3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Иннокентий (в миру Александр Пустынский)

Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев)

Иннокентий

Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Вениаминов)

Инзов Иван Никитич

Иннокентий (в миру Илья Иванович Ястребов)

Ингороква Игнатий

Иннокентий (Михаил Суханов)

Ингегерда

Иннокентий Гизель

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь апостола Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Журнале Министерства Народного Просвещения", но в целом виде сочинение не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, "Собрание церковных правил", "Деяния вселенских и поместных соборов"). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин "Венок на могилу Иннокентию" (1864); "Материалы для биографии Иннокентия" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в "Русском Биографическом Словаре"; священник Буткевич "Иннокентий, архиепископ херсонский" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.

См. также статьи:
Арсений (имя духовных писателей и проповедников) ;
Бухарев Александр Матвеевич ;
Димитрий (Муретов) ;
Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария);
Елпидифор (в миру Алексей Иванович Бенедиктов) ;
Костомаров Николай Иванович;
Палаузов Николай Христофорович ;
Размуссен Людвиг Павлович ;
Россия, разд. Богословие .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru