3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Феодосий Грек

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Феодосий Глушицкий

Феодосий Печерский

Феодосий (святой)

Феодосий Тотемский

Феодосий (имя святых православной церкви)

Феодосий Углицкий

Феодосий (в миру Петр Наркисович Олтаржевский)

Феодосия

Феодосий (в миру Александр Николаевич Макаревский)

Феоктист (святой, память 23 декабря)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием , игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий прибыл в Россию в первой четверти XII века, вместе с одним из митрополитов-греков, жил в митрополии и после смерти игумена Пимена-постовника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Феодосия к бывшему черниговскому князю Николе Святоше , не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосия, а также к киевскому великому князю Изяславу II Мстиславичу (1146 - 49, 1151 - 54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий (1148). При Феодосии имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий вместе с новгородским епископом Нифонтом , знавшим сочинения Феодосия. Из книжных трудов Феодосия известно переписанное ("списано") им житие святого Панкратия, патрона князя Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосию почти достоверно, и три - предположительно. К первой категории относятся: 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к константинопольскому патриарху Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанные Феодосием для черниговского князя Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (издано Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1848, № 7); 2) "Сказание римские эпистолии", то есть предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы князем Николаем в 1106 году (Р. Зотов "О черниговских князьях по Люберецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 - 262); 3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (издано Макарием в "Ученых Записках II Отделения Академии Наук", книга II, выпуск 2); 4) связанный с предыдущим трактат о знании празднования воскресенья и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А. Павлов "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38); 5) "Слово отца нашего Феодосия игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский "Из славянских рукописей", М., 1898, 1 - 27, 155). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского ); 2) компилятивное "Поучение блаженного Феодосия игумена печерского о казнях Божиих", летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка ); 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского ) или митрополиту Илариону (мнение М. Покровского ). Литература: Макарий "Преподобный Феодосий Печерский, как писатель" ("Известия II отделения Академии Наук", IV, 273 - 293); Срезневский "Сведения и заметки" (XXIV); А. Вадковский "Так называемые поучения Феодосия печерского к народу русскому" ("Православный Собеседник", 1878); Карнеев "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1891, IX); Антоний "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1895); А. Шахматов "Киево-Печерский патерик и печерская летопись" ("Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук", 1897, книга III); А. Яцимирский "Мелкие тексты и заметки и т. д." (там же, 1899, книга II); А. Лященко "Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века" ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule fur 1899 - 1900", СПб., 1900); В. Чаговец "Преподобный Феодосий печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Университета святого Владимира", 1901, № 6 - 12); Г. Бельченко "Преподобный Феодосий печерский" (Одесса, 1902; рецензия Гетца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9); В. Малинин "Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1902, книга V); L. K. Goetz "Der Kiever-Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 - 89). А.И. Яцимирский.

См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (библиография) .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru