Психология
Психологический словарь
Вюрцбургская школа
Автор.
Возглавлял
О.Кюльпе.
Категория.
Направление в немецкой психологии.
Специфика.
Возникла в начале ХХ в. Была основана на критике глубинной психологии и результатах исследования процесса обучения. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. В данную школу входили:
Г.Майер, И.Орт, К.Марбе,
К.Бюлер, Х.Уатт,
Н.Ах, А.Мессер. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "
метод систематического самонаблюдения". Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г.Уатт), или
детерминирующей тенденцией (Н.Ах), или "антиципирующей схемой" (
О.Зельц). Было показано, что мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Этим опровергался и подход
бихевиоризма, в котором ставился знак равенства между мышлением и речью.
Критика.
Выводы об отсутствии связи мышления с речью, чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику
В.Вундта,
Э.Титченера,
Г.Э.Мюллера.
Литература.
Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идея в философии. № 16, СПб., 1914
перейти к началу страницы