Колыбель для
гения
Все мы, родители, мечтаем, чтобы наши
дети выросли умными, всесторонне развитыми,
чтобы у них открылись какие-нибудь таланты. Но
очень немногие знают, как развивать способности
ребенка. Американские психологи Вим Венгер и
Ричард Поу в книге «Фактор Эйнштейна» дают
некоторые рекомендации, применить которые
достаточно просто в повседневной жизни.
Кульминационные моменты в развитии
человеческого мозга приходятся на три четко
различаемых периода. Первый начинается через
восемь недель после зачатия и длится до
тринадцатой недели. Второй - за десять недель до
рождения малыша: он продолжается до двух лет. В
это время формируется большая часть
взаимосвязей между нейронами. И наконец, в период
между двумя и пятью годами мозг растет и
достигает 90 процентов своего окончательного
веса.
Бесценные годы - от зачатия до
пятилетнего возраста - этот решающий временной
промежуток, в течение которого можно
«запрограммировать» выдающиеся умственные
способности детей, дав им таким образом ни с чем
не сравнимое изначальное преимущество.
Матери совсем не обязательно ждать,
когда ее дитя появится на свет, чтобы заняться
развитием его способностей. Но чтобы ее уроки в
период вынашивания малыша проходили успешно,
нужно установить с ним обратную связь «мать -
младенец».
Рефлекс Бабинского. Каждый ребенок
рождается с рефлексом Бабинского - инстинктивным
желанием ползать на четвереньках, когда ему
щекочут ступни ног. Миллионы лет назад, когда
младенцев укладывали на живот в колыбели,
выстланные листьями или травой, рефлекс
Бабинского заставлял их двигаться буквально с
рождения. Ползанье является одним из главных
способов, с помощью которых ребенок получает
обратную связь с окружающим его миром. Вот почему
плотное пеленание детей или какие-то другие
ограничения их движений, заложенные в культурных
традициях некоторых наций, препятствуют
интеллектуальному развитию новорожденных.
Положите своего ребенка на живот и по очереди
пощекочите ему пяточки. Сначала это вызовет у
него непонятные конвульсивные движения, а
позднее обязательно породит желание ползать.
Рукавички «найди меня». Чем раньше ваш
ребенок откроет для себя существование
собственных рук и пальцев, тем быстрее у него
установится визуальная обратная связь. Вы можете
помочь ему, сшив специальные яркие рукавички,
которые называются «найди меня». Рукавички
нетрудно сделать из обычных детских, обрезав их
таким образом, чтобы ткань закрывала только
ладошку ребенка, а пальцы оставались свободными.
Обязательно подберите яркую расцветку. Вы можете
сделать своему малышу такие же ботинки. Как
только он окончательно освоится со своими
конечностями, рукавицы и ботинки следует
отложить, иначе они будут мешать осязанию, когда
ребенок начнет ползать.
Звуки музыки. После рождения ребенка
надо как можно чаще окружать музыкой,
активизирующей мозг.
Музыка барокко, григорианские
песнопения и сонаты Моцарта не повредят в любом
возрасте. Любая сложная и богатая оттенками
музыка - от Пятого бранденбургского концерта
Баха или Третьего квинтета Шуберта и до
современного джаза - благоприятно влияет на
умственные способности человека. Да и пение под
собственный аккомпанемент, так же как и
неизменные колыбельные, несомненно, пойдут на
пользу вашему ребенку.
Кладовая умных дел
Именно в раннем детстве - в возрасте от
двух до пяти лет - в мозг ребенка закладывается
интеллект.
Американские специалисты приводят
несколько опробованных методик, которые
придадут стартовое ускорение умственному
развитию любого малыша.
Раннее чтение. Вы не только можете, но и
должны учить ребенка чтению еще до того, как ему
исполнится два года: то есть в тот период, когда
он учится говорить. Пробуя читать и говорить,
ребенок вынужден распознавать целое, не разбивая
его на составляющие. Начав говорить, он усваивает
сразу целые фразы и аналогично будет легко
схватывать целиком слова печатного текста.
Одно-двухлетнему малышу бесполезно
демонстрировать буквы или втолковывать
фонетические тонкости чтения. Для этого возраста
лучшим методом является использование ярких
карточек или табличек с отдельными словами.
Существует множество методик обучения
детей раннему чтению и другим наукам. Книги и
специалисты помогут вам освоить их.
Обучение нотной грамоте. Венгер и Поу
настоятельно рекомендуют с самого раннего
возраста обучать детей чтению нот и игре на
музыкальных инструментах. Дети, буквально с
пеленок знакомые с миром музыки, при
тестировании стабильно показывают результаты,
значительно выше среднего уровня.
Воздействие музыки приводит к более
интенсивному сообщению между различными
отделами мозга, так как музыкальные навыки,
обязанные правому полушарию, способствуют его
воссоединению с левым.
Попробуйте такой метод. Поставьте
ребенка (в возрасте 1-5 лет) спиной к клавиатуре
фортепьяно или другого клавишного инструмента.
Нажимайте на клавиши фортепьяно и одновременно
произносите название нот: «ля», «си» и т.д.
Поначалу используйте только белые клавиши -
бемоли и диезы пока могут подождать. (Однако вы
должны назвать каждую ноту, которую ребенок
озвучит по ошибке, даже если это бемоль или диез.)
После того как ребенок услышит ноту,
которую вы сыграли, он должен «пробежаться» по
клавиатуре и постараться отыскать ее, причем с
первой попытки. Если он неправильно
воспроизведет ноту, напойте ему верный вариант,
чтобы продемонстрировать ошибку. Если же он
угадал, подтвердите успех одобрительной улыбкой
или хлопаньем в ладоши.
Перед каждым занятием устанавливайте
на подставке для нот табличку размером примерно
8х15 сантиметров с записью основных и дискантовых
тактов. Нота, которую вы собираетесь озвучить,
должна быть четко выделена на табличке. Не нужно
специально привлекать к ней внимание ребенка.
Просто меняйте ее каждый раз соответственно той
ноте, с которой вы собираетесь его познакомить.
Возможно, у вашего малыша уйдет несколько недель
на то, чтобы уловить взаимосвязь таблички со
звучащей нотой. И только когда он спросит, кратко
объясните ему что к чему.
Как только ребенок освоит бемоли и
диезы, вы можете переходить к двузвучиям и
трезвучиям. Это довольно быстро разовьет у
малыша умение играть простые мелодии и гаммы по
нотной записи.
Игра «Бархатное поглаживание».
Психологам давно известно, что даже легкая на
первый взгляд психическая травма, перенесенная в
первые два года жизни, может потом преследовать
человека десятки лет.
Большинство взрослых людей мучаются от
того, что, обращаясь к раннему детству, очень
плохо представляют, какими они тогда были. Вы
можете многое сделать, чтобы избавить своего
ребенка от такого рода навязчивых идей.
Превосходным методом для этого является игра
«Бархатное поглаживание».
Возьмите какую-нибудь бархатную
одежду или кусок качественного плотного бархата
либо шелка, желательно приятного цвета. Дайте
ребенку потрогать, восхититься и насладиться
ощущением мягкой ткани. Затем скажите: «Сейчас я
собираюсь подышать так, чтобы ощутить такую же
бархатистость и почувствовать внутри медленные,
ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так...»
Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы
минуту-другую глубоко и спокойно дышите,
наслаждаясь процессом.
«М-м-м-м, все мое тело ощущает
прикосновения бархата. А ты можешь дышать так,
чтобы прочувствовать то же самое?» Ваша конечная
цель - добиться, чтобы ребенок испытал приятное
чувство во всем теле. В тот же день или когда
будете выполнять дыхательное упражнение в
следующий раз, вы можете спросить: «Ну а теперь ты
ощущаешь эту бархатистость?»
Возможно, малыш скажет «да». Но если
куда-то подобное ощущение еще «не добралось»,
попросите ребенка описать, что он чувствует в
данной части тела. В случае удачи он может
вспомнить ситуацию, которая явилась причиной
боли или дискомфорта. Ничего не подсказывайте, не
наводите его на мысль о притаившейся в этом месте
болезни или повреждении тела и т.п. - дети
невероятно легко поддаются внушению, и ваши
предположения могут привести к возникновению у
малыша какой-нибудь проблемы.
Если ребенка действительно что-то
беспокоит или вы выяснили это в ходе беседы,
постарайтесь, чтобы он еще раз (или несколько раз)
повторил дыхательное упражнение и добился
ощущения бархатного поглаживания - тогда
неприятные воспоминания сгладятся.
Просмотр потока образов. Богатое
воображение - важнейшее условие развития ума.
Поэтому стоит поработать со своим чадом и в этом
направлении. Как только дети начинают понимать
простейшие указания (а обычно это случается
где-то в трехлетнем возрасте), с ними можно играть
в поток образов.
Начать лучше с наглядной демонстрации
принципа игры. Вы говорите ребенку: «Ты знаешь, я
думаю, что мы видим сны все время. Вот, например,
даже сейчас, если я просто закрою глаза, то
увижу...» Тут вы на самом деле закрываете глаза и
описываете какой-либо образ. Тем самым вы
показываете ребенку, что именно от него ждете. Вы
можете сказать: «Я вижу ствол какого-то дерева.
Похоже на сосну. Но у нее какая-то странная кора,
очень светлая. Дерево толстое, толщиной около
метра. Вокруг на земле лежит толстый слой
сосновых иголок. Я вижу такие же иголки и под
другими соснами - колючий ковер тянется далеко в
лес, становясь все темнее и темнее. Позади, всего
в нескольких шагах от меня, журчит маленький
ручеек. О, теперь я вижу, что земля под сосновыми
иголками - это светлая глина».
К этому моменту ребенок будет
заворожен вашим волшебным умением «видеть сны
наяву». И тут-то самое время спросить его: «А что
ты увидишь, если закроешь глаза?»
Совсем маленькие сначала могут только
назвать предмет или человека, явившегося им, и
вам, возможно, придется терпеливо вытягивать из
них детали при помощи наводящих вопросов. Можно
помочь ребенку развить умение рассказывать,
играя с ним в такую игру: вы указываете на
предметы и просите ребенка описать их или же
просто просите, не называя, описать вам
какой-нибудь предмет и отгадываете, что это.
В отличие от взрослых детям не нужен
предлог для игры в поток образов. Им ни к чему
объяснять, что уникальные эффекты наведения
мостов помогут преуспеть в школьных занятиях.
Как только они откроют для себя волшебство «снов
наяву», это полезное занятие увлечет их не
меньше, чем просмотр мультфильмов. Однако в
отличие от телепрограмм и видеоигр такое
развлечение доставляет детям огромное
удовольствие еще и потому, что они находятся в
центре вашего внимания (которым, согласитесь, не
избалованы). Играя со своим ребенком в поток
образов, вы намного уменьшите шансы
возникновения проблем во взаимоотношениях с ним,
когда он станет подростком.
Подготовил Петр РАСТРЕНИН
|