3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

ПРАЗДНИК ПОКРОВА

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября по новому стилю, не относится к числу двунадесятых - 12 главных православных празднеств, но очень популярен и любим на Руси.  Ему посвящены многочисленные прекрасные церкви, в том числе - знаменитый Покровский собор на Красной площади, который мы привыкли называть храмом Василия Блаженного. Об этом празднике напоминают русские фамилии, названия городов, сел, улиц.  Покров занимает особое, рубежное место между осенью и зимой  и в природном календаре. Недаром в народе говорят:  «До Покрова — осень, за Покровом - зима идет».

Происхождение праздника объясняли по-разному. В народе ходила легенда, что во время земных странствий Пресвятой 
Богородицы однажды под вечер, утомленная долгой дорогой, пришла она в большое, богатое село и стала проситься на ночлег. 
Здесь жили люди, забывшие о Боге и всяком милосердии. Страсть к стяжательству очерствила их души. Отгородившись от мира и друг от друга высокими крепкими заборами, они были заняты преумножением своего материального благосостояния и не думали о спасении души.

Постучалась Пречистая Дева в одно окошко — услышала в ответ: «Мы бродяг не пускаем!» Подошла к другим воротам — злые хозяева спустили с цепи собак. Пошла в третий дом — и там перед нею захлопнули дверь. Всю деревню обошла странница — и ни в одном доме не захотели ее принять, не дали ни поесть, ни отдохнуть с дороги. Даже воды напиться дать пожалели.

Как раз в это время ехал по небу над деревней на своей огненной колеснице Илья-пророк. Это был справедливый, но строгий святой. Он всегда был скор на воздаяние по заслугам. Увидев, как в селе обидели Божественную Странницу, рассвирепел Илья и решил сурово наказать его жителей, забывших заповеди Господа Бога. В ярости загрохотал он громами и молниями, напустил на деревню ураганный ветер, сносивший с домов крыши и с корнем вырывавший деревья. Вниз полетели каменные и огненные стрелы, на поля и дома посыпались градины величиной с человеческую голову, с небес низвергинулись потоки воды, грозившие наводнением.

Только тут перепуганные жители поняли, сколько они нагрешили. Раскаялись, вспомнили Бога, принялись молить заступничества. 
Добрая Богородица простила их. Она распростерла над селением свой покров - и буря Ильи-пророка продолжала бушевать над ним, не причиняя вреда ни жителям, ни их скоту, ни их посевам. Удивленные неожиданно наступившим среди бури затишьем, люди выглянули на улицу и увидели в небесах прямо над собой сияющий покров, расшитый золотыми нитями, от которого, как от щита, отскакивали молнии. Тут же увидели они и святую заступницу, которую совсем недавно оскорбили своим жестокосердием.

ВЛАХЕРНСКОЕ ЧУДО

Историки церкви связывают происхождение праздника с иным чудом, происшедшим во Влахернском храме. Влахернами в Константинополе называлась северо-западная часть города, прилегавшая к заливу Золотой Рог. В V веке царица Пульхерия построила в этой местности храм, посвященный Богоматери. Его иконостас украшал редчайший образ Девы Марии, написанный с натуры евангелистом Лукой, а в приделе храма в изумительном по красоте ковчеге из золота и серебра хранилась привезенная из Иерусалима святыня - риза Девы Марии.

В царствование императора Льва Великого христианская Византийская империя вела трудную войну с сарацинами (арабами-кочевниками). События складывались неблагоприятно для христиан. Сама их столица оказалась под угрозой. Город был окружен превосходящими силами противника; со дня на день ожидался штурм. Положение было таким отчаянным, что горожане уповали уже не на силу оружия, а только на помощь Господа. В храмах шли непрерывные молебны.

И вот в воскресный день 1 октября (разумеется, по юлианскому календарю, так как григорианский календарь был придуман и введен намного позднее) во Влахернском храме произошло чудо. Шло всенощное бдение. Среди прихожан молился и святой Андрей 
- Христа ради юродивый. Вдруг в четвертом часу утра во время молитвы он увидел, как через главные западные ворота в храм входит, летя по воздуху, сама Дева Мария в окружении небесных ангелов и сонма святых в белых одеждах. С нею рядом, поддерживая Богоматерь под руки, неслышно ступали Иоанн Предтеча и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов. 
Ангелы и святые благостными голосами пели духовные песни. Пречистая Дева приблизилась к амвону.

Святой Андрей, опасаясь, что глаза обманывают его, спросил стоявшего рядом ученика Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу Мира?»  Епифаний отвечал ему: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Тем временем Богоматерь, преклонив колена, долго и усердно молилась о мире. На ее прекрасном лице выступили слезы. Закончив молитву на амвоне, Богородица приблизилась к алтарю и продолжила молитву там. Андрей и Епифаний слышали ее слова: «Царю Небесный, приими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неуслышан». Потом она сняла омофор (длинную полосу ткани - женский головной убор, называемый покровом) и распростерла его величественным, изящным движением над всеми, кто стоял в храме. Омофор был подобен молнии - он блистал славой Божией. Пока Дева Мария оставалась в храме, чудесный покров был виден. Когда она удалилась, омофор стал прозрачным и невидимым, но осталась его божественная благодать.

Узнав о чуде, христиане ободрились и сумели дать отпор сарацинам. А вскоре случилось совсем странное: враги, словно чего-то испугавшись, сняли осаду и стали поспешно отходить от города. Константинополь был спасен, а в память об этом событии установлен праздник.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

Если любознательный читатель обратится к литературе, то увидит, что Влахернское чудо, а соответственно и дату установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы, относят и к V, и к X веку. Этот пример очень ярко показывает, с какими большими трудностями приходится встречаться историкам, датируя события далекого прошлого. Казалось бы, в описании 
Влахернского чуда указано столько подробностей, что датировка не составит особого труда: надо только посмотреть, когда жил святой Андрей и когда правил император Лев Великий. К сожалению, в «Житии святого Андрея», где описано явление Богоматери ему и его ученику Епифанию, не указаны годы жизни святого, а императоров по имени Лев в истории Византии было несколько.

Тот, кого чаще всего называли Львом Великим, правил с 457 по 474 годы, то есть в V веке. В пользу такой датировки говорит еще один факт: в «Житии» сказано, что Епифаний стал позднее (уже после смерти Андрея) архиереем. Среди константинопольских патриархов известен только один Епифаний — тот, кто был на престоле в 520-535 годах. Так как во время Влахернского чуда 
Епифаний был еще мальчиком-учеником, то он вполне мог дожить до 535 года.

Однако высказанная гипотеза не лишена противоречий. Самое существенное из них в том, что в V веке Константинополь не осаждали сарацины. Вообще, они появились на страницах истории гораздо позже. Серьезная энциклопедия «Христианство» относит событие к середине Х века, ко времени правления Льва IV Философа (886-911 годы), действительно воевавшего с сарацинами. Иногда указывают даже точную дату: 1 октября 910 года.

- Нет, - возражают другие историки, - это не могло произойти в Х веке. Во-первых, Льва IV никогда не именовали Великим. Во-вторых, хотя с 910 года арабы-кочевники воевали со Львом Философом, но положение столицы при нем не было столь угрожающим, и в хрониках не отражено чудесное снятие осады. Несомненно, это было при Льве III, в VIII веке. Как раз в начале его царствования арабы осадили Константинополь и почти год держали его в окружении. Все закончилось неожиданным и поспешным отступлением арабского флота.

Эта гипотеза имеет право на существование: Лев III успешно воевал с арабами, нанес им целый ряд серьезных поражений, к 740 году полностью остановил их наступление на Византийскую империю, был видным политиком. По своим делам он мог бы претендовать на титул Великого, но... только не в истории церкви. Здесь он сыграл печальную роль, так как был приверженцем иконоборческого движения. Однако сторонников гипотезы этот довод не смущает.

- Наоборот, - заявляют они, - данный довод подтверждает нашу правоту. Именно из-за того, что Влахернское чудо свершилось во времена императора-иконоборца, церковные иерархи не отважились включить великий праздник Покрова в число двунадесятых, да и упоминание о Льве III замаскировали так, что трудно догадаться, о ком идет речь. 
Так или иначе, но дата Влахернского чуда остается и поныне загадкой истории.

ПОКРОВ НА РУСИ

Русская Церковь празднует Покров с XII века. В том, что очевидцем Влахернского чуда был святой Андрей, родом скиф, наш соотечественник, увидели знак особого благорасположения Богородицы к России. Люди поверили, что Пречистая Дева незримо распростерла свой покров и над Русью, защищая ее от бед и несчастий. В 1165 году по велению святого князя Андрея Боголюбского был построен замечательный храм Покрова на Нерли. О Покрове Пресвятой Богородицы вспоминали Александр Невский перед 
Ледовым побоищем и Дмитрий Донской на Куликовом поле. Иван Грозный, победоносно завершив поход на Казань, выстроил на 
Красной площади величественный храм в честь Покрова Богородицы.

От Покрова, как мы уже говорили, начинался отсчет холодного времени года: «До обеда осень, после обеда зимушка-зима». Погода в этот день часто бывала переменчивой: «Покров кроет землю то листом, то снегом». Примечали: если на Покров ветер дует с севера или востока - зима будет холодной, с юга - теплой, с запада - снежной. Если ветер налетает порывами, тучи то совсем небо закроют, то в просветах солнце проглянет - будет и зима переменчивой, непостоянной.

Считали, что каков Покров - такова и зима. На этот день ждали первый снег. Напротив, если снег до Покрова не упадет - зима не скоро настанет. Отлет журавлей до Покрова предвещал раннюю, холодную зиму. А если белка в Покров чиста (т.е.вылиняла) - зима хороша будет. В старину крестьяне на Покров переводили скот на зимнее содержание: угощали своих четвероногих любимиц пожинальным (последним) снопом и с этого дня держали скотину в доме.

Справные хозяева советовали: «Захвати тепла до Покрова! Чини избу до Покрова - не то не будет тепла». Для этого подновляли 
завалинки, конопатили щели, заклеивали рамы. Щели затыкали мхом, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!» Бытовало поверье, что на Покров нужно истопить печь яблоней - тогда в доме всю зиму будет тепло. Когда накануне Покрова слышались завывания ветра, суеверные деды поучали малышню: «Эко сегодня лешие расходились! Ветер перекричать хотят!» В такую погоду ни мужики, ни бабы не отваживались идти в лес: «Леший - не свой брат. Переломает косточки не хуже медведя!» Вырванные с корнем кусты и деревья, завалы в лесных чащобах, зверье, разогнанное по норам, казалось, подтверждали рассказы о бесчинствах лесных хозяев. Эти дни были последними, когда лесной нечисти еще дозволялось 
колобродить. В Покров она проваливалась под землю и оставалась там до весны, выбирая из-под снега вместе с первой зеленой травкой.

ВРЕМЯ СВАДЕБ

К началу октября все основные сельскохозяйственные работы уже завершены: урожай убран, снопы обмолочены и провеяны, хлеб лежит в амбарах. «В октябре и мужик с лаптями, и изба с дровами». Пора устраивать осенние торги и ярмарки. В это сытное и не слишком обременительное время на селе было принято играть свадьбы. Для деревенской молодежи главные впечатления от праздника Покрова были связаны с веселыми и яркими свадьбами. Говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Покрытие головы считалось символом замужества: девушки могли ходить с непокрытой головой, а для замужней женщины быть простоволосой  считалось позором и большим грехом. В народном сознании как бы соединился покров в разных значениях: нетленный омофор Пресвятой Богородицы, белая фата невесты, снежный покров земли. В свадебных песнях пели: «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжают?» Девушки просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком». Или, обращаясь к Богородице: «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленною — идти на чужую сторону!» Кто хотел скорее выйти замуж, торопился поставить в церкви свечу. Считали: кто раньше свечу поставит, тот и замуж раньше выйдет. Наверное, примечали не зря: шустрые и активные в девках не засиживались.

Выпадение снега в Покров считалось хорошим предзнаменованием и для обрученных: «Если снег выпадет 1 октября (по старому стилю), это предвещает много свадеб, а снег, падающий в день венчания, сулит счастье молодым». Праздник Покров, пришедшийся на такое запоминающееся и удобное время, глубоко и естественно вошел в жизнь русского народа.

Виктор Ермаков  

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru