3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соловей-разбойник

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Соловей Будимирович

Соловцовы

Солнцев Федор Григорьевич

Соловьев Алексей Викторович

Солнцев Гавриил Ильич

Соловьев Василий Николаевич

Соллогуб Федор Львович

Соловьев Владимир Сергеевич

Соллогуб Николай Варламович

Соловьев Всеволод Сергеевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Соловей-разбойник, Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов, - птица рахманная; представляет собой, по определению академика Ягича , сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря. С. залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец ; он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на семи дубах, но есть у него и терем; у С. есть сыновья и дочь богатырша-"перевозница". Илья привозит С. в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае С. является помощником Ильи в бою и его образ сливается с представлением о С. Будимировиче . Академик Ягич пытался объяснить происхождение С. из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор Вс. Ф. Миллер , для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени С. от Соломона, причем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, Вс. Ф. Миллер сближает С. с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к С. в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В.В. Стасов . Профессор Халанский , сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в С. отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа С. до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях рядом с ценными указаниями заключается немало произвола. См. Ягич "Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik" ("Arch. fur sl. Phil.", вып. I); Вс. Миллер "Экскурсы" и "Очерки"; Халанский "Южнославянские сказания о Кралевиче Марке"; Буслаев "Критические заметки на книгу Ор. Миллера" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"), часть CLIX). А. Б.

См. также статьи:
Соловей Будимирович .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru