Призрак
предъявляет алиби
Как утверждает словарь русского
языка, привидение - это «призрак человека,
отсутствующего или умершего, представляющийся
людям с больным воображением». В свою очередь
призрак определяется как «что-либо, только
кажущееся реальным; то, что мерещится».
Энциклопедический словарь вообще не упоминает о
подобном феномене. В то же время есть тысячи
задокументированных свидетельств людей,
встречавшихся с привидениями. Так кому же верить?
Говорят: верить надо науке. Значит, призраки не
существуют, ибо наука категорически отвергает
такую возможность. Но ведь наука - это люди,
делающие ее. А их мнения вовсе не столь
однозначны, как стараются нам доказать ярые
противники всякой «чертовщины».
Приведем только одно свидетельство.
Его автора трудно заподозрить в предвзятости или
суеверии. Ибо речь идет об академике Наталье
Петровне Бехтеревой, в течение длительного
времени бывшей директором Института мозга. Уж
она-то, как никто другой, может отличить плод
нашей фантазии от реального, хотя и весьма
необычного объекта.
Человек с той стороны
В свое время в семье Бехтеревой случилась
трагедия: скоропостижно скончался ее муж. Тогда в
их квартире жила ее близкая подруга - Раиса
Васильевна Вольская (Р.В. далее).
«Со всем дальнейшим странным и необычным мы
встретились вместе с Р.В. Если бы я продолжала
встречаться со странностями одна, я бы подумала,
что все это - мираж больного воображения, - пишет
академик Бехтерева. - Я продолжала ездить в
командировки в Москву, за границу. И однажды,
вернувшись из Москвы, мы с Р.В. услышали шаги
человека, шедшего перед окнами гостиной справа
налево по направлению к небольшому шкафу. В
пространстве под шкафом раздался шум,
напоминающий шум большого волчка, очень громкий.
5-10 секунд - и все кончилось».
Следующее событие: «Я иду в ванную мыться. Р.В.
остается в гостиной. Расстояние между нами 18-20
метров. Когда я уже вышла из самой ванной, я
услышала шаги, предположительно мужские,
двигавшиеся к ванной комнате. Шаги дошли до
ванной. Я, естественно, окликнула Раису. Шаги
стали удаляться. Когда я через 6-8 минут вышла, Р.В.
сказала мне: «А зачем вы выходили ранее? И почему
не ответили мне?» И добавила, что сидела спиной к
шагам, причем испытывала странное чувство -
трудности повернуться ко «мне». Она пыталась
заговорить со «мной», но «я» не отвечала. История
эта произвела на нас обеих очень сильное
впечатление, впечатление чьего-то присутствия.
Кстати, у меня долгое время сохранялось чувство
присутствия кого-то из двух ушедших в иной мир в
квартире, особенно отчетливое в первые секунды
пробуждения, затем оно исчезало, но только тогда,
когда перестали обнаруживаться и «странные»
явления...»
И последнее свидетельство: «За занавеской на
окне, выходящем во двор-сад, стоит банка с водой, -
рассказывает Наталья Петровна. - Я протягиваю за
ней руку, слегка отодвигая занавеску, и рассеянно
гляжу вниз. С моего третьего этажа во двор-сад
нашего дома. Сойдя с поребрика, прямо на тающем
снегу стоит странно одетый человек и глаза в
глаза смотрит на меня. Я знаю его даже слишком
хорошо, но этого просто не может быть. Никогда. Я
иду на кухню, где сию минуту должна быть Р.В., и,
встретив ее на полдороге, прошу посмотреть в окно
спальни.
Я впервые в жизни увидела лицо живого человека
действительно белое, как полотно. Это было лицо
бежавшей ко мне Р.В. «Н.П.! Да это И.И там стоит (муж
Бехтеревой. - Прим. авт.)! Он пошел в сторону
гаража, знаете, этой своей характерной походкой...
Неужели вы его не узнали?» В том-то и дело, что
узнала, но в полном смысле слова не поверила
своим глазам. Если бы все это происходило со мной
одной, как, например, очень яркий - «вещий» - сон,
совсем не похожий на обычный, можно было бы
трактовать все это как галлюцинацию на фоне
моего измененного сознания (было бы из-за чего!). А
Р.В.?.. Статистическому анализу все это не
поддается, но уверенность в реальности феноменов
у меня полная. По крайней мере тех, где мы обе
порознь слышали или видели эти «странные»
явления. Шаги - дважды... И.И. на улице под окном.
Ведь я же не только не говорила Р.В., что видела
И.И., но и на что именно смотреть, не говорила».
Таковы факты, скрупулезно
зафиксированные авторитетным очевидцем.
Впрочем, реальность существования привидений и
призраков подтверждают и бесстрастные приборы.
