Психология
Психологический словарь
Лейпцигская школа
Категория.
Психологическое направление.
Специфика.
Возникла в Германии в конце 10-x гг. ХХ в. и просуществовала до середины 30-х. К этому направлению принадлежали:
Ф.Крюгер,
Х.Фолькельт, Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия "гештальт", по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в
гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие "комплекс-качество", родственное понятию "
гештальт-качества" в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод
феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей Лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А.Веллек), а также в гуманистической психологии (
Г.Олпорт).
Литература.
Соколова Е.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (Лейпцигская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1982, № 4, с. 56-64
Синоним.
Вторая Лейпцигская школа.
перейти к началу страницы