3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

НЕВЕСТА ИИСУСА

Италия - страна католическая, подарившая миру  много праведников и святых. И едва ли не самая любимая среди этих святых - Катарина Сиенская. 

Катарина Сиенская родилась в 1347 году в древнем итальянском городе Сиена. Она происходила из простой, но не бедной семьи. Ее отец Яков Бененказа был красильщиком сукон. Эта ремесленная профессия приносила семье хороший достаток и считалась весьма уважаемой.

Ничто не предвещало, что девочка захочет удалиться от грешного мира. Наоборот, она росла игривой, умной, веселой. Ее даже прозвали Евфросиньей, что в переводе с греческого означает «радость», так как именно это чувство она вселяла в окружающих одним своим появлением. Однако в биографии многих людей бывали моменты, когда яркое событие раз и навсегда определяло их жизненный путь. Чаще всего такое случалось в детстве. Так было и с Катариной.

Однажды шестилетняя девочка возвращалась вместе со старшим братом с прогулки. Спускаясь по крутому склону, брат пошел впереди, а девочка чуть задержалась и посмотрела на небо. И увидела чудо. Прямо над церковью доминиканцев в голубом небесном просторе парил прекрасный сияющий чертог, в котором на царственном престоле сидел Иисус Христос в архиерейском облачении. Катарина замерла как вкопанная, не в силах отвести глаз от этой картины. Она не слышала, как ушедший далеко вперед брат звал ее. Ему пришлось вернуться и чуть ли не силой повести за собой девочку. Она вынуждена была опустить глаза, чтобы смотреть на дорогу, а когда подняла их снова, то видение уже исчезло. Малышка горько заплакала и пожаловалась брату: «О, если бы ты увидел то, что я видела, ты бы не помешал мне смотреть!»

С этого дня Катарина переменилась. Она стала молчаливой, задумчивой. Вместо игр со сверстниками стремилась уединиться в своей комнате, где предавалась молитвам,  стала строго соблюдать посты. Родители заметили, что у  дочери пропал аппетит: Катарина перестала есть мясо, ограничиваясь одними овощами. Их беспокойство, несомненно, возросло бы еще сильней, если бы они узнали, что их девочка сплела себе веревку с узелками и каждый день хлещет себя ею, мечтая об одном - стать монахиней. Особенно она любила орден доминиканцев, членов которого считала лучшими слугами Господа.

Начитавшись житий святых, которые совершали свой духовный подвиг в пустынном уединении, Катарина решила и сама отправиться «в пустыню». Однажды она потихоньку сбежала из дому, выбралась из города и спряталась в пещере, где задумала жить и молиться. Ночь показалась девочке бесконечно долгой и страшной. Она до смерти перепугалась и еле высидела в своем убежище до утра. Когда же вернулась домой, родители были так рады ее возвращению, что даже не высекли за побег. Детский обет

В семь лет обожание Христа дошло у Катарины до такой степени, что она захотела стать его невестой. Упав на колени перед статуей Девы 
Марии, девочка со слезами на глазах стала просить у Богоматери дать в женихи ее сына. Тут же она дала обет никогда не знать другого жениха и вечно оставаться девственницей.

Родители ничего не знали об этом и строили для своей дочери вполне земные планы. Когда Катарина подросла, они стали подбирать ей достойную пару. О том, что Катарина уйдет в монастырь, ни мать, ни отец даже не желали слушать. Душа Катарины рвалась на части. Она была послушной дочерью и не хотела огорчать родителей, но и не могла нарушить обет, данный небесному жениху.

Однажды, чтобы  показать родителям, насколько ей ненавистна мысль о замужестве, Катарина схватила ножницы и грубо обкорнала волосы. И тогда, посовещавшись, родители решили, что их дочка тронулась умом на религиозной почве. Чтобы излечить ее от этого, девушку переселили в общую комнату, запретили уединяться и загрузили самой черной, самой тяжелой работой, чтобы дочери некогда было предаваться своим мечтаниям.

Спустя некоторое время 14-летнюю Катарину по совету врачей для укрепления здоровья повезли к серным источникам принимать ванны. 
Вместо лечения девушка использовала эту поездку для самоистязания грешного тела, о чем постоянно мечтала ее душа. Она попросила разрешения принимать ванны в одиночестве, а получив его, нагревала серную воду чуть ли не до кипения и, сцепив зубы от боли, обливалась этим кипятком.

- Дочь моя, зачем ты это делала?- спросил Катарину ее духовник.

- Я думала о муках ада и хотела наказать себя за грехи,- потупив взор, отвечала девушка.

Отец больше других переживал о судьбе дочери. Домашняя война была противна его доброму сердцу, да и не хотелось ему насильно принуждать Катарину к тому, к чему не лежит ее душа. Однажды он увидел, как самозабвенно молится его дочь, и ему показалось, что над плечом девушки, стоящей на коленях, летает белый голубь. «Значит, девочку посещает Святой Дух»,- подумал отец и с того дня перестал мешать ей общаться с Богом. Община мантеллаток

Став взрослой, Катарина поняла, что не сможет вступить в доминиканский монастырь, у которого не было женских общин. В Сиене была только женская община терциариев, то есть мирян, стремившихся к аскетическому идеалу, но не связанных монастырским уставом. Они жили в своих домах, однако вели строгий образ жизни. Поверх платья терциарки носили шерстяной плащ доминиканских цветов - черный с белым. Такой плащ назывался по-латыни «мантеллум», а по нему и членов общины звали в народе сестрами-мантеллатками.

Катарина решила стать мантеллаткой и уговорила мать не препятствовать ее выбору. Без охоты, но та согласилась и отправилась в общину просить начальницу принять в свой круг ее дочь. К великому огорчению Катарины и к большой радости матери, мантеллатки решительно отказали в приеме в свою общину столь молодой девушки, которую, по их мнению, окружает множество соблазнов и которая может передумать, не устояв перед искушениями. «Мы принимаем только пожилых женщин, которые всей своей безупречной жизнью заслужили право вступить в нашу общину и в течение многих лет подтвердили твердость своего решения».

Отказ был таким страшным ударом для Катарины, что она вскоре тяжело заболела. Снова девушка просила мать уговорить неприступных мантеллаток - иначе ей незачем жить на этом свете и она его покинет. Мать поспешила к начальнице общины и рассказала ей о болезни и мольбах своей дочери. Строгая начальница пришла к постели больной и увидела: Катарина выглядит ужасно. Сестра-мантеллатка согласилась: такой девушке земные искушения не грозят.

Итак, она добилась своего - ее приняли в общину. Катарина по-прежнему жила в своем доме, но теперь гораздо аскетичней. Она почти голодала: не ела не только мясо, но даже хлеб. Всю ее пищу составляют одни только овощи, да и то в очень малом количестве. Но даже эта еда казалась ей чрезмерной. Рассказывают, что однажды ее стали упрекать за то, что она  ест в одиночку. Тогда Катарина стала садиться за стол вместе со всеми. Взяв какой-нибудь овощ и пожевав, она глотала только сок, а твердую часть выплевывала. Когда трапеза заканчивалась, Катарина, встав из-за стола, говорила: «Пора теперь подвергнуть справедливой каре негодную грешницу!» Пощекотав в горле соломинкой, она вызывала искусственную рвоту, причем с таким усердием, что иногда у нее горлом шла кровь.

Спала послушница на голых досках, подложив под голову вместо подушки полено. Но обычно всю ночь молилась: до тех пор, пока не поднимались к заутрене монахи-доминиканцы. Только после этого она позволяла себе час-другой подремать. Случалось, что в течение двух суток Катарина спала не более получаса.  Сладкие муки 

Мечтая о страданиях, Катарина носила власяницу или железную цепь, которую затягивала на теле настолько туго, что воспалялась кожа. 
Вместо бичеваний веревочной плетью, как в детстве, она трижды в день била себя этой цепью. Каждая порка продолжалась не менее полутора часов, причем Катарина делала это с такой силой, что кровь ручьем стекала с плеч.

Трехкратное бичевание она устраивала, следуя легенде о блаженном Доминике, который первый раз бичевал себя за свои грехи, второй раз - за грехи живущих, третий - за грехи умерших. Она верила, что, принимая боль, избавляет от адских мук не только себя, но и других людей. 
Подготовленную аскетическим образом жизни, беспрестанными молитвами и самоистязаниями, Катарину часто посещали видения. Ей являлся Жених-Спаситель, чаще - один, иногда - вместе с Богоматерью или с апостолами  Иоанном и Павлом. «Телесным слухом» Катарина слышала голос Спасителя, беседовала с ним, высказывала свои сомнения, выслушивала его поучения. В одно из явлений Христос научил ее, как распознавать ложные видения, вызванные происками дьявола, ибо ложные видения внушают человеку высокомерие и чувство самодовольства, истинные же вызывают смирение.

Однажды в дни карнавала ее посетило новое долгожданное видение. Под благозвучное пение псалмов пред нею возникли Христос и Дева Мария. Богоматерь взяла Катарину за правую руку и, протянув ее сыну, попросила его, чтобы он удостоил ее обручиться с ним в вере. Иисус надел Катарине на палец золотое кольцо с бриллиантом и четырьмя жемчужинами, после чего видение исчезло.

- Но кольцо осталось со мной,- доверила Катарина тайну своему духовнику.- Я все время вижу его на своей руке.

Однажды, вновь увидев Христа, Катарина попросила его забрать себе ее сердце. Христос простер к ней руки и вынул ее сердце из груди. 
После этого она перестала ощущать сердцебиение. Духовник не поверил ее рассказу и даже поднял на смех: «Без сердца люди не живут!»

Тогда ей было еще одно видение: Христос явился с лучезарным сердцем в руках и вставил его в ее грудь взамен прежнего. После этого на левой груди Катарины осталась рана как знак истинности видения.

Иногда Катарина впадала в особое состояние, которое в медицине называют каталептическим. Особенно часто это случалось с ней во время причащения. В таком состоянии ее глаза были закрыты, а уши ничего не слышали. Тело становилось неподвижным и бесчувственным, руки, ноги коченели - их можно было сломать, но не согнуть.

Однажды такое приключилось с ней при папском дворе в Авиньоне. Одна из дам, графиня Мария де Тюренн, сочла состояние Катарины притворным и вонзила в ее стопы длинные иголки. Святая никак не прореагировала на это, но, придя в себя, не смогла встать на ноги и поняла причину, только увидев раны и запекшиеся капли крови.

Иногда она часами находилась между жизнью и смертью. Случалось, что уже вызывали женщин, чтобы обмыть покойницу, а мнимоумершая вдруг возвращалась к жизни.

Когда же Катарина застывала во время молитв, все ее тело устремлялось к небу. Очевидцы утверждали, что молящаяся во время своих видений парила над землей.

В 1370 году во время молитвы она услышала голос, который велел ей протянуть вперед руку. Внезапно она увидела огромный гвоздь, который прошел через ее ладонь насквозь, и испытала те же муки, что и прибиваемый к кресту.

Но самая известная история случилась с ней в 1375 году в Пизе. Отец Раймунд, ставший впоследствии ее биографом, отслужил обедню и причастил Катарину. Сразу же после причащения она впала в бесчувственное состояние. Затем вдруг встала на колени, распростерла руки и надолго застыла в таком положении. Ее лицо покраснело, глаза оставались закрытыми, члены - окоченевшими. Придя в себя, Катарина рассказала, что удостоилась чести принять на своем теле раны Господа. От ран Спасителя к ней протянулось пять кровавых лучей. Она попросила только о том, чтобы ее раны не были заметны окружающим, так как не желала мирской славы. И сразу же кровавые лучи превратились в сияющие, коснулись ее тела, и она ощутила  страшную боль.

Помимо чудесных видений, Катарина была известна своим милосердием, аскетическим образом жизни, исключительной набожностью и выдающимся умом. Ей удалось основать собственный монастырь. Она обладала даром утешения и увещевания, к ее мнению прислушивались короли и князья церкви, ей поручали сложные дипломатические миссии. Активная жизнь истощила слабые силы Катарины.

В 1380 году началась предсмертная болезнь. В воскресенье мясопуста, когда она писала письмо Папе, призывая его очистить от скверны и реформировать церковь к вящей славе Божией, внезапно «такая боль пронзила ее сердце, что одежда на груди прорвалась». На другой день ей показалось, что она «подверглась нападению демонов, которые ее мучили телесными и душевными муками». Катарина упала на землю и увидела, что ее душа оставила тело и взирает на него, как на покойное. С третьей недели поста она совсем слегла; на Пасху, во время молебна вдруг вновь нашла в себе силы подняться; на несколько дней к ней вернулась жизнь, но потом болезнь опять взяла свое.  Накануне 
Вознесения, 29 апреля 1380 года, сознание еще раз вернулось к ней. Катарина попрощалась с матерью и друзьями, в последний раз исповедалась и навсегда покинула этот мир - устремилась на небеса к своему Жениху и Возлюбленному.

Виктор Ермаков

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru