3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Леонтьев Иван Леонтьевич (Щеглов)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Леонтьев Алексей Леонтьевич

Леонтьев Константин Николаевич

Леонтьев Александр Александрович

Леонтьев Михаил Иванович

Леонтовский Захар Федорович

Леонтьев Павел Михайлович

Леонтович Федор Иванович

Леонтьевы

Леонтович Владимир Николаевич

Лепехин Иван Иванович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Леонтьев, Иван Леонтьевич - талантливый беллетрист и драматург (1856 - 1911), более известный под псевдонимом Щеглов. По окончании Павловского военного училища служил в артиллерии на кавказском театре войны 1877 - 1878 годов. Вышел в отставку капитаном. В 1881 г. обратил на себя внимание превосходным рассказом из военной жизни: "Первое Сражение" ("Новое Обозрение"). Следующие рассказы Леонтьева, появившиеся в "Отечественных Записках" и в "Вестнике Европы" ("Поручик Поспелов", "Неудачный герой", "Идиллия", "Корделия", "Миньона") поставили его в ряды много обещающих писателей. В средине 80-х годов большой успех имели в "Новом Времени" очерки Леонтьева "Дачный муж", сделавшие это выражение нарицательным. Вызвал шум, но скорее неблагоприятный для Леонтьева, и другой рассказ его: "Мир праху". Полное расхождение Леонтьева с кружками, приветствовавшими его дебюты, произошло по напечатании им двух повестей "Убыль души" ("Русское Обозрение", 92) и "Около истины" ("Русский Вестник", 92), где он напал на толстовство и на деятельность "Посредника". С этого времени Леонтьев специализируется на юмористическом рассказе и драматургии. В журналах и отдельно им напечатаны романы: "Миллион терзаний" и "Гордиев узел", рассказы: "Дачный муж, его похождения, наблюдения и разочарования", "Сквозь дымку смеха", "Военные очерки", "Смех жизни", пьесы: "В горах Кавказа", "Мамаево нашествие", "Женская чепуха", "Господа театралы", "Театральный воробей", "Чудак", "Турусы на колесах", "Гастролерша", "Затерянный мудрец" и др. Несвободны от историко-литературного легкомыслия книги Леонтьева: "Новое о Пушкине" и "Подвижник слова" (Гоголь). Его капитальное, пока единственное в своем роде исследование: "Народный театр", в полном виде вышло лишь в год его смерти. Юмор Леонтьева был скорее постоянною шутливостью, скользившею по поверхности явлений. Его пьесы, при его жизни не сходившие со сцены, передвинулись теперь в репертуар любительский. Отсутствие идейного начала и элементов сатиры в его юмористических рассказах низводит большую их часть до уровня "легкого" чтения; лучшим в его наследстве остаются его первые военные рассказы, полные наблюдательности, знания быта и сердечности. Высокую оценку первые вещи Леонтьева находили у Чехова (см. его "Переписку"). - См. К. Арсеньев "Критические Этюды", т. II, и вступительную статью А. Измайлова к книге "Народный театр". А. Измайлов.

См. также статьи:
Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ;
Щеглов Иван .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru