3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Схария Скара (Захария)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Сущинский Петр Петрович (фармаколог)

Схендо (Михаил фон-дер-Бех)

Сущинский Петр Петрович (геолог)

Сырейщиков Евгений Борисович

Сушкова Мария Васильевна

Сырку Полихроний Агапиевич

Сушков Сергей Петрович

Сырокомля Владислав

Сушков Николай Васильевич

Сыромятников Иван Михайлович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Схария (Захария) Скара - основатель секты жидовствующих (см. XI, 643). В 1470 г. в Новгород прибыли из Киева по торговым делам несколько евреев, в том числе Схария Скара, крымский уроженец, караим, влиятельный на родине среди своих единоверцев и человек по тогдашнему времени весьма образованный. Он хорошо знал Святое Писание не только Ветхого, но и Нового Завета; ему были известны даже творения отцов и учителей христианской церкви. В Новгороде торговля находилась под покровительством церкви; при храмах хранились товары, весы и меры. Это положило начало сближению еврейских купцов с новгородским духовенством. Сохранившееся в то время в Новгороде стригольничество (см. Стригольники) в крайнем своем направлении пришло к отрицанию христианства и к признанию Единого Бога, которому сектанты молились, глядя на небо. Отсюда недалеко уже было и до либерально-философского иудейства, каким были верования караимов. Одно летописное сказание дает основание предполагать, что первыми последователями евреев-караимов, во главе которых стоял Схария, были духовные лица Новгорода, если не вполне разделявшие стригольническое учение, то в душе сочувствовавшие ему. Современные свидетельства относят сюда новгородских попов Дионисия и Алексия, отличавшихся умом и образованием. По известиям, помещенным у Татищева , в 1491 г. Схария был казнен Иоанном III в Новгороде вместе с другими бунтовщиками против московского великого князя. Ср. Н. Руднев "Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного" (Москва, 1838); А. Сервицкий "Опыт исследования ереси новгородских еретиков или жидовствующих" ("Православное Обозрение", 1862, июнь); святой Ф. Титов "Секта жидовствующих" ("Миссионерское Обозрение", 1896, июль-август).

См. также статьи:
Истома ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru