3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

Кровавый отпечаток

Раны распятого Иисуса, неожиданно появляющиеся на телах  простых людей, - загадка, уже много столетий волнующая умы.  Что это: знак избранности Богом или насмешка Дьявола?

Такие раны называются стигматами. Во времена Римской империи этим словом обозначалось клеймо на теле раба или преступника, а после распространения христианского учения им стали называть места ранений, нанесенных Христу во время казни: пробитые ладони и ступни ног Спасителя, исцарапанный терновым венцом лоб и пронзенную копьем солдата-легионера грудь.

Верующие в Христовы деяния так глубоко проникались его идеями и болью, что перенимали не только его духовные, но и физические мучения. У одних стигматы образовывались в пятницу - день распятия Иисуса, а в воскресенье язвы сами собой затягивались и кровотечение останавливалось. У других - не исчезали долгие годы.

Первым известным стигматиком был святой Франциск Ассизский. Согласно легенде, спустившийся с неба крылатый серафим сообщил ему о великомученическом предназначении, после чего, начиная с 1224 года и до самой смерти два года спустя, у Франциска появлялись стигматы. Томас де Челано в «Трактате о чудесах» описывал их как плотные выступающие образования, похожие на черные гвозди, которые, казалось, на самом деле насквозь пронизывали плоть. Челано отмечал, что даже после смерти святого стигматы на его теле сохраняли цвет железа и форму гвоздей и не исчезали длительное время.

Кожные наросты подобного вида были и у некой Джованны Бономи, умершей в 1670 году. Один из присутствующих на церемонии причисления женщины к лику блаженных отмечал, что «плоть на ее руках выступала как шляпка гвоздя».

Надо сказать, что комментарии святых отцов к тексту Библии содержат много неточностей, в частности о железных гвоздях, вбитых в конечности Спасителя. Специалисты сомневаются, что дело обстояло именно так, поскольку в эпоху Понтия Пилата преступников распинали, используя деревянные колышки. Поэтому описание стигматов именно в виде металлических гвоздей говорит о том, какой сильный отпечаток произвели христианские трактаты на воображение верующих.

Вообще стигматы могут иметь самые различные очертания и глубину. Летописи свидетельствуют, что они бывают в виде наростов, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран, а также небольших красных пятен, подобных синякам. Встречаются стигматы  круглой, продолговатой, овальной и даже прямоугольной формы. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. Например, у известной ясновидящей Екатерины Эммерих (1744-1824), пережившей в своих видениях несколько лет жизни Иисуса, на груди с годами выступила своеобразная рана, напоминающая крест.

В другом отмеченном исследователями случае Джемма Гальгани (1878-1903), проводившая долгие часы в молитве перед большим распятием с изображением Христа со «следами бичевания», обнаружила точно такие же  полосы и у себя на теле. Доктор Анбер-Гурбейр наблюдал свыше 20 лет за своей подопечной Мари-Жюли Жахени, жительницей маленькой французской деревушки. В дневниках он писал, что на теле Мари-Жюли кроме обычных стигматических меток было изображение цветка, креста и слов «O Crux Ave» («Славься, крест»), остававшихся без изменений на протяжении всей ее жизни.

В некоторых текстах говорится, что у многих стигматиков было деформировано одно плечо, словно опущенное под тяжестью огромного креста. Так, в своем заключении о смерти святой Вероники Джулиани, умершей в 1728 году, хирурги, производившие вскрытие, отмечали, что ее лопатка была сильно изогнута и приплюснута, в результате чего рука оставалась недееспособной.

Существует и такая удивительная разновидность стигматов, когда раны появляются внутри тела, в частности на сердечной мышце. В исторических документах указывается, что в 1659 году, во время причастия некой Екатерины Савеллы, в церкви блеснули пять лучей, поразивших женщину. После отхода Савеллы в мир иной в 1691 году в присутствии духовенства было произведено официальное вскрытие, которое подтвердило наличие на сердце стигматов в виде пяти точек, образующих распятие.

Факты, свидетельствующие о появлении внутренних стигматов, имеются и в не столь отдаленном прошлом. Так, католическая церковь хранит в качестве реликвии сердце святой Терезы Нойман, умершей в 1962 году. На мощах виден след горизонтального надреза, который сама Тереза еще при жизни объясняла результатом воздействия пронзившего ее как-то раз «огненного золотого копья».

Хотя, безусловно, стигматизации подвержены в основном искренне и глубоко верующие люди, раны Христовы, как ни странно, появляются у особ совсем нерелигиозных. Например, в прошлом веке бельгийская академия наук создала специальную исследовательскую комиссию по наблюдению за девушкой по имени Луиза Лато. У нее стигматы появились на руках. Чтобы исключить обман, одну из ее кистей решили тщательно забинтовать и опечатать. Однако в воскресенье после окончания эксперимента под бинтами, так же как и на другой ладони, ученые обнаружили заживающую, но все еще кровоточащую язву.

Нечто подобное произошло и с некой Доминикой Лаззари. Одиннадцать лет страдала она от невыносимых, периодически повторяющихся болей, вызванных сквозными ранами на ее ладонях и ступнях, через которые, как указывали лечившие ее врачи, можно было просунуть палец. Они отметили еще один необъяснимый феномен: в каком бы положении несчастная ни находилась, «вместо того чтобы нормально стекать вниз, кровь шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто девочка была распята на кресте». Какое-то время спустя медики стали свидетелями того, как однажды с ее лба заструилась кровь. Ранки образовались внезапно, будто от невидимого венца, поцарапавшего кожу терновыми колючками, и так же неожиданно немного погодя исчезли.

Еще более удивительными кажутся примеры кровотечения из мест стигматов не только у людей, но и у произведений искусства религиозного характера! Примечательно, что достоверных сведений об этом достаточно много и в XX столетии. Так, в 1911 году в церкви 
Миребо во Франции на глазах у изумленных прихожан стало кровоточить изображение Христа. Кровь текла довольно сильно, но, пройдя определенное расстояние, бесследно пропадала. Как отмечалось, эта кровь оказывала на людей исцеляющее воздействие. Схожими свойствами обладало и небольшое распятие из известняка, принадлежавшее семье Пицци из Сиракуз в Сицилии. В 1972 году на нем появились капли крови на месте, где, по преданию, римский воин нанес удар копьем распятому Спасителю. Комиссией, созданной президентом католической ассоциации острова С.Роданте, были даже взяты на исследование пробы крови из распятия и у всех членов семьи. Результаты экспертизы, приводимые американским журналом «Фейт» за тот же 1972 год, исключили возможность обмана со стороны владельцев реликвии.

Очень много не поддающихся здравому объяснению явлений связано с мощами святых. Бытует мнение, что даже спустя длительное время после смерти их тела не подвергаются обычному процессу тления, а кровь остается свежей, иногда выступая на месте христовых отметин. В качестве подтверждения этого американская газета «Вустер телеграм» от 10 мая 1970 года сообщила, что в церкви святого Адриана в Чикаго из восковой статуи святой Максимины сочится «водянистая кровь». Дело в том, что в скульптуру, помещенную в стеклянный гроб, были вмонтированы кости святой, возраст которых составлял более 1700 лет. Другое чудо, регулярно происходящее в Неаполе начиная с 1329 года, связано со святым Януарием. Частицы сухой крови святого, помещенные в специальные сосуды - фиалы и хранящиеся в базилике 
Санта Кьяра, до сих пор используются для предсказания благополучия города и его жителей. Если во время службы в первую субботу мая, а также 19 сентября кровь в сосудах начинает пениться и подниматься, это предвещает благополучный год, если нет - жди беды. Как показывает история города, предсказания, как правило, сбываются.

Вообще-то подобный способ предугадывания будущего не приветствуется церковью, как, впрочем, и чудеса, связанные с появлением стигматов или мистических кровотечений. В XVI веке на Тридентском соборе католическая церковь признала многие чудеса суеверными, невозможными, а иногда и вовсе проделками Сатаны. Каждый такой случай тщательно изучается на предмет выявления божественной или дьявольской подоплеки. Однако для простых прихожан метки Христа, безусловно, всегда являлись признаком чистоты и безупречности, поэтому некоторые священники после «отмирания» инквизиции, чтобы подогреть интерес и веру простого люда, прибегали к имитации плачущих образов и стигматов. Самые хитроумные служители умудрялись даже фальсифицировать кровотечение из ладоней с помощью сложной системы трубочек, соединенных с пузырьком красной жидкости, спрятанным под их сутаной. В ходу была и специальная прозрачная мазь, приобретающая от света свечей красную окраску и текущая под воздействием тепла.

Современная наука не отрицает существование феномена стигматизма, считая, что в его основе лежат какие-то не до конца изученные свойства человеческой психики. Ученые полагают: причиной появления ран являются самовнушение и эмоциональная предрасположенность некоторых людей перенять боль Иисуса Христа. Однако убедительного объяснения этого удивительного явления пока не найдено.

Стигматизм - феномен чрезвычайно редкий и поэтому практически не изученный. Во все века находились люди, с радостью принимающие страдания за веру и даже ищущие их различными способами, дабы укрепить свой дух. Но далеко не всем удавалось разделить муки Христа на Голгофе. Пути к Богу тернисты, и просчитать их до конца бывает непосильно смертному. Господь сам решает, кому быть божественным избранником, а кого оставить в стороне. Иногда случалось и такое, что сам избранник не знал своего предназначения до тех пор, пока неожиданно не обнаруживал у себя на теле кровоточащие раны Христовой Пятницы. И совсем неразрешимой загадкой представляется появление стигматов у людей, далеких от Бога. Быть может, тайну чуда ран Иисусовых откроют не священнослужители, не психиатры и не исследователи аномальных явлений, а врачи?..

Лора ДИ

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru