ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Иннокентий (в миру Александр Пустынский) | |||||||||||
Иннокентий | |||||||||||
Инзов Иван Никитич | |||||||||||
Ингороква Игнатий | |||||||||||
Ингегерда | |||||||||||
Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь апостола Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Журнале Министерства Народного Просвещения", но в целом виде сочинение не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, "Собрание церковных правил", "Деяния вселенских и поместных соборов"). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин "Венок на могилу Иннокентию" (1864); "Материалы для биографии Иннокентия" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в "Русском Биографическом Словаре"; священник Буткевич "Иннокентий, архиепископ херсонский" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.
См. также статьи:
Арсений (имя духовных писателей и проповедников) ;
Бухарев Александр Матвеевич ;
Димитрий (Муретов) ;
Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария);
Елпидифор (в миру Алексей Иванович Бенедиктов) ;
Костомаров Николай Иванович;
Палаузов Николай Христофорович ;
Размуссен Людвиг Павлович ;
Россия, разд. Богословие .
3W.SU ©® 2015