3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

Двойная миссия графа Калиостро

Сейчас точно установлено, что в прошлом масонами - членами тайного религиозно-мистического общества - были многие видные государственные и общественные деятели России. Например, такие, как шеф жандармов Бенкендорф, советник царя Александра I граф М.М.Сперанский, один  из руководителей декабристов полковник П.И.Пестель,  выдающийся историк Н.М.Карамзин. Но кто именно занес «вирус»  масонства в Россию? Долгое время это оставалось тайной.

«Сверкнул, как яркая звезда, на нашем тусклом небосводе», - так охарактеризовал в своем дневнике барон Мельхиор Гримм визит знаменитого графа Калиостро в российскую столицу. Во второй половине XVIII века об этом таинственном человеке много спорили в Европе. Одни восхищались им и считали великим магом, творящим чудеса. Другие панически боялись, видя в нем посланца дьявола, вводящего в грех слабые души. Однако все сходились на том, что он - незаурядная личность.

«Тайная власть» писала о Калиостро в пятом номере газеты за 1997 год. Поэтому не будем повторять основные факты его биографии, а сосредоточим внимание на том, что известно немногим. Ведь до сих пор жизнь этого человека полна «белых пятен». Это касается и его приключений в России.

Хотя в XVIII веке в масонстве уже существовало изрядное число различных течений, Калиостро стал усиленно пропагандировать собственный «египетский» ритуал. Он утверждал, что этот ритуал зародился в легендарной «земле богов» Пунт, а его основоположниками были библейские пророки Илия и Енох. Калиостро рассказывал, как сам приобщился к сокровенным тайнам. Глубокой ночью в сопровождении жреца отправился он к пирамиде Хеопса, которую, как считают мистики, в действительности возвел не фараон, а величайший из мудрецов и магов Гермес, чтобы сохранить для будущих тысячелетий «великие знания», дарованные людям богами. В «храме тайны» глубоко под пирамидой, куда с завязанными глазами привели неофита, находился древний сфинкс с головой женщины, телом быка,  с когтистыми лапами льва и крыльями орла.

Жрец объяснил, что в своей жизни адепт египетского ритуала должен быть подобен этому сфинксу. Голова женщины олицетворяет разум. 
Тело быка означает, что вооруженный сокровенными знаниями человек должен, если нужно, силой прокладывать путь к цели. Когти льва говорят о том, что недостаточно только хотеть, необходимо еще уметь биться. Наконец, крылья орла символизируют дерзновенный порыв.

Когда Калиостро поклялся следовать этим правилам, состоялась церемония посвящения. В ходе ее семь хранителей волшебного ключа, открывающего будущее, возложили на его голову венец «властителя времени», который наделяет человека частицей могущества великих магов и мудрецов. Причем, как заверял Калиостро, со временем каждый адепт египетского ритуала обретает магическую силу влиять на ход событий.

Мастера масонских лож обратили внимание на столь перспективного проповедника, алхимика, астролога и врачевателя, к тому же явно наделенного гипнотическими способностями. И здесь всех опередил магистр ордена иллюминитов, профессор Адам Вейсгаупт, завербовавший его в свое общество во Франкфурте-на-Майне. Вейсгаупт дал «брату» важное поручение: он должен отправиться в далекую 
Россию, чтобы «взрыхлить почву, на которой взойдут семена новой веры».

Инструктируя Калиостро, магистр не скрывал трудности возложенной на него миссии. Тамошние жители-северяне, объяснял он, более склонны к скептицизму, рассудительнее и вдумчивее, чем его горячие соотечественники-итальянцы, увлекающиеся, легкомысленные французы и мечтательные, предрасположенные к мистицизму немцы. «Вы должны быть предприимчивы, ловки и вкрадчивы. Ищите прежде всего благосклонности знатных, могущественных, богатых. Если нужно, не бойтесь унизиться, стать ползучей змеей, чтобы покрепче овладеть человеком. Не надо торопиться с созданием масонских лож. Этим мы займемся позднее, когда русская знать будет готова к восприятию масонских идей».

Получив большую сумму денег на расходы, граф Калиостро со своей женой, 30-летней красавицей Лоренцой, выглядевшей на десять лет моложе, отправился покорять «страну северных варваров». Первый сеанс магии с приглашением сливок петербургского общества был устроен в особняке генерала от артиллерии Мелисино. Калиостро знал, что дети более восприимчивы к гипнозу, чем взрослые, и воздействовать на психику ребенка куда проще. Потому он и попросил привести какого-нибудь отрока из домашней прислуги. Затем предложил назвать имена двух недавно умерших почтенных людей, объяснив, что их души будут помогать ему во время сеанса. Калиостро написал эти имена на клочке бумаги, окружив их затейливыми символами, потом сжег ее, а пеплом натер голову мальчика, отвел его в соседнюю комнату и запер там. После чего рассадил зрителей перед дверями, приказав им хранить гробовое молчание и не шевелиться, поскольку в противном случае ослушника ждут большие неприятности.

Подготовив таким образом публику, Калиостро обнажил шпагу и начал фехтовать с невидимым противником, произнося при этом загадочные слова. Некоторое время спустя граф через дверь обратился к мальчику, приказав ему встать на колени и рассказывать, что он видит.

- Я вижу много каких-то важных господ, - отвечал ребенок.

- Видишь ли ты среди них господина А.? - спросил Калиостро.

- Вижу. Он сидит справа, а на груди у него большая звезда.

- Видишь ли ты господина В.? - продолжал допрашивать маг.

- Тоже вижу...

Мальчик видел всех, кого называл Калиостро, описывал их наружность, потом общался с душами двух недавно умерших людей, передавая от них слова, обращенные к присутствующим. В конце концов ребенок «увидел» таинственного мужчину в белом одеянии с красным крестом на груди. Маг велел ему поцеловать руку крестоносца, а затем попросил того взять мальчика под свое покровительство. После этого Калиостро резко распахнул дверь, ввел своего юного ассистента в общую залу ... и упал в обморок.

Волшебные сеансы Калиостро продолжались с неизменным успехом. К тому же он начал вести прием больных, давал им какие-то лекарства и при этом не только не брал ни копейки, но, напротив, помогал нуждающимся деньгами. В них он не испытывал нужды: магистр «иллюминатов», извещенный об успехах своего эмиссара, прислал ему крупную сумму с тайным гонцом. А тем временем толки о чужеземном чудотворце шли по всему Петербургу, и даже при дворе заинтересовались им.

В один из дней он получил приглашение к князю Потемкину, который, правда, подозревал, что маг на самом деле просто обычный фокусник и плут. «Посмотрим, что это за птица, - сказал он Нарышкину, - сможет ли провести меня... А хотелось бы, чтоб провел, - смерть как скучно!»

Калиостро прекрасно понимал, как много зависит от успеха этого визита, и поэтому тщательно подготовился к нему. С собой он взял свою жену Лоренцу, с которой у него была выработана надежная гипнотическая связь во время магических сеансов. Теперь парапсихологи называют это «раппортом».

Когда Калиостро ввели в залу, где сидел светлейший князь, Потемкин лишь небрежно кивнул на почтительный поклон чудотворца и прямо потребовал, чтобы тот показал что-нибудь интересное.

- Ваша светлость, - не смутился Калиостро, - вы напрасно принимаете меня за фокусника и очень скоро убедитесь в своей ошибке. Если вы желаете, мы с женой готовы показать нечто выходящее из ряда привычных явлений. Известно, что чужая душа -  потемки. Но отнюдь не для высших сил. Призвав их на помощь, человек может узнавать мысли других столь же легко, как свои собственные. Если вы позволите, я берусь доказать это.

Потемкин молча кивнул. Тогда Калиостро усадил жену на стул, наклонился к ней и властно приказал: «Спи!» Лоренца словно умерла. Глаза ее оставались открыты, но их взгляд сделался очень странным. Маг приподнял ее со стула, но она была неподвижна, как каменная статуя. 
После этого Калиостро обратился к Потемкину:

- Прошу вас оставить ее здесь и следовать за мной.

