ПРАЗДНИК ПОКРОВА
Праздник Покрова Пресвятой
Богородицы, отмечаемый 14 октября по новому стилю,
не относится к числу двунадесятых - 12 главных
православных празднеств, но очень популярен и
любим на Руси. Ему посвящены
многочисленные прекрасные церкви, в том числе -
знаменитый Покровский собор на Красной площади,
который мы привыкли называть храмом Василия
Блаженного. Об этом празднике напоминают русские
фамилии, названия городов, сел, улиц. Покров
занимает особое, рубежное место между осенью и
зимой и в природном календаре. Недаром в
народе говорят: «До Покрова — осень, за
Покровом - зима идет».
Происхождение праздника объясняли
по-разному. В народе ходила легенда, что во время
земных странствий Пресвятой
Богородицы однажды под вечер,
утомленная долгой дорогой, пришла она в большое,
богатое село и стала проситься на ночлег.
Здесь жили люди, забывшие о Боге и всяком
милосердии. Страсть к стяжательству очерствила
их души. Отгородившись от мира и друг от друга
высокими крепкими заборами, они были заняты
преумножением своего материального
благосостояния и не думали о спасении души.
Постучалась Пречистая Дева в одно
окошко — услышала в ответ: «Мы бродяг не
пускаем!» Подошла к другим воротам — злые
хозяева спустили с цепи собак. Пошла в третий дом
— и там перед нею захлопнули дверь. Всю деревню
обошла странница — и ни в одном доме не захотели
ее принять, не дали ни поесть, ни отдохнуть с
дороги. Даже воды напиться дать пожалели.
Как раз в это время ехал по небу над
деревней на своей огненной колеснице
Илья-пророк. Это был справедливый, но строгий
святой. Он всегда был скор на воздаяние по
заслугам. Увидев, как в селе обидели Божественную
Странницу, рассвирепел Илья и решил сурово
наказать его жителей, забывших заповеди Господа
Бога. В ярости загрохотал он громами и молниями,
напустил на деревню ураганный ветер, сносивший с
домов крыши и с корнем вырывавший деревья. Вниз
полетели каменные и огненные стрелы, на поля и
дома посыпались градины величиной с
человеческую голову, с небес низвергинулись
потоки воды, грозившие наводнением.
Только тут перепуганные жители поняли,
сколько они нагрешили. Раскаялись, вспомнили
Бога, принялись молить заступничества.
Добрая Богородица простила их. Она
распростерла над селением свой покров - и буря
Ильи-пророка продолжала бушевать над ним, не
причиняя вреда ни жителям, ни их скоту, ни их
посевам. Удивленные неожиданно наступившим
среди бури затишьем, люди выглянули на улицу и
увидели в небесах прямо над собой сияющий покров,
расшитый золотыми нитями, от которого, как от
щита, отскакивали молнии. Тут же увидели они и
святую заступницу, которую совсем недавно
оскорбили своим жестокосердием.
ВЛАХЕРНСКОЕ ЧУДО
Историки церкви связывают
происхождение праздника с иным чудом,
происшедшим во Влахернском храме. Влахернами в
Константинополе называлась северо-западная
часть города, прилегавшая к заливу Золотой Рог. В
V веке царица Пульхерия построила в этой
местности храм, посвященный Богоматери. Его
иконостас украшал редчайший образ Девы Марии,
написанный с натуры евангелистом Лукой, а в
приделе храма в изумительном по красоте ковчеге
из золота и серебра хранилась привезенная из
Иерусалима святыня - риза Девы Марии.
В царствование императора Льва
Великого христианская Византийская империя вела
трудную войну с сарацинами (арабами-кочевниками).
События складывались неблагоприятно для
христиан. Сама их столица оказалась под угрозой.
Город был окружен превосходящими силами
противника; со дня на день ожидался штурм.
Положение было таким отчаянным, что горожане
уповали уже не на силу оружия, а только на помощь
Господа. В храмах шли непрерывные молебны.
И вот в воскресный день 1 октября
(разумеется, по юлианскому календарю, так как
григорианский календарь был придуман и введен
намного позднее) во Влахернском храме произошло
чудо. Шло всенощное бдение. Среди прихожан
молился и святой Андрей
- Христа ради юродивый. Вдруг в четвертом
часу утра во время молитвы он увидел, как через
главные западные ворота в храм входит, летя по
воздуху, сама Дева Мария в окружении небесных
ангелов и сонма святых в белых одеждах. С нею
рядом, поддерживая Богоматерь под руки, неслышно
ступали Иоанн Предтеча и любимый ученик Иисуса
Христа апостол Иоанн Богослов.
Ангелы и святые благостными голосами
пели духовные песни. Пречистая Дева приблизилась
к амвону.
Святой Андрей, опасаясь, что глаза
обманывают его, спросил стоявшего рядом ученика
Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу Мира?»
Епифаний отвечал ему: «Вижу, отче, и ужасаюсь».
Тем временем Богоматерь, преклонив колена, долго
и усердно молилась о мире. На ее прекрасном лице
выступили слезы. Закончив молитву на амвоне,
Богородица приблизилась к алтарю и продолжила
молитву там. Андрей и Епифаний слышали ее слова:
«Царю Небесный, приими всякого человека,
молящегося к Тебе и призывающего имя Мое на
помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и
неуслышан». Потом она сняла омофор (длинную
полосу ткани - женский головной убор, называемый
покровом) и распростерла его величественным,
изящным движением над всеми, кто стоял в храме.
Омофор был подобен молнии - он блистал славой
Божией. Пока Дева Мария оставалась в храме,
чудесный покров был виден. Когда она удалилась,
омофор стал прозрачным и невидимым, но осталась
его божественная благодать.
Узнав о чуде, христиане ободрились и
сумели дать отпор сарацинам. А вскоре случилось
совсем странное: враги, словно чего-то
испугавшись, сняли осаду и стали поспешно
отходить от города. Константинополь был спасен, а
в память об этом событии установлен праздник.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Если любознательный читатель
обратится к литературе, то увидит, что
Влахернское чудо, а соответственно и дату
установления праздника Покрова Пресвятой
Богородицы, относят и к V, и к X веку. Этот пример
очень ярко показывает, с какими большими
трудностями приходится встречаться историкам,
датируя события далекого прошлого. Казалось бы, в
описании
Влахернского чуда указано столько
подробностей, что датировка не составит особого
труда: надо только посмотреть, когда жил святой
Андрей и когда правил император Лев Великий. К
сожалению, в «Житии святого Андрея», где описано
явление Богоматери ему и его ученику Епифанию, не
указаны годы жизни святого, а императоров по
имени Лев в истории Византии было несколько.
Тот, кого чаще всего называли Львом
Великим, правил с 457 по 474 годы, то есть в V веке. В
пользу такой датировки говорит еще один факт: в
«Житии» сказано, что Епифаний стал позднее (уже
после смерти Андрея) архиереем. Среди
константинопольских патриархов известен только
один Епифаний — тот, кто был на престоле в 520-535
годах. Так как во время Влахернского чуда
Епифаний был еще мальчиком-учеником, то
он вполне мог дожить до 535 года.
Однако высказанная гипотеза не лишена
противоречий. Самое существенное из них в том,
что в V веке Константинополь не осаждали
сарацины. Вообще, они появились на страницах
истории гораздо позже. Серьезная энциклопедия
«Христианство» относит событие к середине Х
века, ко времени правления Льва IV Философа (886-911
годы), действительно воевавшего с сарацинами.
Иногда указывают даже точную дату: 1 октября 910
года.
- Нет, - возражают другие историки, - это
не могло произойти в Х веке. Во-первых, Льва IV
никогда не именовали Великим. Во-вторых, хотя с 910
года арабы-кочевники воевали со Львом Философом,
но положение столицы при нем не было столь
угрожающим, и в хрониках не отражено чудесное
снятие осады. Несомненно, это было при Льве III, в
VIII веке. Как раз в начале его царствования арабы
осадили Константинополь и почти год держали его
в окружении. Все закончилось неожиданным и
поспешным отступлением арабского флота.
Эта гипотеза имеет право на
существование: Лев III успешно воевал с арабами,
нанес им целый ряд серьезных поражений, к 740 году
полностью остановил их наступление на
Византийскую империю, был видным политиком. По
своим делам он мог бы претендовать на титул
Великого, но... только не в истории церкви. Здесь
он сыграл печальную роль, так как был
приверженцем иконоборческого движения. Однако
сторонников гипотезы этот довод не смущает.
- Наоборот, - заявляют они, - данный
довод подтверждает нашу правоту. Именно из-за
того, что Влахернское чудо свершилось во времена
императора-иконоборца, церковные иерархи не
отважились включить великий праздник Покрова в
число двунадесятых, да и упоминание о Льве III
замаскировали так, что трудно догадаться, о ком
идет речь.
Так или иначе, но дата Влахернского чуда
остается и поныне загадкой истории.
ПОКРОВ НА РУСИ
Русская Церковь празднует Покров с XII
века. В том, что очевидцем Влахернского чуда был
святой Андрей, родом скиф, наш соотечественник,
увидели знак особого благорасположения
Богородицы к России. Люди поверили, что Пречистая
Дева незримо распростерла свой покров и над
Русью, защищая ее от бед и несчастий. В 1165 году по
велению святого князя Андрея Боголюбского был
построен замечательный храм Покрова на Нерли. О
Покрове Пресвятой Богородицы вспоминали
Александр Невский перед
Ледовым побоищем и Дмитрий Донской на
Куликовом поле. Иван Грозный, победоносно
завершив поход на Казань, выстроил на
Красной площади величественный храм в
честь Покрова Богородицы.
От Покрова, как мы уже говорили,
начинался отсчет холодного времени года: «До
обеда осень, после обеда зимушка-зима». Погода в
этот день часто бывала переменчивой: «Покров
кроет землю то листом, то снегом». Примечали: если
на Покров ветер дует с севера или востока - зима
будет холодной, с юга - теплой, с запада - снежной.
Если ветер налетает порывами, тучи то совсем небо
закроют, то в просветах солнце проглянет - будет и
зима переменчивой, непостоянной.
Считали, что каков Покров - такова и
зима. На этот день ждали первый снег. Напротив,
если снег до Покрова не упадет - зима не скоро
настанет. Отлет журавлей до Покрова предвещал
раннюю, холодную зиму. А если белка в Покров чиста
(т.е.вылиняла) - зима хороша будет. В старину
крестьяне на Покров переводили скот на зимнее
содержание: угощали своих четвероногих любимиц
пожинальным (последним) снопом и с этого дня
держали скотину в доме.
Справные хозяева советовали: «Захвати
тепла до Покрова! Чини избу до Покрова - не то не
будет тепла». Для этого подновляли
завалинки, конопатили щели, заклеивали
рамы. Щели затыкали мхом, приговаривая: «Батюшка
Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина
добром!» Бытовало поверье, что на Покров нужно
истопить печь яблоней - тогда в доме всю зиму
будет тепло. Когда накануне Покрова слышались
завывания ветра, суеверные деды поучали малышню:
«Эко сегодня лешие расходились! Ветер
перекричать хотят!» В такую погоду ни мужики, ни
бабы не отваживались идти в лес: «Леший - не свой
брат. Переломает косточки не хуже медведя!»
Вырванные с корнем кусты и деревья, завалы в
лесных чащобах, зверье, разогнанное по норам,
казалось, подтверждали рассказы о бесчинствах
лесных хозяев. Эти дни были последними, когда
лесной нечисти еще дозволялось
колобродить. В Покров она проваливалась
под землю и оставалась там до весны, выбирая
из-под снега вместе с первой зеленой травкой.
ВРЕМЯ СВАДЕБ
К началу октября все основные
сельскохозяйственные работы уже завершены:
урожай убран, снопы обмолочены и провеяны, хлеб
лежит в амбарах. «В октябре и мужик с лаптями, и
изба с дровами». Пора устраивать осенние торги и
ярмарки. В это сытное и не слишком
обременительное время на селе было принято
играть свадьбы. Для деревенской молодежи главные
впечатления от праздника Покрова были связаны с
веселыми и яркими свадьбами. Говорили: «Придет
Покров, девке голову покроет». Покрытие головы
считалось символом замужества: девушки могли
ходить с непокрытой головой, а для замужней
женщины быть простоволосой считалось позором
и большим грехом. В народном сознании как бы
соединился покров в разных значениях: нетленный
омофор Пресвятой Богородицы, белая фата невесты,
снежный покров земли. В свадебных песнях пели:
«Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду,
замуж снаряжают?» Девушки просили: «Мать-Покров!
Покрой землю снежком, меня, молоду, платком». Или,
обращаясь к Богородице: «Ты, Покров-Богородица!
Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленною —
идти на чужую сторону!» Кто хотел скорее выйти
замуж, торопился поставить в церкви свечу.
Считали: кто раньше свечу поставит, тот и замуж
раньше выйдет. Наверное, примечали не зря:
шустрые и активные в девках не засиживались.
Выпадение снега в Покров считалось
хорошим предзнаменованием и для обрученных:
«Если снег выпадет 1 октября (по старому стилю),
это предвещает много свадеб, а снег, падающий в
день венчания, сулит счастье молодым». Праздник
Покров, пришедшийся на такое запоминающееся и
удобное время, глубоко и естественно вошел в
жизнь русского народа.
Виктор Ермаков |