Психология
Психологический словарь
Психодиагностика
Словообразование.
Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.
Категория.
Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества.
Специфика.
Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность,
надежность,
валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.
История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г.
Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в.
А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению
В.Штерна был введено понятие
коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа
личности (
К.Г.Юнг,
Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются
личностные опросники.
Виды.
К основным психодиагностическим методикам относятся
тесты интеллекта,
достижений,
специальных способностей,
критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности;
проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (
наблюдение, беседа, контент-анализ).
перейти к началу страницы