Огонь для
кастратов
Весть эта в начале 1999 года облетела
всю Германию. 11 молодых людей из приличных
семей оскопили себя, чтобы, как заявили они,
«приобщиться к Богу и покончить с
плотскими утехами». Их невесты безутешны - они
лишились прекрасных женихов. Но если этот дикий
случай можно еще как-то списать на
религиозное помешательство, то другие просто не
поддаются объяснениям.
Рассказывает
американский кастрат Джон, который отрезал себе
по очереди оба яичка: «Не буду вдаваться в
подробности - просто скажу: это была моя мечта с
момента достижения половой зрелости». В 1994 году,
желая посмотреть, что находится внутри, Джон
разрезал себе мошонку. «Такой ужасной боли, -
рассказывал Джон, - я никогда до этого не
испытывал. Пришлось зажать рану полотенцем и
закрепить его клейкой лентой. После этого поехал
в больницу, где пробыл три дня...»
А вот английский проповедник из Уэльса
Роджер Кох отсек себе гениталии остро наточенным
кухонным ножом и бросил их в камин. Свой поступок
преподобный объяснил тем, что хотел целиком
посвятить себя проповедованию, от которого его
постоянно отвлекали греховные мысли - зов плоти.
Если в наше время подобные случаи
кажутся дикостью, то еще несколько веков назад
они были обычным явлением, и не только в Азии, но и
в Европе. В древнем мире кастрация
осуществлялась как добровольно - во имя богов,
так и в качестве наказания. В Древнем Риме,
например, палачи знали три вида кастрации: одним
преступникам отсекали мошонку, другим ее
раздавливали, третьим отсекали и пенис, и
мошонку! Такая казнь прекрасно уживалась с
представлением о кастрации, как о священном акте.
Еще греки, у которых римляне позаимствовали
своих богов, связывали акт кастрации с
сотворением мира. Из мифологии известно, что Хаос
породил Гею (Землю) и Урана (Небо). Плодом союза
Неба и Земли стали титаны. Неблагодарные дети
восстали против отца и были низвергнуты в бездну
- Тартар. Но Гея освободила одного из сыновей -
Кроноса и дала ему серп, которым он должен был
кастрировать отца. Что Кронос и сделал, бросив
его половые органы в море. Растворившись в воде,
они превратились в пену, из которой родилась
богиня любви Афродита.
Христианство запретило оскопление. В
325 году специальным указом цезаря Константина
Великого любой вид кастрации объявлялся
незаконным на территории Римской империи.
Поэтому каждая церемония избрания нового Папы
включала в себя ощупывание половых органов
претендента. Это позволяло убедиться в том, что
будущий Папа не искалечил себя в порыве
священного целомудрия. Данный ритуал был отменен
лишь много веков спустя - после избрания Папой
Леона X. Он был сифилитиком и заразил всех
епископов, на которых была возложена честь
ритуального ощупывания.
В XVII-XVIII веках в Европе отсутствие
гениталий позволяло представителям мужского
пола сделать неплохую карьеру. Дело в том, что
женщинам запрещалось петь в церкви и театре. И
тогда стали подбирать талантливых мальчиков с
хорошими голосами, которых в 7-8-летнем возрасте,
до того, как у них начинал ломаться голос,
кастрировали. Эти кастраты имели большую
популярность и известность, чем нынешние
рок-звезды. Скажем, певец XVIII века Роберт Плант (в
это трудно поверить) имел диапазон голоса в 3,5
октавы, мог держать ноту более одной минуты, а на
одном выдохе был способен пропеть 250 нот.
Известный итальянский виртуоз Карло Броски
(сценическое имя - Фаринелли) был самым
знаменитым певцом-кастратом того времени.
Фаринелли часто выходил на сцену в доспехах
древнегреческого воина и шлеме с шикарным
плюмажем. Со сцены он ушел в 32 года, но продолжал
петь лично для короля Испании Филиппа V. Говорят,
что удивительный голос Карло избавлял монарха от
тяжелых депрессий, которыми тот страдал.
Многие могли видеть фильм об этом
артисте «Фаринелли-кастрат», который шел по
телевидению. В нем певца кастрирует собственный
брат, объясняя эту жестокость тем, что таков был
единственный способ спасти ему жизнь во время
тяжелой болезни. На самом деле причина была иной -
только так можно было сохранить у мальчика его
чудесный голос.
В 1870 году, когда образовалось
государство Италия, традиция кастрирования
мальчиков была запрещена. А вскоре она
официально была поставлена вне закона во всех
странах Западной Европы. Однако практика
оскопления продолжалась в Турции и Китае.
В этих странах султанскому и
императорскому дворам постоянно требовались
евнухи. Они охраняли гаремы, их использовали в
качестве советников, которым можно было доверять
и не опасаться, что они возведут на трон своих
детей. Подобной экзекуции подвергали и
военнопленных, дабы превратить их в послушных
рабов. Сколько евнухов было в Турции, достоверно
не известно. В Китае же их насчитывалось до 100
тысяч. Именно китайцы первыми разработали
наиболее эффективную и безопасную технику
оскопления.
В других странах мужчин обычно крепко
привязывали к столу, туго перевязывали им
гениталии и отрезали их острым ножом. Рану
прижигали раскаленной докрасна кочергой. После
этого несчастному запрещали есть и пить в
течение нескольких дней. После такой пытки
выживал лишь каждый пятый. У китайцев же эту
операцию производили специально обученные люди.
Своим пациентам они, прежде чем приступить к ней,
давали успокаивающие травяные настойки. Потом
туго обматывали им бедра и живот и помещали в
перечную ванну, после которой гениталии теряли
свою чувствительность. Затем три человека крепко
держали будущего евнуха, а четвертый одним
взмахом кривого ножа отрезал яички и пенис как
можно ближе к телу. В мочеиспускательный канал
вставляли металлическую пробку и рану
перебинтовывали. А новоиспеченного евнуха
заставляли ходить по крайней мере часа два. Три
дня кастрату не давали ни воды, ни пищи, после
чего пробку извлекали. Если моча сразу начинала
вытекать, это означало, что операция прошла
успешно. Если же уретра оставалась закупоренной -
человек был обречен на мучительную смерть.
Выживали после такой операции около 98 процентов
кастрируемых.
Отрезанные гениталии отдавали евнухам
на хранение. Они всегда лежали на верхней полке в
доме - в знак того, что евнух желал достичь
высокого положения в обществе. Неудобство после
такой операции было лишь одно - недержание мочи.
Потому-то в Китае существовало оскорбительное
выражение - «воняет, как евнух».
Неожиданный бум кастратства произошел
в XVIII веке и в России, среди староверов. Оскопляя
себя, они тем самым протестовали против
толкования Священного писания, предложенного
патриархом Никоном. Чуть позже одна из сект,
возглавляемая Кондратием Селивановым, приняла
название «скопцы» и объединила тысячи
сторонников, протестовавших против церковных
реформ.
В период правления Николая I
деятельность скопцов приобрела настолько
широкий масштаб, что царь по примеру Римских Пап
запретил секту. Но добился совсем не того, что
ожидал. За короткое время скопцы собрали
огромные средства - сектантам полагалось
завещать все свое имущество на «благое дело». Так
формировалась покорная армия сторонников
кастрации. Цель была одна - объединить 144 тысячи
оскопленных, по числу избранных для Страшного
суда.
Последователи Селиванова, который
закончил жизнь в сумасшедшем доме, куда его
засадил Павел I, разработали специальную
процедуру для желающих вступить в секту. Она
получила название «огненного крещения», потому
что вначале ее выполняли раскаленным докрасна
ножом. Потом, правда, эту пытку немного облегчили
и стали использовать просто острый нож. Скопцы
утверждали, что через это прошел и Христос, и все
первые христиане. На отчаянные вопли адепта при
кастрации присутствовавшие на церемонии скопцы
хором отвечали: «Христос воскресе!»
"Огненное крещение»
также называли «Божьей печатью» или «большой
печатью». «Большой печати» удостаивались лишь
те, кто достигал высшей степени посвящения, - ему
отрезали пенис. До этого сектант должен был
сподобиться низшего обряда посвящения («малой
печати») - обычной кастрации.
Нормальные сексуальные отношения
между мужчиной и женщиной считались смертным
грехом. Поэтому каждый неофит был обязан перед
посвящением растоптать листок бумаги с
собственноручно написанными именами родителей.
Впрочем, руководителям секты не было
чуждо благоразумие, поэтому сектантам
разрешалось до посвящения завести одного-двух
детей.
На свои церемонии скопцы надевали
особую одежду: мужчины - просторные белые рубахи
с длинными рукавами, затянутые вокруг шеи и очень
напоминавшие восточные одеяния, и широкие
шаровары с поясом. Женщины, которые в ходе
церемонии посвящения лишались грудей, носили
обычно синие или цвета морской волны платья, а
голову покрывали белым платком. По торжественным
дням скопцы надевали белые носки, в остальное же
время ходили босыми. Обязательной
принадлежностью их костюма был белый платок,
который носили в руках и называли «знаменем». Еще
некастрированные члены секты назывались
«ослами» или «козами», а прошедшие обряд -
«белыми ягнятками» или «голубками».
Религиозные церемонии проходили по
субботам, вечерами. Мужчины и женщины распевали
гимны под руководством одного или нескольких
«пророков». Слова в этих песнопениях казались
варварскими, а завораживающая музыка мало-помалу
погружала собравшихся в транс. Во время
исполнения гимнов кто-нибудь из руководителей
собрания вдруг начинал биться в конвульсиях,
выкрикивая бессвязные пророчества. Эти
«откровения» благоговейно записывались, и затем
община старалась по возможности следовать им.
Радения заканчивались бешеным танцем,
походившим на пляски шаманов. Вытянутые руки
танцора вскидывались вверх и снова опускались,
подчиняясь ритму маленького барабана. Музыка
напоминала то ритмы дикарей, то медленный вальс.
Временами танцор, копируя одного из своих
наставников, делал судорожные движения руками,
походившие на гимнастические упражнения.
Долгое время власти не могли
искоренить изуверские секты скопцов, в которые
вовлекались представители всех слоев общества:
дворяне, офицеры армии и флота,
правительственные чиновники, священники,
торговцы, мещане, крестьяне, помещики, солдаты, их
жены и дочери. Отправленные под надзор монахов,
они обращали в свою веру целые монастыри, хотя
поначалу вызывали у их обитателей священный
ужас. Уничтожению культа скопцов препятствовало
и то обстоятельство, что те щедро жертвовали на
церковь и на благотворительность. Поэтому многие
считали их благодетелями и не торопились
выполнять свой гражданский долг - защитить
общество от сектантов. Достаточно сказать, что
секты скопцов существовали в России аж до
Великой Отечественной войны.
А вот в Индии
кастрация практикуется и поныне. В частности,
членами секты Хижры, насчитывающей десятки тысяч
добровольных кастратов.
Они называют себя «зенана» и проживают
в особых поселениях под руководством вождей -
«наяков». Зенана поклоняются богине
Бахушарамата, которая, по преданию, предпочла
изуродовать себя, дабы сохранить девственность.
В Индии не запрещена самокастрация, и это-то дает
возможность секте пополнять свои ряды.
Попасть в секту непросто. Если потеря
мошонки и пениса - минутное дело, то процесс
инициации весьма долог. Адепту перво-наперво
прокалывают ухо, нарекают женским именем и дают
женскую одежду. Потом на три дня запирают в
обществе проститутки и гомосексуалиста. Если
новообращенный не поддался искушению, он
признается достойным для кастрации. День
удаления гениталий наяки определяют просто -
раскалывают грецкий орех и исследуют его
скорлупу.
В назначенный день обнаженные зенана
собираются вокруг новообращенного под
водительством наяка и возносят молитвы. Адепта,
предварительно напоенного наркотическими
веществами, связывают, обливают водой его лицо и
половые органы. Затем главный наяк одним ударом
кривого ножа отсекает пенис и мошонку. Вопли
несчастного заглушаются молитвенными гимнами.
Отсеченные органы наяк бросает в огонь, а на рану
накладывает смесь конопляного масла и лечебных
трав. Если адепт сумел пережить операцию, его
ждет месячный период выздоровления. Кастрата
сажают на диету, состоящую из одного лука. Когда
же он полностью оправится, его опоясывают
веревкой с подвешенным к ней гвоздем. Отныне он -
полноправный член секты.
Какой же смысл в этой варварской
процедуре? Один из руководителей секты Хижры
дает следующее объяснение: «Энергия
человеческого организма постоянно разделяется
на два потока - часть расходуется на половые
отношения, часть - на духовное развитие. Научить
человека перестать изливать ее через «нижнюю
скважину» и целиком направить на
самосовершенствование очень трудно и долго -
природа берет свое. Гораздо проще закрыть эту
«скважину» и избавить человека от плотских
желаний. Тогда вся энергия направляется на
духовные цели, и совершенствование идет много
быстрее. Насилие над физической природой
раскрепощает дух».
История кастратов продолжается...
Анатолий ЖИГУНОВ,
Сергей САМОЙЛЕНКО |