3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

И отступит безумие

С древних времен на Руси умели лечить душевные болезни Как свидетельствуют древнейшие документы нашей цивилизации, буквально во всем мире безумие или сумасшествие -  едва ли не самое старинное заболевание рода человеческого.  Увы, оно сопутствовало нам с тех пор, как люди себя помнят.  На Руси это называлось, тоже исстари, «душевная болезнь»  или «одержание». Но как бы ни называлась беда и какие бы формы - тихие или буйные - ни принимала, суть ее всегда и везде одна: потеря человеком разума. И если современные парапсихологи, ясновидящие и целители почти в ста случаях из ста отказываются иметь дело с подобными больными, ссылаясь на то, что сумасшествие - потеря связи с Богом за непрощаемые грехи, в древние времена маги относились к несчастным, потерявшим разум, иначе. И даже, что характерно, брались исцелять пострадавших. Именно из магии вошло в народное знание несколько методов избавления от сумасшествия, особо популярных в средние века на территории Великобритании.

Например, в Корнуолле безумие исцеляли, погружая больного с головой в источник и удерживая его под водой до тех пор, пока тот не начнет всерьез захлебываться.

Вот как описывает подобную экзекуцию знаменитый английский историк Кэрью: «Душевнобольного ставили на край квадратного бассейна, наполненного водой из источника Святого Нуна. Затем пациента, не имеющего ни малейшего понятия о том, что с ним собираются делать, внезапно толкали в грудь и он падал в бассейн, где несколько сильных мужчин погружали его в воду до тех пор, пока он не переставал бесноваться. После этого его несли в церковь и служили над ним определенную мессу».

Этот ритуал назывался «Потопление». Безусловно, входившая в него церковная служба напоминает об «отчитывании бесов», и по сей день практикующемся как в католической, так и в православной церквях, если речь идет об одержании. Но уже вне Корнуолла, на территории Пертшира излечение обходилось без мессы: больных сталкивали в несколько источников и ключей, посвященных 
Святому Филлиану, если была возможность его к ним доставить. Если нет - годился любой ближайший водоем. Наконец, в 
Ирландии обходились и вовсе без экзекуции, полагая, что достаточно в период ослабления болезни на рассвете накормить страдающего тремя нерукотворными продуктами: медом, молоком и солью...

И вот именно здесь, в этом обычае, сильнее всего ощущается присутствие древней магии, в том числе российской: у нас издревле самые сильные колдовские заклятия делались на соль, а самые крепкие и действенные любовные привороты - на мед...

В отличие от современных парапсихологов знахарки, жившие во времена наших прапрабабок, никогда не отказывались лечить людей, потерявших разум. Хотя потеря его тоже «диагностировалась» ими как утрата человеком связи с Творцом, его высшей защиты. За тяжкие грехи преступные предки передают своему потомству не только физическую наследственность в виде генов, но и часть своей души. Если же над ней тяготеет проклятие Свыше, то и потомку оно достанется. И так - до седьмого колена. Вот таких «наследников» и брались лечить русские знахарки и - излечивали. Во всяком случае, так утверждают древние скрижали, хроники и старинные книги, писания и летописи. Как же они это делали?

Однажды, очень давно, мне пришлось быть свидетельницей одного из удивительных обрядов: на моих глазах в глухой удмуртской деревушке  местная бабка-знахарка избавила от приступа кликушества (вид чисто женского буйного помешательства) приведенную к ней больную. В кликушество как особый вид специально насланной порчи в России верили всегда, особенно в крестьянской среде. Судя по тому, что мне довелось тогда наблюдать, и магические меры за долгие века сумели найти действенные. Припадок, очень напоминающий истерический, начался, едва упомянутая женщина подошла к паперти местной церквушки. Вышедший батюшка окропил несчастную святой водой, но ей стало только хуже...

В этом буйном состоянии ее и доставил к знахарке муж. Лечение происходило прямо на улице, перед избой бабки. Пошептав что-то над глиняным кувшином с водой, та брызнула заговоренной водицей на женщину и... буквально в то же мгновение она прекратила кричать и биться на руках с трудом удерживающего жену супруга. А бабка, вручив ему кувшин, строго наказала: брызгать эту воду на больную каждое утро с первыми лучами солнца, а как солнышко сядет - отпить давать. Вся болезнь и растворится бесследно и не возвратится больше никогда...

Немного позже мне удалось раздобыть и текст заговора, которым лечат на Руси (во всяком случае, там, где я была) не только кликушество или, допустим, приступы белой горячки, но и другие виды безумия. Приведу его:

«Святые Отче, Симоне и Самсоне! Святые Отче, Кирилл и Мефодий! Поставь меня, Господи Боже, на святое место о Боге думу думати и Святые дела творити. Бог и Свят Дух найдет на нас, и сила Вышняго осенит нас. Христова рука, апостольская печать, 
Божьей Матери крест! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Однако вполне можно сказать, что кликушество, вообще любое буйное помешательство, даже по мнению врачей, наиболее легкий и зачастую излечимый вид безумия. В народе тоже знали, что хуже всего, если человек начинает сходить с ума - тихо, как говорили прежде, «заговаривается». Современным языком - реагирует на окружающий мир неадекватно, начинает существовать в мире вымышленном.

Народная магия не спасовала и здесь. Таких больных лечили специальным заговором-обрядом. Вот как пересказывают его 
сибирские знахари:

«Если человек вместо нужных слов употребляет ненужные, говорит не то и думает не то, пусть выйдет на трех зорьках - раненько, пока солнце не показалось, а лишь красные полосы на небе. И пусть он выговорится, а тот, что с ним пошел (знахарь), пусть переждет его речь, а после, глядя на восток, трижды прочтет:

«Заря моя, зоренька, пособи в моем горюшке, забери то, что его (имя больного) путает, что язык его заплетает, ум залепляет, говорить правильно мешает. Заря моя, заряница, будь ему доброй сестрицей. Отведи с него эти хвори, да за далекие горы. 
Кланяюсь тебе в пояс, молюсь тебе в голос. Помоги ему, рабу Божьему (имя). Аминь». После этого надо отвести больного домой, чтобы до полудня проспал».

В средней полосе России за последнюю тысячу лет сложился иной способ лечения, который применяют сразу, как только заметят за человеком какие-либо странности.

В двенадцати церквях собирают ладан, остающийся после богослужения. В одно и то же утро доводят его, залив проточной водой, до кипения двенадцать раз и, разлив в двенадцать рюмочек-штофов, в течение все тех же двенадцати дней дают по одной больному с утра, на голодный желудок. В селах и деревнях Поволжья, например, этим методом пользуются и по сей день. 
Практикуется и еще один способ, одинаково эффективный, по мнению знахарей, для «буйных» и «тихих».

Перед иконой зажигается лампада, какой-нибудь родственник больного, взяв в руки зажженную восковую свечу и поставив на стол чашку с водой, опускает в воду медный крестик, который до этого находился не меньше суток на «божнице» - полочке для икон. 
Затем в ту же чашку бросает уголек и щепотку соли и читает молитвы до тех пор, пока свеча в его руке не прогорит. Молитвы читать следует над чашкой, а потом «три зорьки подряд» давать больному эту воду пить.

Все методы народной магии, описанные только что, оставались единственными способами лечения сумасшествия вплоть до конца прошлого века, когда «изгнание бесов» активно взяла на себя церковь, издревле не прекращавшая борьбу со всевозможными «бабками» и «знахарками-шептуньями». И все же пусть не полностью, но эта часть народной магии сохранилась до наших дней.

Особая магия в этой связи хранит и знание о том, как излечивать детей, родившихся неполноценными, - ведь эта беда тоже появилась не сегодня! Народное знахарство предписывает начинать борьбу за разум ребенка, если мать заметила отставание в его развитии или любую другую ненормальность, как можно быстрее и только до полутора лет. Считается, что, если правильно взяться за дело, даже этому горю можно помочь...

В правилах, которые предписываются, есть определенные трудности.

Во-первых, в день, когда начинается излечение, мать должна дойти от своего дома до храма пешком - как бы далеко это ни было. (Разумеется, ребенок должен быть окрещен еще до начала лечения.) Придя в церковь, мать обязана полностью исповедоваться в своих грехах, причаститься, а затем заказать молебен о здравии своего малыша. После чего поставить три свечи Святому 
Пантелеймону, три - иконе Скорбящей Радости и подать милостыню трем нищим. Если ребенок мальчик - мужчинам, если девочка - женщинам.

Вечером того же дня берут ни разу не использованный воск, расплавляют до кипения в железной кружке. Ребенка сажают на порог входной двери спинкой к квартире. Самый старший член семьи должен держать у него над головкой чашу со святой водой, принесенной в этот же день матерью из храма. Мать или бабушка медленно сливают кипящий  воск в воду, читая последовательно три молитвы: «Отче наш», «Верую» и «Живые в помощи». Этот обряд повторяется трижды: на следующий день утром и вечером третьего дня.

Мне ни разу не доводилось убедиться в том, что описанный метод действительно помогает в случае детского слабоумия или замедленного развития. Но вот то, что он полностью на моих глазах по меньшей мере дважды снимал у малышей плохой сон, беспокойство и повышенную, вплоть до заикания, нервозность, - могу подтвердить, поскольку довелось присутствовать при обрядах сливания воска знахарками. При этом сама процедура была легче в том смысле, что воду брали обычную, за ней не нужно было ходить, да еще пешком, в храм... Что касается заикания, которое, как известно, если оно сильное, может с годами привести к настоящему психическому расстройству, - вот как лечат его издревле в Сибири. Не только у детей, но и у взрослых.

Вначале где-то около полуночи или вновь на зорьке заговаривают воду, лучше проточную. Знахарки нашептывают на нее такой заговор:

«Речь Господева чиста. Господевы уста говорят не сбиваются, слова не прерываются, так и ты, раб (имя), говори, не сбивайся и не прерывайся икотой, маетой. Аминь».

Затем больному дают выпить наговоренную водичку, причем одновременно следует бить его по спине, произнося мысленно еще раз тот же самый заговор.

Наконец, один из самых частых симптомов, предваряющих, по мнению не только «бабок», но и врачей-психиатров, психическое нездоровье, - это кошмары и ночные страхи, вплоть до галлюцинаций. Вот как справляются с этим симптомом возможного безумия в Сибири и в средней полосе России по меньшей мере веков пять-шесть. Утром и вечером зажигается восковая свеча - так, чтобы она вся истаяла. То, что накапало с нее, бросается в воду, и «нашептывается» следующий заговор:

«Страхи, боязни, переполохи снимаю и запираю с раба (имя) на 12 замков и запоров. Сойди покой на раба (имя). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Больного умывают этой водичкой на ночь, после чего остатки выплескиваются на улицу движением от себя.

Конечно, утверждать наверняка, что все, о чем здесь рассказано, действительно панацея от столь тяжкой беды, как потеря разума, нельзя. Но так же трудно предположить и то, что эти знания хранятся веками в народной памяти «просто так», не находя практического применения, приносящего желанный результат...

Карина КАРЕВА, парапсихолог

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru