3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Антоний

Антоний (архиепископ новгородский)

Антонелли Дмитрий Иванович

Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский)

Антокольский Марк Матвеевич

Антоний (в миру Александр Иванович Путилов)

Антипьевы (граверы морского ведомства)

Антоний (в миру Александр Николаевич Коржавин)

Антипьев Федор Антипьевич

Антоний (в миру Александр Радонежский)

(-10) (-50) (-100) (-500)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию. К концу 4-го курса принял монашество. Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии. В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии. В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским. - Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. в 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПб., 1891); оно не вошло в собрание сочинений. Отдав дань науке, А. в остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - "это древнегреческая академия; здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка: А. первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Богословские воззрения А. вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл.; III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству ("Чем отличается православная вера от западных исповеданий", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. за последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя. На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Основные начала мировоззрений архиепископа А. сводятся к следующей простой диаде: "Православная вера есть вера аскетическая", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному. Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев), интеллигенты ("Слово о страшном суде и о современных событиях", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1905), конституционалисты ("Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой ("Нравственное учение в сочинении Толстого: "Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это "злая и душепагубная ересь" ("Окружные послания к духовенству волынской епархии" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий ("Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева ("Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года". - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным "бытом" (Сочинения т. III, стр. 394); "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906); "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря" (М., 1909). Архиепископ А. не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам ("Слово о кишиневских событиях", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. выдаются еще: "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1903); "Нравственный смысл основных христианских догматов" (Вышний Волочек, 1906); "О православном пастырстве" (М., 1906); "Сын человеческий" ("Богословский Вестник", № 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях", "Церковных Ведомостях", "Миссионерском Обозрении" и "Колоколе". А. Карташев.

См. также статьи:
Коновалов Димитрий Григорьевич ;
Толстой Лев Николаевич.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru