ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Зарубин Иван Кондратьевич | |||||||||||
Зарубин Виктор Иванович | |||||||||||
Зарубин Валентин Иванович | |||||||||||
Зарубаев Николай Платонович | |||||||||||
Зарницкий Яков Иванович | |||||||||||
Зарубин (Павел Алексеевич) - ученый механик-самоучка (1816 - 1886). Костромской мещанин, в детстве выучился грамоте при слабой и неумелой помощи матери. Жизнь его протекла большей частью на службе по землемерному ведомству. В 1842 г. Зарубин определен на службу в костромскую губернскую чертежную, в 1854 г. перемещен в Москву в межевую канцелярию, старшим землемерным помощником, с 1858 по 1860 г. служил землемером в департаменте уделов. Весь этот период службы прошел для Зарубина с большими неприятностями и лишениями, источник которых лежал в изобретенных им точных приборах для верного измерения и точного нанесения на бумагу измеренных площадей земной поверхности. Планы присяжных землемеров отдавались в поверку Зарубина, который, при посредстве прибора своего изобретения, находил те планы неверными, что сильно возбуждало против него составителей планов. В 1864 г. Зарубин причислен к министерству государственных имуществ, в котором, в должности помощника директора Императорского сельскохозяйственного музея, служил до 1883 г. И здесь ему пришлось не мало перенесть от лиц, завидовавших его способности к изобретениям. В 1853 г. Зарубин представил в Академию Наук несколько изобретенных им инструментов, относящихся до межевого дела. Академия наградила изобретения Демидовской премией, а описание их издала на свой счет. Демидовской премии удостоен и его планиметр-самокат (1855). Императорское вольно-экономическое общество наградило золотыми медалями его: многосильный гидропульт (1866) и водоподъемник (1867). Всероссийская выставка 1882 г. также наградила медалью его сельскохозяйственный пожарный насос. За неимением средств, не осуществлены следующие изобретения Зарубина: 1) несколько новых планиметров; 2) способ определения морской глубины на весьма глубоких местах без посредства линя или веревки; 3) способ определения скорости хода корабля, во всякий момент, посредством стрелки и циферблата в каюте; 4) то же посредством музыкальных звуков; 5) автоматический способ определения пройденного кораблем пути с различными скоростями и 6) саморегулирующий постоянную свою длину при всех температурах маятник. Из напечатанных Зарубиным статей упомянем: "Как решают простые русские люди вопрос об общинном владении землей" ("Труды Императорского Вольно-Экономического Общества", 1865); "О водоподъемных машинах вообще" (то же, 1866); "Теория пожарных насосов" (то же); "Определение плотности воздуха на разных высотах" ("Природа и Охота", 1878); "Устройство секундного маятника" (то же); "Научное разрешение вопроса об ассенизации Санкт-Петербурга по проекту Линдлея" (брошюра, 1886). В память Зарубина Императорское Вольно-Экономическое общество учредило золотую медаль. Ф. К.
3W.SU ©® 2015