Приведу лишь два характерных примера, которые
достаточно корректны с научной точки зрения. Когда стены - не помеха
Рано утром 27 октября 1991 года Камерон
Уолш-Болшоу, менеджер ночного клуба «Бабочка» в
английском городе Олдхэме, вместе со своим
помощником Джоном Рейдом запер все помещения и,
включив охранную сигнализацию и видеосистему
слежения, отправился попить чаю в дом Рейда,
находившийся буквально за углом. А через час, в
четыре тридцать утра, Рейду позвонили из полиции
и сообщили, что в клубе сработала сигнализация.
Менеджер и его помощник поспешили к «Бабочке»,
где их ждали несколько констеблей. Когда они
вошли в здание, то не обнаружили никаких следов
взлома. Осмотр же пульта показал, что система
сработала на проникновение в кассовое помещение
клуба. Но оно оказалось закрытым, а тщательный
обыск полицейскими всего здания также не выявил
следов преступника.
Тогда один из констеблей предложил просмотреть
видеозапись этой ночи. Однако то, что они увидели,
окончательно запутало ситуацию. Запись,
сделанная видеокамерой в коридоре перед дверью в
кассу, показала, как по проходу идет мужчина в
рубашке с короткими рукавами и в темных брюках -
совершенно не подходящей одежде для этого
времени года. Когда незнакомец дошел до конца
коридора, он повернулся и шагнул прямо сквозь
закрытую дверь кассы, словно это была не толстая
дубовая панель, изнутри обшитая сталью, а
кисейная занавеска. Ошеломленные зрители
прокрутили кассету обратно и еще раз просмотрели
ее в замедленном темпе. Но ничего не изменилось.
Время «взлома», зафиксированное видеокамерой, -
4.32.22 - было то самое, когда в полицейском участке
сработала сигнализация, независимая от
видеосистемы слежения.
Это происшествие вызвало много толков среди
исследователей паранормальных явлений. Сначала
было высказано предположение о подделке
видеозаписи, но тщательная проверка этого не
подтвердила. В ноябре 1991 года члены Британской
ассоциации научного изучения аномальных явлений
в результате предварительного расследования
установили, что помещение ночного клуба
«Бабочка» находилось в викторианском здании,
имевшем свою «призрачную» историю. В прошлом по
крайней мере два человека умерли насильственной
смертью, работая в нем. Причем в самом здании
якобы и раньше видели привидения, возможно,
именно этих людей. Но свидетельств данных
случаев не сохранилось, поскольку никто не
занимался их исследованием. Что же касается
последнего инцидента, то, поскольку лица
призрака-«взломщика» на видеозаписи не было
видно, опознать его, сличая с фотографиями жертв
прежних трагедий, не удалось.
Правда, когда эта история попала в газеты и был
напечатан стоп-кадр с пленки видеозаписи, в
Ассоциацию обратился местный житель Дерек Ллойд.
Он утверждал, что по одежде и походке опознал в
призраке своего отца, который погиб в этом здании
во время реставрационных работ в 1932 году. Увы,
подтвердить или опровергнуть его версию было
невозможно. Расследование зашло в тупик.
Тогда было высказано предположение, что
загадочная видеозапись могла явиться
результатом наложения двух изображений:
закрытой двери и человека, проходящего через
открытую дверь.
Менеджер клуба отнесся скептически к гипотезе
о наложении изображения. «Все наши пленки
обязательно размагничиваются перед повторным
использованием», - заявил он. Для очистки совести
исследователи из Ассоциации все же решили
провести технический анализ пленки. С помощью
осциллятора эксперты установили, что сигнал
один. Таким образом удалось неопровержимо
доказать, что именно призрак, забредший в ночной
клуб, неизвестно зачем прошел сквозь дверь в
кассу и попал на видеозапись.
К тому же охранная система в клубе
действовала независимо от видеокамер:
сигнализация включалась, когда что-то
последовательно блокировало два инфракрасных
луча, которые посылались устройством,
расположенным на двери кассы. Поэтому система
сигнализации сработала бы даже в том случае, если
бы на лучи воздействовали клубы дыма. Загадка старого бомбардировщика
Второй таинственный случай произошел в ангаре
музея военно-воздушных сил Великобритании, где
стоял отреставрированный бомбардировщик «Авро
Линкольн» времен Второй мировой войны. При
выполнении последнего боевого задания эта
машина попала под сильный зенитный огонь, почти
все члены экипажа были убиты, и раненый пилот
буквально чудом привел израненный
бомбардировщик обратно на базу. Теперь же в нем
слышались различные звуки, включая глухие стуки,
царапанье, скрип, стоны, вздохи и - что совсем уж
непонятно - женские голоса. Затем служители музея
стали наблюдать странные явления: появлялись
призраки членов экипажа, сами собой щелкали
тумблеры, к тому же происходили внезапные и
совершенно необъяснимые перепады температуры
воздуха внутри фюзеляжа.
Осенью 1989 года изучением таинственных явлений
в старом бомбардировщике решил заняться
исследователь Питер Торнейкрофт. Приехав в музей
вместе с технической командой ВВС, он услышал и
записал на пленку странные звуки и голоса,
раздававшиеся внутри самолета, которые не были
слышны в ангаре. К тому же Торнейкрофт несколько
раз видел крошечные яркие огоньки, происхождение
которых никто не мог объяснить.
Когда пленка была позднее прослушана экспертами
ВВС, выяснилось, что хлопкам, которые чаще всего
сопровождают различные механические движения
вроде резкого проворачивания храповика или
самопроизвольного открывания бомболюков, всегда
предшествует ясно различимый треск, похожий на
разряд при контакте со статическим
электричеством. А вот специалисты со студии
звукозаписи, выполнявшей заказы кинокомпаний,
считали, что этот треск очень схож с предсмертным
хрипом человека. Причем если такие звуки
воспроизводились с помощью какого-то устройства,
то акустикам оно не известно. Хлопки же, по их
мнению, напоминают приглушенные разрывы
снарядов. Именно такими они должны слышаться
человеку в летном шлеме.
В итоге своего расследования Торнейкрофт
пришел к выводу, что старый бомбардировщик «Авро
Линкольн» стал местом проявления «звуковых
привидений». Такие акустические аномалии, как
осторожно назвали их ученые, наблюдались не
только в Музее британских ВВС. В течение
нескольких ночей в ноябре 1986 года в графстве
Сомерсет, Англия, комнаты на первом этаже
небольшой фермы наполнялись голосами прежних
жителей.
Очевидцы, которые слышали загадочные беседы из
прошлого, утверждали, что в начале и в конце
каждого разговора раздавался отдаленный щелчок,
какой бывает при включении радио. Но ни радио, ни
телефона, ни какого-либо другого искусственного
источника звука на ферме не было.
Примечательно, что такой же металлический
треск предшествовал оглушительной какофонии,
которая звучала в Пойнт-Лукауте на бывшем маяке,
ставшем жилым зданием. Происходило все это в
американском штате Мериленд в январе 1973 года.
Владелец дома Джеральд Дж.Свора регулярно
просыпался от хлопанья дверей, громких шагов,
каких-то непонятных выкриков. Беспокоясь за свое
психическое здоровье, Свора решил записать все
происходящее на пленку и оставил на ночь
включенным катушечный магнитофон. Утром на
пленке оказалось много различных звуков, включая
отдельные различимые фразы, которые, как
показалось Джеральду, касались лечения каких-то
болезней. Он дал прослушать пленку врачу, но тот
не смог сказать ничего вразумительного
относительно записанного на ней. А вот местный
библиотекарь, покопавшись в архивах, установил,
что во время гражданской войны в Америке в этом
доме размещался полевой госпиталь.
То, что «звуки из прошлого» не подделка, помимо
всего прочего доказывает их самопроизвольное
появление на магнитофонной пленке. Причем
подобные случаи происходили не раз. Так, в 1978 году
молодая англичанка Джойс Маккарти из Уайтхета
обнаружила, что ее домашние записи альбома Донны
Самер оказались стертыми, а вместо них появились
крики людей, шум какого-то обвала, плеск воды.
Причем до этого Джойс проигрывала пленку десятки
раз. Изумленная Маккарти отнесла запись в
местный университет, где ее проверили на кафедре
физики. Специалисты по акустике не смогли
установить, каким образом на пленке появились
новые звуки, причем они оказались наложенными на
все-таки до конца не стертую музыку. По их
заключению, сделать это без специальной
аппаратуры нельзя.
К расследованию подключились местные историки,
которые установили, что дом Маккарти расположен
на месте бывшей угольной шахты. Один из
историков, занимавшийся спиритизмом,
предположил, что есть связь между загадочными
голосами на пленке и катастрофой, которая
произошла на шахте ровно сто лет назад. Когда
запись была очищена от едва слышных звуков
музыки и различных шумов, удалось разобрать
имена нескольких шахтеров, которые погибли при
затоплении шахты во время катастрофы.
Некоторые исследователи, правда, считают, что
звуковые «призраки» не имеют ничего общего с
призраками, так сказать, традиционными, а
являются проявлением глобального
энергоинформационного поля, окружающего нашу
планету. Как бы там ни было, но, если верить
свидетельствам очевидцев, и те, и другие
«невидимки» существуют. Так, может быть, словарь
русского языка, о котором идет речь в самом
начале нашего повествования, не так уж и прав?
Сергей ДЕМКИН
|