Финансовый строй Московского государства слагается под непосредственным влиянием долгих и отяготительных войн, которые пришлось вести правительству. Устройство войска и добывание средств для его содержания делаются центральными интересами государственной жизни. Все население делится на служилое, приносящее государству свою личную службу, и тяглое, служащее ему своим имуществом. Великий князь и, позднее, Царь Московский, является крупным землевладельцем и пользуется всяким случаем для расширения своих земельных приобретений. При неразвитости других источников, этот обширный фонд недвижимых имуществ обеспечивал государство необходимыми личными силами, создав так называемую поместную систему (см. выше, Вооруженные силы). Рядом с сохранившейся еще от древнейшего периода системой кормлений (см.) и расширившейся системой личных повинностей (ямская, ратная повинность, городовое, острожное дело), все большее значение в московском государственном хозяйстве приобретает податная система. Развиваются обе части ее, возникшие еще в предшествовавшем периоде, т. е. и косвенные, и прямые налоги. Первые состояли из внутренних таможенных сборов - чрезвычайно запутанной и сложной массы разнообразных платежей, взимавшихся на каждом шагу движения товаров от производителей к потребителям: при провозе товаров по дорогам и рекам, при ввозе их в города, при складке в амбарах и гостиных дворах, при взвешивании, при продаже и т. п. С половины XVI века возникает новый вид косвенного обложения - кабацкие сборы, взимавшиеся в форме питейной регалии правительства. Развитие торговых сношений с иностранными государствами через Белое море повело к возникновению внешних таможенных пошлин. При Алексее Михайловиче признание вреда многочисленных и разнообразных таможенных сборов, соединенных с постоянными злоупотреблениями откупщиков и частных владельцев, повело к их консолидации: большая часть их была отменена, а на место их установлена однообразная торговая рублевая пошлина. В торговых уставах 1653 и 1667 годов положено начало правильной системе внешних таможенных пошлин, отразившей на себе зародыши идей меркантилизма. Таможенные и кабацкие сборы, т. е. косвенные налоги, составляли главный источник, из которого пополнялась денежная казна московского государя. В царствование Алексея Михайловича сделана была даже любопытная попытка заменить главнейшие прямые налоги введением нового косвенного налога. С этой целью в 1646 г. установлен был налог на соль, в размере 2 гривен с пуда. Новизна этой реформы и вызванное ею чрезвычайное повышение (в 2 1/2 раза) цены на предмет первой необходимости, сопровождавшееся, вероятно, массой злоупотреблений, возбудили общее недовольство, дошедшее до народного бунта, и через 2 года налог был отменен. До середины XVI века, кроме старинной "дани" и переводившейся иногда на деньги ямской повинности, не взималось постоянных прямых налогов, но с этого времени нужда в деньгах обострилась. После завоевания Казани служилые люди в прибавку к своим земельным доходам стали получать оклады денежного жалования. Военные столкновения с Западом выяснили необходимость в пехоте, вооруженной огнестрельным оружием; она также получала постоянное жалование. Отсюда новые прямые налоги, специально назначенные на военные нужды: "пищальные" деньги - на содержание пищальников, "емчужные" - на изготовление пороха для ружей, сбор на "городовое и засечное дело", т. е. на постройку укреплений по окраинам, "полоняничные" деньги - на расходы по выкупу из плена русских. В XVII веке военные расходы растут еще быстрее: по расчету П.Н. Милюкова , расход на войско в течение XVII столетия увеличился, по меньшей мере, в три раза (250 000 рублей в начале века, 750 000 рублей в 1680 г.). Рядом со старой ямской податью возникает новая "большая" ямская подать, превышавшая старую иногда в 80 раз; рядом со старыми пишальными деньгами вводятся новые "стрелецкие" деньги в очень большом размере. Кроме того, при каждой экстренной нужде правительство назначает сбор чрезвычайных - пятинных, десятинных, двадцатых и т. п. - денег. Наконец, в качестве чрезвычайного источника дохода, правительство начинает употреблять монетную регалию, вводя в обращение легковесную монету, что немедленно влечет за собой вздорожание всех продуктов, а следственно и новое увеличение потребности правительства в деньгах. Чрезвычайное обременение населения вызывает стремление тем или иным путем уклониться от тягла, и правительство вступает в борьбу с этим стремлением посредством изменения окладной единицы. Древняя окладная единица, "соха", представлявшая первоначально совокупность хозяйств определенной работоспособной силы, со второй половины XVI века превращается в определенную геометрическую площадь, с известным количеством четвертей пашни, изменяющимся в зависимости от качества земли и от рода владения. С увеличением податной тяжести сошное письмо, этот наш древний поземельный кадастр, оказывается неудовлетворительным способом раскладки. Через посредство новой, возникшей в XVII веке, податной единицы - "живущей четверти", получившей значение известного числа крестьянских дворов - правительство постепенно переходит к подворному обложению. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича составляются по всему государству дворовые списки, так называемые "переписные" книги, по которым начинают собирать новые налоги, не решаясь еще, однако, перевести с сохи на двор старые подати. В 1679 - 1681 г. осуществлена была и эта реформа: налоги XVI века (пищальные, данные, засечные и т. п.), за исключением полоняничных денег, были окончательно отменены, налоги XVII века в одной общей сумме переведены на двор (под названием подворной и стрелецкой подати), сошное письмо упразднено. Вместе с тем происходит и упрощение финансовой администрации: поступление налогов сосредоточивается в приказах Стрелецком, Ямском и Большой казны. От 1680 г. сохранились сведения о количестве государственных доходов и расходов. Первые распределялись следующим образом:
I. Окладные доходы: 1) таможенные и кабацкие - 650 223 рублей (53,3%) 2) стрелецкие - 101 468 рублей (8,3%) 3) данные и оброчные - 146 150 рублей (12,0%) 4) ямские, полоняничные и конские - 53 453 рубля (4,4%), итого - 951 294 рубля (78,0%).
II. Чрезвычайные доходы, т. е. "запросные деньги" - пятинные и десятая деньга и прочие - 235 338 рублей (19,3%).
III. Нескладные доходы (пошлины и прочие) - 33 735 рублей (2,7%). Всего 1 220 367 рублей (100%). Таким образом, в результате финансовых мероприятий XVII в., поступления от прямых налогов почти сравнялись с доходами от косвенных сборов. Из расходов наибольшая часть - около 700 000 рублей - шла на армию, 224 366 рублей на дворцовое управление, 67 767 рублей на казенные предприятия и с небольшим 120 000 рублей на остальные потребности государственного управления.
См. также статьи:
**Политика и финансы. Содержание ;
Россия, разд. Московское государство XVI - XVII веков .
3W.SU ©® 2015