ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Филиппов Александр Никитич | |||||||||||
Филипп Янковский | |||||||||||
Филипп Рабангский | |||||||||||
Филипп Ирапский (Феофил) | |||||||||||
Филипп I | |||||||||||
Филиппов (Данило) - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы. О жизни и деятельности Ф. исторических сведений не имеется, и то, что известно о нем, заимствуется из преданий хлыстов. Местом первоначальной деятельности Ф. был Муромский уезд Владимирской губернии. Здесь, на горе Городине, по легенде хлыстов, Данило Ф. объявил себя "самаофом", "превышним богом" и "богатым гостем". Он потопил все имевшиеся у него церковные книги в Волге, как ненужные и бесполезные для человека, и объявил, что для спасения человека необходимо соблюдение двенадцати заповедей, которые он получил от самого Бога. Наиболее замечательные из них: 1) Аз есмь Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Нет другого Бога, кроме меня. 2) Хмельного не пейте, плотского греха не творите. Неженатые не женитесь; женатые разженитесь. На свадьбы и крестины не ходите. 3) Заповеди содержите в тайне, ни отцу ни матери не объявляйте. 4) Святому Духу верьте. Это было, как обыкновенно полагают, в 1631 г. Спустя некоторое время Ф. прибыл в Костромскую губернию стал жить в деревне Старой, в 25 верстах от Костромы, в доме своего брата Федора. На нового проповедника и на его "божий дом", куда приходили прозелиты Ф., было обращено внимание со стороны властей и других лиц, вследствие чего он мало сидел дома, а больше бродил по соседним местностям - нынешним губерниям Владимирской и Нижегородской, распространяя свое учение. Впоследствии Ф. перенес свой "божий дом" из деревни Старой в самую Кострому, которая с того времени стала "горним Иерусалимом" и "верховной стороной". В то время, когда Ф. успешно распространял свою проповедь, про него, рассказывают хлысты, сведал патриарх Никон и стал его преследовать; преследовал 30 лет, пока наконец не поймал его у Макария нижегородского. Привезши в Москву, он посадил Ф. в темницу. "И стала мгла по всей земле, продолжают хлысты; и столько была мгла по всей земле, сколько сидел в темнице Данило Ф. И освободили его, и отпустили в Кострому в верховную сторону". Нелепость этого рассказа хлыстов очевидна: патриаршество Никона началось с 1652 г. и продолжалось до 1658 г., между тем как из легенды хлыстов видно, что гонение на Ф. началось ранее 1649 г. и продолжалось после 1659 г. Вероятно только одно - что Ф. подвергнут был на время заключению. Освобожденный, он снова еще с большей энергией стал распространять свое учение и в это время приобрел себе деятельного помощника в лице Ивана Тимофеевича Суслова (см. XXXII, 123). Данило Ф. вознесся на небо, т. е. умер в 1700 г. 1 января; поэтому, думают хлысты, и новый год стали начинать с 1 января. Память о лжесаваофе Ф. и о первом лжехристе Суслове со сего времени составляет предмет благоговения хлыстов. Места, прославленные какими-либо событиями из жизни и деятельности Ф. и Суслова, почитаются у хлыстов святыми, и они нередко совершают странствия с целью поклониться им; так они ходят в село Криушино, где будто бы погребен лжесаваоф, в Кострому и деревню Старую как местности, ознаменованные пребыванием в них Ф. Не меньшим благоговением со стороны хлыстов пользуются и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом и лжехристом при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Ф. и Суслов, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов до 1845 г.; в этом году стол был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Ф. и Суслова. См. И. Добротворский "Люди божии, русская секта так называемых духовных христиан" (Казань, 1869); Н. Реутский "Люди божии и скопцы" (Москва, 1872); священник А. Рождественский "Хлыстовщина и скопчество в России" (Москва, 1882); священник К. Кутепов "Секты хлыстов и скопцов" (2-е изд., Ставрополь, 1900); Протопопов "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1867, № 10); священник В. Барбарин "Хлыстовщина. Разбор двенадцати заповедей основателя хлыстовщины Данилы Филипповича" (Рязань, 1899); Н. Ивановский "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. II, 5-е изд., Казань, 1899).
3W.SU ©® 2015