Путь Аристарха Ливанова в артисты был будто запрограммирован судьбой: он начал постигать азы будущей профессии еще в киевском детском саду, где его мама руководила театральной группой. В 16 лет он уже «командовал» собственным кукольным театром, где артистами и зрителями были дворовые ребятишки, и параллельно играл в труппе Народного театра при Доме ученых.
Еще студентом театрального института
Аристарх с головой окунулся в мир кино, снявшись
в картине «Эти невинные забавы».
Затем сыграл роль бандита по кличке
Брюнет в «Зеленых цепочках». С тех пор он освоил в
отечественном кинематографе амплуа яркого
представителя «аристократической косточки» -
белогвардейских офицеров, умеющих не только
носить погоны, галантно ухаживать за дамами и
целовать ручки, но и хранящих свои идеалы с болью
в сердце и с верой в Бога, царя и Отечество.
- Именно таким был ваш Серж Алексеев в телесериале «Государственная граница», доблестный есаул в фильме «Дина» и офицеры в картинах «На муромской дорожке», «Русский роман»... Они близки вам по духу?
- Да, очень. И прежде всего внутренней порядочностью. Ведь благородство в те времена (а значит - честь и достоинство) было главным мерилом жизни. Этим дорожили, за поступки, порочащие честь и достоинство, вызывали на дуэль. И соблюдение этих постулатов объединяло всех, кто хотел соответствовать кодексу чести, что, в свою очередь, заставляло людей быть честными и чистыми. Для чего требовалась определенная душевная работа. Это было мерилом всех поступков, на это ежедневно оглядывались. Это сейчас, если в тебе нет совести, ты внутренне свободен и тебе кажется, что легко дышится. Только ведь Господь все видит, и каждому воздаст по делам его.
- Вы из тех людей, которым всё удается?
- Ну, что значит - всё? На каждом этапе творчества возникает какой-то новый ориентир, новая мечта. Кто-то говорит: мечтать - не вредно. Но мечтать больно! Потому что чаще всего, едва ты задумал что-то, как на тебя обрушивается вихрь препятствий... Я, к примеру, не могу простить судьбе того, что мне не удалось сыграть роль Арбенина в «Маскараде», хотя 29 дней репетировал ее в Театре Советской Армии. Но у нас с режиссером не сошлись суждения относительно этого лермонтовского произведения. Правда, до меня пробовались в этой же роли и Олег Борисов, и Игорь Ледогоров, а после меня - Сергей Юрский - и ни один в этом спектакле не остался.
- Вы повинуетесь поворотам судьбы или пытаетесь как-то ею управлять?
- Скорее, повинуюсь. Я столько поколесил по городам, переходя из одного театра в другой и переезжая из одной провинции в другую, прежде чем меня занесло в столицу. Проработал в девяти театрах! А ведь все эти перемещения были сопряжены с немыслимыми житейскими трудностями, на которые добровольно трудно решиться: попробуйте-ка десять раз с семьей и скарбом помотаться меж разными городами. А в моей географии оказались Киев, Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону, Таганрог, Рязань... Судьба вела, и я следовал ее указаниям. Однако не нужно быть у судьбы иждивенцем. Надо соответствовать своему предназначению, и тогда...
- Похоже, у вас и с интуицией нет проблем?
- Пожалуй. Я ведь родился под созвездием Рыб, а Рыбы, насколько я успел заметить, - очень интуитивны по характеру. Больше того, замечал, что иногда меня посещают озарения и я совершенно неведомым мне образом могу что-то предсказать... Но контролировать это состояние и вызывать его искусственно, к сожалению, не получается. Возможно, если бы больше общался с людьми, которые владеют способностями ясновидения, они показали бы мне ключ и научили этому мастерству.
Но если это состояние меня посещает, я им пользуюсь. Причем наступает оно совершенно неожиданно. Однажды сидел за столом в хорошей компании. И в какой-то момент меня понесло, я стал предсказывать собутыльникам судьбу. Мне бы остановиться, но чувствую: не могу! Информация из меня просто перла! Я лишь открывал рот и совершенно не знал, что произнесу в следующую секунду. Рассказывал им, что было и что будет. А они только восклицали: «Ой, откуда вы это знаете?..» Удивительно, но и с «что будет» я в точку попадал - потом уже, годы спустя, это выяснилось.
- Говорят, что имя, которым нарекают нас родители, несет в себе определенную жизненную программу. У вас очень редкое имя - Аристарх. Почему вас так нарекли?
- О, это длинная история! Имя - древнегреческое и пришло на Русь вместе с православием. А переводят его по-разному, иногда «мудрейший из старейших», иногда «лучший военачальник». Есть праздник семидесяти апостолов - большого круга учеников Христа, который отмечается в январе, и среди этих апостолов - святой Аристарх. А назвали меня в честь деда, папиного отца Аристарха Павловича Ливанова. Он - потомственный волгарь. Кстати, наши с Василием Борисовичем Ливановым прадеды родом из одних мест, из поселения вольных волжских бурлаков. Поэтому мы с ним и решили считать себя родственниками.
Так вот, мой дед Аристарх Павлович был протоиереем. 14 августа 1937 года его арестовали по ложному обвинению в создании монархической контрорганизации, главой которой он якобы был. А 12 февраля 1938 года расстреляли в городе Камышине. Говорят, что Аристарх Павлович был очень талантливым человеком, на его проповеди сходилась чуть ли не вся округа. Что, собственно, и дало повод оппонентам оклеветать его перед НКВД. Три года назад нам с супругой удалось найти его личное дело. Я читал эти документы вслух при включенной видеокамере. Но в какой-то момент, совершенно потрясенный, прервал чтение и не мог вымолвить ни слова. Среди документов лежала расписка деда, будто написанная... моею рукой. Ну мой почерк, точь-в-точь! Более того, и подпись моя! Я подписываюсь точно так же, ставя в начале две первые буквы имени - Ар, а дальше три первые буквы фамилии - Лив...
Уже потом я узнал, что такое реинкарнация... И читая одну из книг Сергея Николаевича Лазарева «Диагностика кармы», натолкнулся на строки: актерский талант созревает в нескольких жизнях души. И в одной из них человек должен полностью посвятить себя служению Господу... Я стал припоминать, родственники говорили мне, что я очень сильно похож на деда: и ростом в него, и манерами... Кстати, за роли в фильмах «Русский роман», «Дина», «На муромской дорожке» я был жалован его сиятельством князем Голицыным и нынешним Дворянским собранием дворянским званием и перстнем. Получается, что я продолжил линию своего деда и стал колокольным дворянином. Ведь в былые времена высокое духовное лицо, дослужившись до протоиерея, автоматически жаловалось дворянским званием.
- Вас, наверное, и крестили православным в раннем возрасте, следуя традициям семьи?
- Как раз наоборот. В связи с расстрелом деда жизнь моего отца была сильно исковеркана. И несмотря на привитое с детства уважение к религии крестить меня с рождения побоялись. Сделали это позже, крестили заодно с братом Игорем, которому было полгода, а мне уже 6 лет. Но не в церкви, а на дому у батюшки.
- А чем занимался ваш отец?
- До войны он был актером Саратовского театра драмы и комедии. Но после фронта не вернулся туда, хотя всю жизнь руководил детской театральной самодеятельностью. Впрочем, как и мама... Мои родители встретились в Киеве к концу войны. Мама служила лейтенантом в госпитале после окончания киевского института физкультуры. Кстати, она была чемпионкой Украины по прыжкам в воду. Так вот, 23 февраля в госпитале по случаю праздника бойцы-пациенты устроили концерт. И отец, как бывший профессиональный актер, читал «Мцыри» Лермонтова. И мать, стоя в кулисах, сказала тогда: «Ну, этого бойца я на ноги поставлю!» С тех пор они вместе, в прошлом году мы отмечали 50-летие их совместной жизни.
- Не странно ли: сын православного священнослужителя стал актером... Церковь же актерства не принимала.
- Церковь-то осуждала, но многие наши родственники оказались так или иначе связанными со сценой. Алевтина Толчанова, заслуженная артистка России и моя двоюродная тетя, всю жизнь работала в саратовском театре. Ее дочь - Наташа Высоцкая, тоже заслуженная артистка, работает в Калининградском театре. Мой дядя, прослужив достаточно долго в различных культпросветучреждениях, стал режиссером Сумского телевидения. Одна тетя, медсестра, постоянно выступала в самодеятельности: другая великолепно копировала и пародировала всех родственников и соседей. Это во-первых. А во-вторых, если говорить об истоках театра, - он ведь родился в храме. Достаточно вспомнить: ставились в церкви и большие мистерии, и настоящие спектакли о Рождестве и других периодах жизни и Воскресения Иисуса Христа. А что такое вообще церковная служба, если не Представление с большой буквы? Да, ритуал, но в нем есть и своя драматургия: начало, кульминация, финал. Есть зритель и слушатель, есть воздействие на зрителя, на его чувства, сердце и ум. А осуждение актерства, думаю, шло из-за того, что служители церкви видели в этой профессии некое соперничество. Кроме того, среди представителей театра не всегда были богопослушные и праведные люди.
В свое время известного театрального режиссера Завадского, руководителя Театра имени Моссовета, осенило: театр должен заменить религию! Завадский жаждал донести свою концепцию до высшего руководства СССР. Но, слава Богу, сегодня у нас и театр, и церковь нашли возможность сосуществования. Более того, известны добрые примеры сотрудничества. Вспомним фильм «Иисус из Назарета», созданный на уровне шедевров мирового кинематографа. Он одобрен церковью. И актеры частенько, снимаясь в той или иной роли, испрашивают благословения у церкви.
- Вам приходилось играть подобные роли?
- Пока нет. А вот за свою актерскую
судьбу обвенчан был неоднократно, хотя в
реальной жизни мы с супругой не венчаны.
Впрочем, может быть, к 25-летию совместной
жизни, которое будем отмечать в декабре, и
предстанем перед Богом для венчания,
дабы освятить наш супружеский союз.
- Вы часто бываете в церкви?
- Бываю. Мне кажется, что я нашел
наконец себе духовника - отца Вадима, который
служит в Подмосковье, в деревне Мансурово.
Несмотря на молодость, он мудр в мыслях,
светлый и ласковый в речах. Главное, после встреч
с ним душа очищается и наполняется любовью ко
всему, что тебя окружает.
- Как вы думаете, любовь - это радость или мука?
- И радость, и мука. Особое состояние души, которое даруется Господом. Правда, бывает счастливая любовь, бывает - несчастливая, но и то и другое состояние помогают в творчестве. Хотя в творческом плане счастливая любовь не так созидательна, как несчастная. К тому же она эгоистичнее несчастной.
- А страсть - положительное явление или отрицательное?
- Я думаю, через все надо пройти. Страсть ведь тоже бывает разрушительной и созидательной. Главное, при этом не впасть в панику и уныние, не отречься от любви к Творцу. И тогда рано или поздно ситуация выравнивается. Потому что любовь всегда была, есть и будет главным лекарством ото всех бед.
Интервью вела
Татьяна СЕКРИДОВА
3W.SU ©® 2015