Охотники за метеоритом.
28 апреля 2000 года
Никому не надо доказывать, что Приморье - край чудес. Помимо визиток вроде тигра, лотоса, женьшеня и т. п., у нас есть еще и такой уникум, как Сихотэ-Алиньский метеорит, врезавшийся в землю Красноармейского района более полувека назад. Эта штука явно не слабее других приморских раритетов, но то, что происходит с космическим пришельцем и вокруг него, называется простым русским словом "бардак"...
Охотники за метеоритом
В наш меркантильный век даже посланник Вселенной становится товаром и причиной коммерческой истерики
Что нам от него надо? Если судить по тому, что мы сегодня имеем, то ничего. Кому он нужен, этот метеорит? В первую очередь, очевидно, науке. За прошедшие с 1947-го годы в районе местечка Бейцухе (ныне поселок Метеоритный) побывало 17 официальных экспедиций - российской Академии и наук и ее Дальневосточного отделения, правительственных и иностранных ученых. Место падения космического гостя тщательно исследовали, собрали и увезли массу практического материала, территорию объявили заповедником. И все.
Но никто не подумал, что заповедник надо охранять. Однако ни на охрану зоны падения, ни на дальнейшие научные работы денег правительства не выделяет. Далее. На землю, по расчетам, упало примерно 100 тонн осколков разной величины. Самые крупные вывезены. Но в тайге остались еще тонны и тонны метеоритного вещества. Чьи они? Институт, занимающийся метеоритами, находится в Москве. В Приморье этот участок, что называется, ничей - Институт геологии имеет к нему очень приблизительное касательство. Туману напустило и законодательство - в нем не определено, к чему вообще относится метеорит - к богатствам недр, к горным породам или еще к чему-нибудь. Нет закона - нет и ответственности за расхищение непонятно кому принадлежащего "имущества". Поэтому в последние годы за обломками Сихотэ-Алиньского метеорита идет настоящая охота.
Кто его видел?
Лев Хетчиков, участник экспедиции к месту падения метеорита в 1948 году, грустно улыбаясь, говорит, что, кажется, кроме него, в Приморье не осталось никого из тех, первых, кто занимался метеоритом. А ему - 82 года...
"Когда услышали о нем, сначала подумали - атомный взрыв. Все этого боялись. Вот нас и отправили разведать обстановку. Добирались по глухой тайге. Сейчас-то там, говорят, шоссейная дорога недалеко проходит. На месте увидели глубокие воронки - до 25 метров в диаметре. Раскапывали обломки. В болоте нашли один в несколько сотен килограммов весом. Еще мы навесы над главными воронками сделали, чтобы их не размывало - очень хотелось сберечь подольше. Ведь метеорит уникален по своим характеристикам, по его составу можно определять состав небесных тел..."
Сколько он стоит?
Свято место пусто не бывает. Все последние годы по тайге вблизи Метеоритного бродят группы старателей, ищут метеоритные осколки. Сложился даже круг постоянных "копателей". Эти ребята за пару лет успели заработать себе на метеорите квартиры и авто. Дело в том, что 1 г его на черном рынке в Хабаровске стоит $ 4. Оттуда эти граммы, килограммы, пуды расходятся по всему миру.
В роли борцов с метеоритной контрабандой выступает комитет по экологии Красноармейского района. Три человека. В прошлом году они задержали больше 10 метео-браконьеров, отобрали у них металлоискатели, оштрафовали. Среди старателей кого только нет: и странные люди в рясах, и энергичные дяди с погонами на плечах, и искатели приключений всех мастей.
Председатель комитета экологии Красноармейского района Павел Солдатов:
- Таких метеоритов в мире всего два - Аризонский, от которого уже ничего не осталось, и наш - национальное достояние, которое не охраняется. Однажды мы довели дело до суда, но после него вынуждены были отдать миноискатель и отпустить нарушителей...
Кто его ищет?
Корр. "Н" удалось пообщаться с одним из постоянных "копателей" в заповедном районе Борисом Г.:
- Да вот же они, - старатель вытряхивает на стол какие-то бурые железяки - оплавленные, с металлически поблескивающими гранями, самых причудливых форм, размеров и веса. Вес - главное, от этого зависит цена. Почти все маршруты к залежам тропятся из Дальнегорска - города геологов и рудознатцев.
- Одному рисково, - рассказывает Бориска, поисковик с пятилетним стажем. - В Дальнем берешь проводника - и на попутке к месту. Что нужно для работы? Миноискатель, и только. В тайге железа нету, "пищит" только "Сихотэ-Алинь". Первый, "совковый" купил у вояк за 200 баксов. Сейчас работаю американским, отдал за него 800, но ни капли не жалею. Расплатился метеоритами - их в тайге еще много. За день проходишь намеченную зону - метров двести на сто, рисуешь карту-схему: интенсивность сигнала, грунт, растительность. Вечером определяешься - там корни придется рубить, тут - выход скальный, намечаешь пару точек и роешь. Напарник грунт миноискателем перелопачивает. Час работаем, если добычи нет - сворачиваемся. Глубже метра залежи редко встречаются, если обломок не центнер тянет. Так его не отроешь и не допрешь. Ну, достали первые два-три осколка, беремся за кирки и лопаты, насыпаем курганчик. На рассвете его сортируем, метеориты - в ящик, потом в ручье отмываем - и под кусточек. В спичечный коробок помещается 70-граммовый метеорит - это в Хабаровске тянет на "штуку". Берешь за две недели пуд, больше по глухомани не утащить, да и рисково... Дальше - Хабаровск. Там традиционная перевал-база. Там - цена. До 50 центов за грамм, крупняк от фунта - по доллару. Десять килограммов дают шесть-семь тысяч "зеленых". Расходы - по стольнику в день на каждого плюс аккумуляторы, батарейки, то-се... Баксов в пятьсот укладываюсь. Через три недели - дома. Месяц отдохнул - и снова в поле. Три ходки за год - по "штуке" долларов в месяц выходит. Жить можно...
Кто покупает?
Большинство клиентов метео-браконьеров - коллекционеры из Японии и США, европейские ученые. Еще один нюанс: в московских косметических салонах можно встретить такую услугу - "маска с элементами Сихотэ-Алиньского метеорита". Падкие на экзотику москвичи платят за сомнительное удовольствие. С тем же успехом можно мазать лицо песком из соседней песочницы. Часть национального приморского достояния оседает в частных коллекциях новорусских любителей раритетов - престижно нынче иметь что-нибудь этакое.
От чего лечит?
В "Н" за 5 марта 1999 года был опубликован материал об эксперименте с Сихотэ-Алиньским метеоритом, инициатором которого был некто Виктор Фершт - врач с американским дипломом психолога, работавший в краевой клинической больнице. Эксперимент должен был доказать, что осколки метеорита чудотворно лечат импотенцию, разглаживают морщины, поднимают настроением, омолаживают... После эксперимента Фершт пропал, а легенды о его "целебности" подняли цену осколков на черном рынке, увеличили "штат" метео-браконьеров и даже добрались до косметических салонов.
Однако участник прошлогоднего эксперимента к. м. н. Владимир Кантур говорит: "Большей авантюры, чем с этим метеоритом, я не видел. Обследовали пятерых человек, показания снимались только одним прибором... Чтобы говорить о каких-то результатах и во всеуслышание заявлять об очередной панацее, необходимы исследования на протяжении минимум пяти лет с применением различных диагностических аппаратов. Очень похоже, что в данном случае сработал психогенный механизм: состояние испытуемых улучшилось в результате самовнушения..."
Что в сухом остатке?
Итак, есть уникальный метеорит. По хорошему, сделать бы здесь парк национального значения - так поступили, кстати, в Аризоне, и штат на национальном парке поднялся. В парке - музей. Сувениров настрогать. Туристов пригласить. Деньги с них брать. Вот они, безответно обожаемые нами инвестиции. А у нас происходит тупое растаскивание национального достояния с моментальной, пошлой наживой ловких людей.
Газета Ежедневные новости, Владивосток.
3W.SU ©® 2015