3W.SU
Психология

Психология

Психологический словарь

Шпрангер (Spranger) Эдуард


(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.
Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.
Исследования. Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.
Сочинения. Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;
Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918;
Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928;
Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928;
Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929;
Volk, Staat, Erziehung. 1930;
Weltfrommigkeit. 1940;
Lebensfuhrung. 1947;
Die Magie der Seele, Tubingen. 1947;
Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949;
Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955;
Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956;
Der geborene Erzieher. 1958;
Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959;
Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961;
Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962;
Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.
Литература. Croner E.E. Spranger. B., 1933;
Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru