3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

Чёрная зависть

Эта трагедия произошла, можно сказать, на моих глазах. Во всяком случае,  не только я, но и вся округа отлично знала и жертву, и преступника... 

Один из самых обширных московских рынков начинал свое существование на памяти местных обывателей с крохотной торговой площадочки рядом с метро, на которой как-то утром возникло несколько коммерческих палаток. И - пошло-поехало.

Что касается бабульки, то и она впервые появилась здесь одновременно с палатками, и тоже ранним утром. Вид ее на фоне впервые принарядившейся (благодаря только-только возникшим в обиходе турецким товарам) толпы был просто ужасен. Согнутое под прямым углом из-за какой-то болезни позвоночника тело, обмотанное в старое, дурно пахнущее тряпье, на ногах - мужские рваные ботинки, подвязанные веревками, сучковатая палка вместо клюки... Но главное - голос, каким бабка просила подаяние, просила его во имя православного святого, чей праздник, по ее словам, приходился на этот день. Хриплый и визгливый одновременно, голос этот не просто раздражал, а оскорблял слух, наводил на мысль о фистуле в гортани нищенки...

В общем-то так это и было: в последний «совковый» год бабку бесплатно прооперировали, удалив ей часть голосовых связок... Я знала это, поскольку жила неподалеку от дома, где Матрена (так ее звали) влачила жалкое существование вместе со своим 12-летним внуком Славкой. 
Еще до того, как на улицах Москвы появились первые бомжи и беспризорники, Славка являл собой настоящего маленького оборвыша и был предметом тревог и опасений всех мамаш из окрестных дворов. Ужас вызывала сама мысль, что твой ребенок, мальчик или девочка из «приличной» семьи, подружится или просто станет играть с этим грязнущим, завшивленным пацаном, бросившим школу после третьего класса. То есть сразу после того, как появился в нашем микрорайоне кинутый на руки бабке Матрене ее беспутной дочерью. Свою мамашу он с тех пор не видел больше ни разу.

Впрочем, дворовые дети даже из тех семей, которые не слишком беспокоились по поводу друзей своих потомков, сами предпочитали со Славкой не связываться: парень был отчаянно, просто дьявольски завистлив... Стоило кому-нибудь из сверстников выйти во двор в обновке, пусть и самой дешевенькой, Славка начинал преследовать несчастного до тех пор, пока не добивался своей цели - не портил новую майку, платье, джинсы. Управы на него не было, жаловаться Матрене - бессмысленно: она и сама ревела от проделок внука горькими слезами, проклиная все и всех, включая силы небесные, за такой «подарочек»...

Время шло. И наступил наконец 1991-й... Жизнь переломилась, рубль взбесился и начал выделывать свои фокусы, а бабкина пенсия соответственно превратилась в песок. Вот почему никто не удивился, обнаружив ее собирающей подаяние.

К ужасному виду Матрены и ее новому занятию привыкли быстро. Конечно, старушки, тогда еще сидевшие у подъездов, перемыли ей все до единой косточки, подвергнув остракизму и безапелляционной анафеме. Но потом и сами они исчезли куда-то из своих коммуналок - то ли к детям поближе, то ли попали в лапы ушлых охотников за их убогой жилплощадью. Годы шли, рынок рос, вместе с ним подрастал и менялся буквально на глазах Славка, а бабка его, вопреки своему поистине предсмертному виду, все побиралась и побиралась, ежедневно оповещая посетителей рынка и его торговцев об очередном православном празднике, во имя которого просит подаяние в сей день и час. 
Видели ее и у ближайшего к нам храма в ряду нищенок, собиравших милостыню Христа ради на паперти...

Что касается Славки, он со временем переменился. Как-то незаметно, постепенно перестал преследовать подросшее поколение дворовых ребятишек. Да и чего ему было теперь завидовать, если и сам он выглядел не хуже их? Не то чтобы приодела его Матрена лучше прочих, но и на бомжонка ее внук больше не походил. Впрочем, во дворе он появлялся редко и ненадолго. Походит-побродит в одиночестве, поглядывая на щебечущую компанию издали, да и уйдет куда-то, молча, по своим неведомым делам.

Было ему, вероятно, лет 16, когда оба - и бабка, и внук - в один прекрасный день съехали из нашего микрорайона. Куда перебрались - неизвестно, но на рынке Матрена, так же как и возле храма, по-прежнему объявлялась ежедневно. Ни с кем из прежних знакомых она не разговаривала, все попытки заговорить с ней, поспрашивать о житье-бытье игнорировала, глядя мимо собеседника пустыми глазами и чуть громче затягивая свое визгливо-хриплое: «Пода-айте, люди добрые, ради праздничка Божьего, святых Веры, Надежды, Любови, пода-а-айте на хлебушек...»

И ей подавали. Вранье, что вывелись на Руси добрые люди и погибла, потерялась вместе с совестью вера предков в водовороте финансовой свистопляски. Редкий человек не откликался на Матренину нищенскую песню, возносимую в самой гуще торговой толпы или у врат Божьего храма. Редкий человек проходил мимо согбенной старушки, едва дышащей на ладан, не подав «на хлебушек»...

Когда однажды, войдя в ее любимый торговый павильон за какой-то мелочью, я не услышала привычный хрип, мне показалось, что чего-то здесь, на рынке, не хватает. Не сразу, правда, сообразила, что не хватает мне Матрениной песни... Не было ее и на другой день, и на третий, и спустя месяц - тоже не было. И не будь начальник рыночной охраны, бывший оперативник местного о/м, моим старым знакомцем и приятелем, вовек бы мне не узнать, как сложилась судьба Славки и его бабки. Какая трагедия приспела к ее финалу и что имя этой трагедии - Зависть. Предположила бы самое что ни на есть естественное: что прибрал наконец Господь бабку, пожалел за все ее тяжкие муки земные. 
Все было, однако, иначе, и жизнь в очередной раз взяла да и продемонстрировала, что даже самое богатое человеческое воображение - ничто рядом с ее поворотами и ямами.

...Знакомая продавщица на рынке, когда я поделилась с ней своими впечатлениями от случившегося, посмотрела на меня с сожалением, словно на глупого, наивного ребенка: «А ты что - не знала? Да ее внук каждое утро сюда уж сколько лет на «Мерседесе» привозит!.. То есть привозил. Нас всех тут от одного ее вида мутило, ведь старая же, больная, а Бога не боится! Живет так, словно и подыхать ей никогда не надо... Никто и не удивился, когда узнали, что она отмочила! У них со Славкой в Мытищах, говорят, особняк каменный, как у бизнесмена. 
Там ведь все и случилось...

И про особняк в Мытищах, и про капиталы - все оказалось правдой, совсем не преувеличенной, а, пожалуй, еще и преуменьшенной. Так утверждает мой знакомый - бывший оперативник и бывший же следователь, и у меня нет оснований не верить старому приятелю. Правда и все остальное - то, что Матрена глубокой ночью, дождавшись «часа Быка», когда люди, особенно славно погулявшие накануне, спят особенно крепко, прокралась в спальню к внуку да и прирезала его. Откуда только взялась сила в дрожащих старческих руках, воткнувших нож прямехонько в Славкино сердце, да так глубоко, что после здоровенный оперативник и то не сразу вытянул?!

Сила взялась от зависти. Их «наканунешняя», как назвала ее бабка, ссора была не первой. Из-за денег, конечно, из-за тех самых, которых у них насобиралось, как выразилась продавщица с рынка, столько, что «куры не клюют». Уж больно много тратил, с точки зрения Матрены, ее внук на удовольствия свои и на шлюх. И всякий раз скандал кончался одинаково. Жестокосердный внук, хихикая и издеваясь, напоминал Матрене: «Ты, бабка, чего, вечная, что ли? Подохнешь скоро - все равно все пропью-прогуляю! Я вон какой молодой да красивый, у меня сто лет впереди, а ты? Глянь-ка в зеркало-то, зачем тебе деньги? С такой-то харей и горбом?! Все мне, мне, понимаешь? Мне достанется, хоть тресни ты от злости, все равно так и будет!..»

Каждое слово подтачивало камень ее терпения, и жгла горькая зависть к проклятому Славке, который и впрямь будет жить и веселиться на заработанные ею миллионы, обращенные внуком в «зеленые». А она... Она ведь и вправду скоро наверняка помрет, и выходит, что зарабатывала-то, мучилась и клянчила, поминая Бога, забыв про грех, зря. Не для себя, так и не узнавшей радости и покоя, а для этого лошака, бездельника, гуляки, сущего бандита, подкинутого шлюхой-матерью одиннадцать лет назад... Да где ж тут, спрашивается, справедливость? Так нет же, не бывать этому, не бывать! И если Господь такое допускает, она, Матрена, сама совершит Суд Божий - по всей справедливости, какая есть или какой нет на этом проклятущем свете...

И совершила. И во время следствия, которое и по сей день еще тянется, не раскаялась. Напротив, так и прет, говорят, из Матрены радость, что не вышло по-Славкиному, что она вот жива, а он-то первый и сдох, так и не насладившись бабкиным наследством... И еще говорят, что суда, пожалуй, и вовсе не будет, поскольку судмедэкспертиза дает заключение о Матрениной невменяемости. О старческом маразме. А о зависти - и слова нет, несмотря на то, что во всем остальном бабка, порешившая своего внука, вполне в своем уме... Понимает, что по закону даже мытищинский особняк у нее отнять - прав никто не имеет.

Если верить христианской философии, любая наша страсть, а зависть в особенности, в самой себе таит наказание для человека уже здесь, на земле, не говоря о том, что ожидает завистника за гранью бытия. Святой Дмитрий Ростовский писал: «Зависть подобна моли, снедающей одежду, в которой родится. И она снедает сердце, в котором рождается». Никто не знает, чем сменится возбуждение и радость Матрены, удовлетворившей таким ужасным способом свою зависть к молодости и будущему благоденствию Славки. Но легко представить, какой силы были муки ее зависти, если завершились таким финалом. Это завершение по большому счету действительно закономерно: ведь страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится в итоге действительно ненасытной, остановить ее не в силах никакое добро со стороны других людей. Она мучает и точит человека, превращая его жизнь в ад, порождая ненависть, скупость, злобу... И верно, наказание завистливому - в нем самом. Ни один разумный человек не пожелает такой судьбы ни себе, ни своим детям.

Именно поэтому и призывают все педагогические системы (в том числе и христианская) предотвращать развитие чувства зависти с детства. 
Вот какие приемы и методы рекомендует в этой связи Православие.

Во-первых, немедленно среагировать на самое первое, возможно, даже внешне невинное проявление зависти у ребенка. Обнаружиться это качество может в самых разных формах. Например, младший из детей торопится за столом побыстрее съесть сладкое, чтобы опередить старшего и попросить еще... Значит, пора внушать малышу важное правило: всегда быть довольным тем, что есть, никогда не сравнивать в этом смысле себя с другими. Не бойтесь наказывать, если ребенка настигла вспышка откровенной зависти к чужой игрушке, платью, конфете. Второе правило - никогда самим не вызывать зависти у своих детей, подразделяя их: одному, любимчику или просто младшему, позволять или дарить больше, второму - меньше. В-третьих - не обучать их этому пороку собственным примером. Как часто мы ведем разговоры в присутствии детей об удачах или «хитрости» своих знакомых, которые умудрились купить нечто нам недоступное, разбогатеть на каких-либо махинациях или которым просто повезло больше, чем вам. В-четвертых, учить детей ненавидеть этот порок, пояснять, как далеко, вплоть до настоящего преступления, может он завести... Наконец, обучать прямо противоположному качеству - умению радоваться чужим успехам. Радуйтесь при нем и вместе с ним, хотя бы на словах. Обучайте этому залогу будущего душевного спокойствия собственным примером, даже если на самом деле в глубине вашей собственной души шевельнулся червячок зависти... Ведь редкий человек с ним не знаком, мы завидуем, часто сами того не замечая, буквально всему: богатству, власти, чужому уму, таланту, образованию, счастью и даже более богатой, чем у остальных, духовной жизни... Нет, недаром есть у христиан особая молитва «О завидующих нам», которая одинаково сильно помогает и завистнику, осознавшему в себе это качество, и тому, кто пострадал от него. Вот она:

«Господи, просвяти ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, бесчисленных и неизследимых даров Твоих, их же прият от неисчетных щедрот Твоих, во ослеплении бо страсти своея забы Тебе и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами 
Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, ими же, о пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагой Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою его волю и да не отторгнет его от руки Твоея».

Да, воспитать в себе, а тем более в детях, человека независтливого очень трудно. Но разве не стоит потрудиться ради такой редкой награды, как душевное спокойствие? И разве спокойствие это не потому так нечасто встречается, что именно оно на самом деле и есть самое настоящее счастье, к которому стремятся столь многие, а обретают единицы?

Карина КАРЕВА

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru