ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иордан Павел Августович | |||||||||||
Ионсон Яков Иванович | |||||||||||
Ионин Александр Семенович | |||||||||||
Иона Вуколов | |||||||||||
Иона (святой, митрополит московский) | |||||||||||
Иордан (Федор Иванович) - один из лучших русских граверов, сын придворного обойщика (1800 - 1883). Был воспитанником Императорской Академии Художеств и, после десятилетней общей артистической подготовки, определен (в 1819 г.) в гравировальный класс, в ученики к Н.И. Уткину. Получив от академии малую и большую серебряные медали за успехи в рисовании с натуры, в 1824 г. он окончил свое академическое образование со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, за гравюру с картины П.И. Соколова "Меркурий усыпляет Аргуса". Будучи оставлен при академии, Иордан занялся исполнением гравюры с картины А. Лосенки "Умирающий Авель", как программой на получение большой золотой медали. Удостоенный ее, в 1829 г., он отправлен в чужие края, учился в Париже у известного гравера Ришома; когда же вспыхнула июльская революция 1830 г., перебрался в Лондон и занимался там гравированием крепкой водкой у Раймбаха, акватинтой у Бентлея и гравированием на стали у Дж.-Г. Робинсона. В 1834 г., в Риме, занялся изготовлением рисунка со знаменитой картины Рафаэля "Преображение", которую, по совету К. Брюллова, задумал воспроизвести в гравюре огромного размера. Этому предприятию Иордан посвятил 12 лет непрерывного, настойчивого труда. Лишь только появились первые оттиски Иордановской гравюры, римские знатоки искусства единогласно признали, что русский мастер превзошел в ней своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, выказав добросовестное изучение оригинала, превосходный рисунок и ученый, классический прием резца; несколько позже, за эту же работу берлинская, флорентийская и урбинская академии признали его своим членом, а Императорская Академия Художеств, еще перед тем (в 1844 г.) наградившая его званием академика за рисунок для этого эстампа, по возвращении его в отечество в 1850 г. присудила ему титул профессора. Вскоре после того Иордан взялся за второй важнейший труд своей жизни - за большую гравюру с картины А. Егорова "Истязание Спасителя". В 1855 г. занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе академии, сделавшееся вакантным по смерти С. Галактионова , и назначен помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже; после же кончины Н.И. Уткина, в 1860 г., сделался и хранителем этой части Императорского музея. В 1871 г. занял в академии пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься гравированием почти до самой его кончины. Из произведений Иордана важнейшими, сверх вышеупомянутых, должно признать: "Мадонну с покрывалом", с Рафаэля (1833), "Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя", с Чиголи (1834) и портреты императора Александра II (1875), Державина (1861), самого Иордана (1871), великого князя Владимира Александровича (1881), игумена Валаамского монастыря Дамаскина (1878) и, наконец, трех корифеев русской живописи: Егорова, Левицкого и Шебуева (1883; последний труд художника). - Ср. Н. Собко , Д. Ровинский "Жизнь и произведения Ф.И. Иордана" ("Вестник Изобразительного Искусства", т. II). А. С-в.
См. также статьи:
Бобров Виктор Алексеевич ;
Дмитриев Лев Евграфович ;
Константинов Петр Константинович ;
Мосолов Николай Семенович ;
Пожалостин Иван Петрович ;
Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование ;
Тончи Сальватор (Tonci) ;
Уткин Николай Иванович.
3W.SU ©® 2015