Неугасимый
светильник
Кто не знает сказку о волшебной лампе
Аладдина? Свидетельства известных авторов
античных времен и современных исследователей
доказывают: это не выдумка. Волшебные лампы
действительно существовали и, возможно,
существуют по сей день. Правда, предназначались
они вовсе не для того, чтобы вызывать джиннов...
В эпоху всеобщего разграбления
древних усыпальниц Египта, Греции и Рима
поползли слухи о том, что в гробницах помимо
всего прочего находили чудесные лампы, которые
горели со времени погребения и самоуничтожались
или тухли, когда в захоронение врывалась
вооруженная лопатами и кирками толпа вандалов.
Подобных сведений было так много, что ученые
заинтересовались этим вопросом. И нашли
достаточно убедительные доказательства у
античных и средневековых мыслителей
относительно правдивости утверждения, что
древние мастера могли изготовлять лампы, горящие
без замены топлива и фитиля тысячелетиями. Эти
лампы не чадили, что объясняло одну из загадок
древнеегипетских пирамид: как можно было
наносить на стены фрески в недоступных для света
участках, не испортив при этом копотью масляных
ламп и факелов свою работу.
Подобная лампа была обнаружена и в
гробнице Туллиопы - дочери знаменитого римского
оратора Цицерона - в 1485 году. Ее мавзолей
находился близ знаменитой Аппиевой дороги, по
которой на завоевание мира шли железные легионы
цезарей. Лампа горела в герметически закрытом
помещении (то есть вдобавок ко всему еще и без
доступа кислорода) 1600 лет, освещая погруженное в
прозрачный раствор, препятствующий разложению,
тело юной девушки с длинными золотистыми
волосами. Казалось, она только что заснула.
Неподалеку от раскопок оказался монах
фра Бенедикто, который и записал историю о
необычной лампе. Его пригласили посмотреть на
чудесное открытие, а заодно и определить, не
дьявольское ли это наваждение? Протиснувшись в
узкий проход, фра Бенедикто очутился в
катакомбной камере, освещенной коптящим светом
факелов. Взглянув на нетленную красавицу,
выглядевшую как только что погребенная,
благочестивый монах перекрестился и зашептал
слова молитвы.
Наблюдательный монах обратил внимание
и на еще один источник света в погребальной
камере: на стене висела металлическая лампа,
горевшая неярким голубоватым светом.
Пока фра Бенедикто докладывал о
находке кардиналу, пока высокое начальство
прибыло на место погребения... Короче говоря,
лампы уже и след простыл. Остался лишь медный
крюк, вбитый в стену, на котором она висела. Никто
из землекопов не мог объяснить, кто и когда
похитил это чудо, ибо внимание их было приковано
к прекрасной покойнице.
Тайна вечных лампад
Чудесные светильники, подобные лампе
из гробницы дочери Цицерона, были найдены по
всему миру в местах расцвета наиболее
высокоразвитых цивилизаций древности. О вечно
горящей лампе писал Плутарх, утверждая, что
таковая висела над дверью храма Юпитера-Аммона, а
святой Августин упоминал в своих сочинениях
древнеегипетскую «дьявольскую» лампу в храме
Венеры, которую не гасили ни вода, ни ветер. Вечно
горящая лампа имелась и в Эдессе (Антиохии) во
времена правления императора Юстиниана. Она
находилась в защищенной от стихий нише над
городскими воротами и горела, судя по выбитой на
ней дате зажжения, более 500 лет, после чего была
разбита солдатами. Несколько ламп было найдено и
на территории Англии: самая примечательная из
них находилась в гробнице неизвестного адепта
ордена розенкрейцеров. В 1401 году близ Рима, как
сообщают хроники тех времен, была обнаружена еще
одна вечно горящая лампа, стоящая у изголовья
саркофага некоего Полланта, которая горела, если
считать за дату время захоронения, более 2000
лет.
Подобная лампа имелась и в безымянной
мраморной гробнице, найденной в 1500 году на
острове Несида в Неаполитанском заливе.
Помимо стран Европы и Средиземноморья
вечно горящие лампы были найдены в индийских и
китайских храмах, храмах Мемфиса и даже в
Латинской и Южной Америке. К сожалению, ни одна из
таких ламп не была предоставлена ученым в целом
виде, а то, что имелось в их руках, совершенно не
походило на осколки ламп в нормальном понимании
этого слова. Но трудности не остановили
исследователей, которые хотели раскрыть секрет
вечного топлива, а, напротив, подстегнули их к
экспериментам. Самую простую гипотезу выдвинул
по этому поводу ученый-иезуит Афанасий Кирхер.
Вот что он пишет: «В Египте имеются богатые
месторождения асфальта и нефти. Что делали
хитроумные жрецы? Они подсоединяли тайными
трубами участки источника нефти к одной или
нескольким лампам с асбестовыми фитилями! Эти-то
лампы и горели вечным пламенем. С моей точки
зрения, это наиболее верное решение загадки
сверхъестественного долгогорения этих ламп».
Всего по поводу вечно горящих ламп
было написано около двухсот работ. Возможность
изготовления топлива, которое возобновлялось с
такой же скоростью, как и прогорало, была
предметом серьезных споров в научных кругах
средневековья. Единственное, в чем сходились
почти все, было то, что фитиль этих ламп
изготовляли из огнеупорного асбеста,
называемого алхимиками «шерстью» или «кожей
саламандры». Все тот же Кирхер в течение двух лет
пытался получить из этого несокрушимого
материала масло, полагая, что оно тоже может быть
неразрушимо, но затем сдался и пришел к
убеждению, что это невозможно.
Со времен средневековья сохранилось
несколько формул приготовления вечного топлива,
но ни одно из них не оправдало возложенных на
него надежд. Например, Е.П.Блаватская в книге
«Разоблаченная Изида» приводит следующую
последовательность действий: «Сера. Квасцы.
Сделать возгонку до серного цвета.
Добавить венецианскую кристаллическую буру в
порошке, после чего полить спиртом высокой
очистки, выпарить и осадок добавить к новой
порции. Повторять до тех пор, пока сера не станет
мягкой, как воск, и не будет дымиться.
Выложить на медную тарелку. Это для
питания. Фитиль приготовляется таким образом:
снять нить асбеста толщиной со средний палец и
длиной с мизинец, положить в венецианский сосуд,
залить приготовленной серной ваксой, поставить в
песок на двадцать четыре часа и подогревать так,
чтобы из серы выходили пузырьки. Фитиль при этом
просалится и смажется, после чего заложить его в
стеклянный сосуд, подобный створчатой раковине,
так, чтобы небольшая часть его была над серной
ваксой. Затем поставить сосуд в горячий песок
так, чтобы вакса размягчилась и была равномерно
распределена по фитилю. И если после этого зажечь
фитиль, он будет гореть вечно, и лампу можно
ставить там, где вам угодно».
Даже слабо знакомый с премудростями
химических процессов человек найдет в этом
рецепте немало курьезов, может быть, добавленных
умышленно, и поймет, что таким образом сделанная
лампа вообще навряд ли будет гореть. Но ведь
лампы все же существовали! О них складывались
легенды. В частности, небезынтересно «приобщить»
к этому делу многочисленные восточные сказания о
джиннах, обитающих именно в лампах, и западные
легенды о заключенных в бутылях и других
емкостях душах людей и духов, которые всегда
испускали вокруг себя свечение.
Если принять во внимание все
сопутствующие вечно горящим лампам
характеристики, а именно - само вечногорение,
неиспускание копоти, невосприимчивость к
отсутствию кислорода и странный вид этих изделий
древности, то «приобщение» легенд о джиннах и
духах уже не будет казаться нелепым. Более того,
изучив верования древних народов, в частности
Египта, можно предположить, что исходящий от ламп
свет не имел никакого отношения к огню или
электричеству (такая версия имела место в конце
XIX - начале XX столетия). Чтобы обосновать это
утверждение, стоит вспомнить о самом ритуальном
погребении. Особенно это касается
бальзамирования, ведь вечно горящие лампы
находили только в тех местах, где сохранению тела
покойного отдавалось первостепенное значение.
Известно, что все внутренние органы
усопшего изымались из тела и помещались в
специальные сосуды, устанавливаемые подле
саркофага.
Дальнейшее исследование этого вопроса
станет еще интереснее, если учесть, что во
времена древних царств к известным сегодня
внутренним органам причислялся еще один,
скрывающийся за терминами «роза сердца»,
«жемчужина в цветке лотоса», «внутренний храм»,
«огонь изнутри», «божественная искра», «огонь
сердца» и т.д., который непосредственно «делал»
живое - живым: «И создал Бог человека из праха
земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, дал ему
дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по
образу и подобию Своему; и стал человек с
бессмертной душою».
На понятии бессмертной души держится
практически любое учение как доисторической, так
и современной мысли, будь то религия, оккультизм
или эзотерика. Из всего этого можно сделать
гипотетический вывод: в вечно горящих лампах
вообще не было ни масла, ни нефти, ни фитиля - в них
были заключены жизненные силы или души покойных,
сияющие, словно маленькое Солнце, и, естественно,
не дающие ни гари, ни копоти, поскольку они -
частички самого Бога, сотворившего мир
посредством Небесного огня - Шамаим. Само собой
разумеется, что подобное сокровище необходимо
было охранять, дабы оно не попало в руки врагов,
поэтому-то и были установлены всевозможные
устройства, уничтожающие лампы при вторжении
вандалов.
Конечно, такой достаточно вольный
подход к теме вечно горящих ламп можно оспорить,
приведя те же древние трактаты, по которым душа
после смерти должна была соединиться с Богом. Но
это верно лишь в том случае, если не принимать во
внимание бальзамирование или какое-либо другое
действие, оберегающее тело покойного от тления.
Для чего это делалось? Ответ можно найти в
«Египетской Книге мертвых», в которой есть глава
«О восхождении к Свету». Зная ее текст, фараон в
любое время мог выйти из своей гробницы и
возвратиться потом назад, не опасаясь, что его не
примут стражи потустороннего мира.
Главный вывод, который можно
почерпнуть из этого священного писания, - это то,
что фараону для выхода в материальный мир была
необходима жизненная сила, которая и находилась
подле мумии в стеклянном сосуде, принимаемом
из-за свечения за лампу. Так что «приобщение» к
делу заточенных джиннов сыграло кое-какую роль в
разоблачении загадки вечно горящих ламп.
Впрочем, о «разоблачении» говорить пока рано. По
крайней мере до тех пор, пока в тени незнания
находится другой секрет - секрет бессмертия
человеческой души.
Олард ДИКСОН |