НЕВЕСТА ИИСУСА
Италия - страна католическая,
подарившая миру много праведников и
святых. И едва ли не самая любимая среди этих
святых - Катарина Сиенская.
Катарина Сиенская родилась в 1347 году в
древнем итальянском городе Сиена. Она
происходила из простой, но не бедной семьи. Ее
отец Яков Бененказа был красильщиком сукон. Эта
ремесленная профессия приносила семье хороший
достаток и считалась весьма уважаемой.
Ничто не предвещало, что девочка
захочет удалиться от грешного мира. Наоборот, она
росла игривой, умной, веселой. Ее даже прозвали
Евфросиньей, что в переводе с греческого
означает «радость», так как именно это чувство
она вселяла в окружающих одним своим появлением.
Однако в биографии многих людей бывали моменты,
когда яркое событие раз и навсегда определяло их
жизненный путь. Чаще всего такое случалось в
детстве. Так было и с Катариной.
Однажды шестилетняя девочка
возвращалась вместе со старшим братом с
прогулки. Спускаясь по крутому склону, брат пошел
впереди, а девочка чуть задержалась и посмотрела
на небо. И увидела чудо. Прямо над церковью
доминиканцев в голубом небесном просторе парил
прекрасный сияющий чертог, в котором на
царственном престоле сидел Иисус Христос в
архиерейском облачении. Катарина замерла как
вкопанная, не в силах отвести глаз от этой
картины. Она не слышала, как ушедший далеко
вперед брат звал ее. Ему пришлось вернуться и
чуть ли не силой повести за собой девочку. Она
вынуждена была опустить глаза, чтобы смотреть на
дорогу, а когда подняла их снова, то видение уже
исчезло. Малышка горько заплакала и пожаловалась
брату: «О, если бы ты увидел то, что я видела, ты бы
не помешал мне смотреть!»
С этого дня Катарина переменилась. Она
стала молчаливой, задумчивой. Вместо игр со
сверстниками стремилась уединиться в своей
комнате, где предавалась молитвам, стала
строго соблюдать посты. Родители заметили, что
у дочери пропал аппетит: Катарина перестала
есть мясо, ограничиваясь одними овощами. Их
беспокойство, несомненно, возросло бы еще
сильней, если бы они узнали, что их девочка сплела
себе веревку с узелками и каждый день хлещет себя
ею, мечтая об одном - стать монахиней. Особенно
она любила орден доминиканцев, членов которого
считала лучшими слугами Господа.
Начитавшись житий святых,
которые совершали свой духовный подвиг в
пустынном уединении, Катарина решила и сама
отправиться «в пустыню». Однажды она потихоньку
сбежала из дому, выбралась из города и спряталась
в пещере, где задумала жить и молиться. Ночь
показалась девочке бесконечно долгой и страшной.
Она до смерти перепугалась и еле высидела в своем
убежище до утра. Когда же вернулась домой,
родители были так рады ее возвращению, что даже
не высекли за побег. Детский обет
В семь лет обожание Христа дошло у
Катарины до такой степени, что она захотела стать
его невестой. Упав на колени перед статуей
Девы
Марии, девочка со слезами на глазах
стала просить у Богоматери дать в женихи ее сына.
Тут же она дала обет никогда не знать другого
жениха и вечно оставаться девственницей.
Родители ничего не знали об этом и
строили для своей дочери вполне земные планы.
Когда Катарина подросла, они стали подбирать ей
достойную пару. О том, что Катарина уйдет в
монастырь, ни мать, ни отец даже не желали
слушать. Душа Катарины рвалась на части. Она была
послушной дочерью и не хотела огорчать
родителей, но и не могла нарушить обет, данный
небесному жениху.
Однажды, чтобы показать родителям,
насколько ей ненавистна мысль о замужестве,
Катарина схватила ножницы и грубо обкорнала
волосы. И тогда, посовещавшись, родители решили,
что их дочка тронулась умом на религиозной почве.
Чтобы излечить ее от этого, девушку переселили в
общую комнату, запретили уединяться и загрузили
самой черной, самой тяжелой работой, чтобы дочери
некогда было предаваться своим мечтаниям.
Спустя некоторое время 14-летнюю
Катарину по совету врачей для укрепления
здоровья повезли к серным источникам принимать
ванны.
Вместо лечения девушка использовала эту
поездку для самоистязания грешного тела, о чем
постоянно мечтала ее душа. Она попросила
разрешения принимать ванны в одиночестве, а
получив его, нагревала серную воду чуть ли не до
кипения и, сцепив зубы от боли, обливалась этим
кипятком.
- Дочь моя, зачем ты это делала?- спросил
Катарину ее духовник.
- Я думала о муках ада и хотела наказать
себя за грехи,- потупив взор, отвечала девушка.
Отец больше других переживал о
судьбе дочери. Домашняя война была противна его
доброму сердцу, да и не хотелось ему насильно
принуждать Катарину к тому, к чему не лежит ее
душа. Однажды он увидел, как самозабвенно молится
его дочь, и ему показалось, что над плечом
девушки, стоящей на коленях, летает белый голубь.
«Значит, девочку посещает Святой Дух»,- подумал
отец и с того дня перестал мешать ей общаться с
Богом. Община мантеллаток
Став взрослой, Катарина поняла, что не
сможет вступить в доминиканский монастырь, у
которого не было женских общин. В Сиене была
только женская община терциариев, то есть мирян,
стремившихся к аскетическому идеалу, но не
связанных монастырским уставом. Они жили в своих
домах, однако вели строгий образ жизни. Поверх
платья терциарки носили шерстяной плащ
доминиканских цветов - черный с белым. Такой плащ
назывался по-латыни «мантеллум», а по нему и
членов общины звали в народе
сестрами-мантеллатками.
Катарина решила стать мантеллаткой и
уговорила мать не препятствовать ее выбору. Без
охоты, но та согласилась и отправилась в общину
просить начальницу принять в свой круг ее дочь. К
великому огорчению Катарины и к большой радости
матери, мантеллатки решительно отказали в приеме
в свою общину столь молодой девушки, которую, по
их мнению, окружает множество соблазнов и
которая может передумать, не устояв перед
искушениями. «Мы принимаем только пожилых
женщин, которые всей своей безупречной жизнью
заслужили право вступить в нашу общину и в
течение многих лет подтвердили твердость своего
решения».
Отказ был таким страшным ударом для
Катарины, что она вскоре тяжело заболела. Снова
девушка просила мать уговорить неприступных
мантеллаток - иначе ей незачем жить на этом свете
и она его покинет. Мать поспешила к начальнице
общины и рассказала ей о болезни и мольбах своей
дочери. Строгая начальница пришла к постели
больной и увидела: Катарина выглядит ужасно.
Сестра-мантеллатка согласилась: такой девушке
земные искушения не грозят.
Итак, она добилась своего - ее приняли в
общину. Катарина по-прежнему жила в своем доме, но
теперь гораздо аскетичней. Она почти голодала: не
ела не только мясо, но даже хлеб. Всю ее пищу
составляют одни только овощи, да и то в очень
малом количестве. Но даже эта еда казалась ей
чрезмерной. Рассказывают, что однажды ее стали
упрекать за то, что она ест в одиночку. Тогда
Катарина стала садиться за стол вместе со всеми.
Взяв какой-нибудь овощ и пожевав, она глотала
только сок, а твердую часть выплевывала. Когда
трапеза заканчивалась, Катарина, встав из-за
стола, говорила: «Пора теперь подвергнуть
справедливой каре негодную грешницу!» Пощекотав
в горле соломинкой, она вызывала искусственную
рвоту, причем с таким усердием, что иногда у нее
горлом шла кровь.
Спала послушница на голых
досках, подложив под голову вместо подушки
полено. Но обычно всю ночь молилась: до тех пор,
пока не поднимались к заутрене
монахи-доминиканцы. Только после этого она
позволяла себе час-другой подремать. Случалось,
что в течение двух суток Катарина спала не более
получаса. Сладкие муки
Мечтая о страданиях, Катарина носила
власяницу или железную цепь, которую затягивала
на теле настолько туго, что воспалялась кожа.
Вместо бичеваний веревочной плетью, как
в детстве, она трижды в день била себя этой цепью.
Каждая порка продолжалась не менее полутора
часов, причем Катарина делала это с такой силой,
что кровь ручьем стекала с плеч.
Трехкратное бичевание она устраивала,
следуя легенде о блаженном Доминике, который
первый раз бичевал себя за свои грехи, второй раз
- за грехи живущих, третий - за грехи умерших. Она
верила, что, принимая боль, избавляет от адских
мук не только себя, но и других людей.
Подготовленную аскетическим образом
жизни, беспрестанными молитвами и
самоистязаниями, Катарину часто посещали
видения. Ей являлся Жених-Спаситель, чаще - один,
иногда - вместе с Богоматерью или с апостолами
Иоанном и Павлом. «Телесным слухом» Катарина
слышала голос Спасителя, беседовала с ним,
высказывала свои сомнения, выслушивала его
поучения. В одно из явлений Христос научил ее, как
распознавать ложные видения, вызванные
происками дьявола, ибо ложные видения внушают
человеку высокомерие и чувство самодовольства,
истинные же вызывают смирение.
Однажды в дни карнавала ее посетило
новое долгожданное видение. Под благозвучное
пение псалмов пред нею возникли Христос и Дева
Мария. Богоматерь взяла Катарину за правую руку
и, протянув ее сыну, попросила его, чтобы он
удостоил ее обручиться с ним в вере. Иисус надел
Катарине на палец золотое кольцо с бриллиантом и
четырьмя жемчужинами, после чего видение
исчезло.
- Но кольцо осталось со мной,- доверила
Катарина тайну своему духовнику.- Я все время
вижу его на своей руке.
Однажды, вновь увидев Христа, Катарина
попросила его забрать себе ее сердце. Христос
простер к ней руки и вынул ее сердце из груди.
После этого она перестала ощущать
сердцебиение. Духовник не поверил ее рассказу и
даже поднял на смех: «Без сердца люди не
живут!»
Тогда ей было еще одно видение: Христос
явился с лучезарным сердцем в руках и вставил его
в ее грудь взамен прежнего. После этого на левой
груди Катарины осталась рана как знак истинности
видения.
Иногда Катарина впадала в особое
состояние, которое в медицине называют
каталептическим. Особенно часто это случалось с
ней во время причащения. В таком состоянии ее
глаза были закрыты, а уши ничего не слышали. Тело
становилось неподвижным и бесчувственным, руки,
ноги коченели - их можно было сломать, но не
согнуть.
Однажды такое приключилось с ней при
папском дворе в Авиньоне. Одна из дам, графиня
Мария де Тюренн, сочла состояние Катарины
притворным и вонзила в ее стопы длинные иголки.
Святая никак не прореагировала на это, но, придя в
себя, не смогла встать на ноги и поняла причину,
только увидев раны и запекшиеся капли крови.
Иногда она часами находилась между
жизнью и смертью. Случалось, что уже вызывали
женщин, чтобы обмыть покойницу, а мнимоумершая
вдруг возвращалась к жизни.
Когда же Катарина застывала во время
молитв, все ее тело устремлялось к небу. Очевидцы
утверждали, что молящаяся во время своих видений
парила над землей.
В 1370 году во время молитвы она услышала
голос, который велел ей протянуть вперед руку.
Внезапно она увидела огромный гвоздь, который
прошел через ее ладонь насквозь, и испытала те же
муки, что и прибиваемый к кресту.
Но самая известная история случилась с
ней в 1375 году в Пизе. Отец Раймунд, ставший
впоследствии ее биографом, отслужил обедню и
причастил Катарину. Сразу же после причащения
она впала в бесчувственное состояние. Затем
вдруг встала на колени, распростерла руки и
надолго застыла в таком положении. Ее лицо
покраснело, глаза оставались закрытыми, члены -
окоченевшими. Придя в себя, Катарина рассказала,
что удостоилась чести принять на своем теле раны
Господа. От ран Спасителя к ней протянулось пять
кровавых лучей. Она попросила только о том, чтобы
ее раны не были заметны окружающим, так как не
желала мирской славы. И сразу же кровавые лучи
превратились в сияющие, коснулись ее тела, и она
ощутила страшную боль.
Помимо чудесных видений, Катарина была
известна своим милосердием, аскетическим
образом жизни, исключительной набожностью и
выдающимся умом. Ей удалось основать собственный
монастырь. Она обладала даром утешения и
увещевания, к ее мнению прислушивались короли и
князья церкви, ей поручали сложные
дипломатические миссии. Активная жизнь истощила
слабые силы Катарины.
В 1380 году началась предсмертная
болезнь. В воскресенье мясопуста, когда она
писала письмо Папе, призывая его очистить от
скверны и реформировать церковь к вящей славе
Божией, внезапно «такая боль пронзила ее сердце,
что одежда на груди прорвалась». На другой день
ей показалось, что она «подверглась нападению
демонов, которые ее мучили телесными и душевными
муками». Катарина упала на землю и увидела, что ее
душа оставила тело и взирает на него, как на
покойное. С третьей недели поста она совсем
слегла; на Пасху, во время молебна вдруг вновь
нашла в себе силы подняться; на несколько дней к
ней вернулась жизнь, но потом болезнь опять взяла
свое. Накануне
Вознесения, 29 апреля 1380 года, сознание
еще раз вернулось к ней. Катарина попрощалась с
матерью и друзьями, в последний раз исповедалась
и навсегда покинула этот мир - устремилась на
небеса к своему Жениху и Возлюбленному.
Виктор Ермаков |