 1796 г., т. е. увеличились за 34 года более чем в четыре раза. Общий итог государственных долгов к концу царствования Екатерины Великой достигал приблизительно 215 миллионов рублей; наибольшую часть долга составляли ассигнации, которых было выпущено до 150 миллионов рублей; затем следовали краткосрочные внешние займы, долги поставщикам и подрядчикам и, на последнем месте по размерам - позаимствования из банков.
См. также статьи:
**Политика и финансы. Содержание .
3W.SU ©® 2015