Все прошли в соседнюю комнату. Граф плотно прикрыл за собой дверь и сказал:

- Вы видели, что моя жена спит и не слышит нас. Но в действительности это не сон, а особое состояние души, когда та воспаряет к высшим силам и вместе с ними способна проникать в тайны всего сущего, в том числе и в мысли человека. Вы можете сами убедиться в этом, ваша светлость. Будьте добры, придумайте что-нибудь, что должна сделать моя жена, и она прочитает ваши мысли.

Князь Потемкин на секунду задумался, а потом решил:

- Прежде всего графиня должна нам что-нибудь пропеть, а потом пусть она выйдет из залы на балкон, сорвет цветок и даст его мне. Только вы, господин чародей, оставайтесь здесь.

- Хорошо, ваша светлость. А вы подойдите к моей жене и спросите, видит ли она вас и ваши мысли? Потом дуньте ей в лицо. Она очнется и все исполнит.

Потемкин подошел к Лоренце и, любуясь ее прелестным лицом, спросил:

- Видите ли вы меня?

- Да, я вас вижу, - прошептали ее побелевшие губы.

Тогда князь подумал о том, что она должна сделать, и вновь спросил:

- Видите ли вы мои мысли?

- Вижу...

Потемкин дунул ей в лицо. Лоренца тут же открыла глаза и несколько мгновений с изумлением смотрела вокруг. Потом поднялась со стула, хотела идти, но внезапно остановилась и запела. Это была старинная итальянская баркаролла. Когда замер последний звук, Лоренца взялась за голову, будто силясь что-то вспомнить, затем направилась к балкону и отворила стеклянную дверь. Через минуту вернулась с цветком в 
руке и протянула его князю.

Потемкин был сражен. Во время последовавшей продолжительной беседы Калиостро рассказал, что на своих сеансах хочет лишь показать, какую власть может получить человек над природой с помощью высших сил Божьих.

Ловкий трюк с использованием гипноза, о котором в то время петербургские вельможи не имели ни малейшего представления, упрочил славу Калиостро. Многие знатные и очень богатые лица стали обращаться к нему за врачебной помощью. Маг никому не отказывал, но брал с таких пациентов баснословные гонорары, хотя не испытывал нужды в деньгах. Инструкции магистра «иллюминатов» были забыты. 
Жадность оказалась сильнее.

Встревоженные появлением опасного конкурента, петербургские лекари подали императрице Екатерине II петицию, в которой просили запретить Калиостро врачебную практику. Они обосновывали это тем, что своими волшебными эликсирами и снадобьями он подрывает авторитет научной медицины и наносит вред здоровью пациентов. Но маг нашел оригинальный выход из щекотливого положения: предложил своим противникам составить микстуру из ядовитых веществ и всем принять ее. Тот, кто останется жив, будет считаться победителем в этом научном споре.

Испытание по вполне понятным причинам не состоялось. А вскоре Калиостро пришлось покинуть северную Пальмиру.

Произошло это так. У богатого сановника серьезно заболел грудной ребенок, его единственный наследник. Перепробовав все возможные способы лечения у известных петербургских врачей, родители обратились к графу Калиостро. Тот осмотрел младенца и заявил, что сумеет вылечить его. При этом маг поставил непременное условие: на несколько недель он увезет ребенка из города, чтобы никто не смог выведать тайну его лечения.

Родители согласились. Калиостро забрал младенца и через месяц действительно вернул его вполне здоровым. Но спустя некоторое время мать заявила, что это не ее ребенок, что младенца подменили! Родители пожаловались Екатерине II. Чтобы избежать громкого скандала, императрица распорядилась немедленно выслать графа Калиостро из России, заявив: «Он приехал сюда, давая понять, что он колдун, вызывающий духов и приказывающий им. Когда я услыхала это, я сказала: человек этот совершенно напрасно приехал сюда; нигде ему не испытать большей неудачи, чем в России».

Так закончились приключения Калиостро в России. Но Екатерина ошиблась - неудача на самом деле обернулась победой. Графу удалось завоевать расположение высшего общества, которое искало новых мистических откровений за пределами христианской религии, хотя внешне и продолжало соблюдать церковные обряды. На «взрыхленной им почве» в России вскоре взошла обильная поросль масонских лож, начиная от «Астреи», «Латоны», «Немезиды» и кончая «Озирисом» - все исключительно для лиц княжеского происхождения.

Сергей ДЁМКИН

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru